Организация питания в группе
консультация на тему

Консультация по вопросу организации питания детей дошкольного возраста в группе детского сада. Воспитание культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_pitaniya_v_gruppe.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Лесная сказка»

г. Пушкино

Консультация

«Организация питания в группе.

».

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

Галютина Ольга Николаевна

г. Пушкино

2013г.

Организация питания в группе.

Сервировка стола

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка. Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера…

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

Во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают.

Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Мы должны вести большую работу с воспитанниками, отучая их от этой дурной привычки. Всегда говорить им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью. Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, отварная рыба, творожники, омлет, разные запеканки нужно давать детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит), необходимо учить их отделять ребром вилки по кусочкам и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Нужно учить детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.

Пирожки, печенье, вафли необходимо ставить на середину каждого стола в общих тарелках. И учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, или печенье, что лежит ближе к ним.

Одним из условий необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (младшие воспитатели и воспитатели ) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом о делах связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают, есть культурно.

Культура поведения за столом и дети

Как воспитать ребенка и привить ему культуру поведения за столом, в общении со взрослыми или сверстниками, правилам гигиены?

Сервировка.

  1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
  2. Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх. Вилки зубами вверх.
  3. Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см.
  4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо!
  5. Всегда на столах имеются салфетки.
  6. Соблюдается последовательность сервировки.

Правила поведения за столом.

  1. Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста".
  2. Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку
  3. Правильно держат ложку.
  4. Умеют пользоваться ножом.
  5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
  6. Не едят с целого куска.
  7. Не выбирают кусок на тарелке.
  8. Яичницу, рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа.
  9. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
  10. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
  11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
  12. Не запрокидывают голову во время питья компота.
  13. Не наклоняются низко над тарелкой.
  14. Пережевывают пищу с закрытым ртом.
  15. Не чавкают.
  16. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.
  17. Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки.
  18. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх.
  19. Благодарят после еды и убирают посуду.
  20. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.

Как научить?

  1. прямое обучение;
  2. показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, использование литературных сюжетов;
  3. систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены.

Для воспитания этикета у детей необходимы следующие условия:

  1. Позитивный настрой (обращение по именам, похвала).
  2. Пример взрослых (создание доброжелательной, дружественной обстановки).
  3. Связь с семьей (единство требований детского сада и семьи).

Способы педагогического воздействия на детей:

  • Приучение (по образцу поведения).
  • Упражнение (повтор определенных действий).
  • Воспитывающие ситуации (создание условий для применения навыка).
  • Поощрение (похвала).
  • Пример для подражания (наглядный пример).
  • Примеры из литературы (поступки героев).
  • Разъяснение (как и почему следует поступать в той или иной ситуации).
  • Беседа (возможность высказать свое мнение).

Воспитание культуры поведения

Культура поведения проявляется в опрятности, аккуратности, в умении красиво есть, взаимоотношениях с взрослыми и детьми, в речи.

Понаблюдайте за своим ребенком.

Замечает ли он непорядок в своей одежде, прическе и умеет ли устранять его самостоятельно или с помощью взрослых?

Аккуратно ли складывает свои вещи, вешает ли одежду на место?

Моет ли руки перед едой и по мере загрязнения?

Не забывает ли полоскать рот после еды, чистить зубы на ночь?

Умеет ли самостоятельно, без напоминания пользоваться носовым платком?

Отворачивается ли при кашле и чихании?

Умеет ли правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой? Аккуратно ли ест? Благодарит ли взрослых, выходя из-за стола?

Здоровается и прощается ли ребенок с взрослыми и детьми, благодарит ли за помощь, услугу?

Приучен ли не вмешиваться в разговор старших, не перебывать говорящего?

О человеке, вежливом, внимательном к окружающим, тактичном и скромном, умеющем красиво держать себя, мы говорим: "Хорошо воспитанный человек".

Умение всегда быть аккуратным, красиво есть, проявлять предупредительность, уважение к другим людям нужно начинать воспитывать как можно раньше. В противном случае у ребенка могут закрепиться плохие привычки, и тогда уже придется бороться с ними. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.

Когда дети были в младшей группе, мы прививали им культурно-гигиенические навыки, приучали их здороваться, прощаться, вежливо обращаться к взрослым за помощью, благодарить. Показывали, как нужно аккуратно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, поев, благодарить взрослых. У многих детей эти навыки стали достаточно прочными.

Дети четырех лет уже более самостоятельно, у них больше умений, знаний, они способны многое понять. На пятом году жизни на основе усвоенных ранее навыков необходимо формировать более сложные, например навыки культуры взаимоотношений. На новом возрастном этапе ребенок уже может осознать, что, выполняя правила культурного поведения, он тем самым выражает свое отношение к окружающим: когда, приветливо здороваясь, прощаясь, проявляет внимание и уважение к другим людям; когда благодарит, выражает им признательность за заботу, помощь; соблюдая чистоту и аккуратность, заботится об удобствах окружающих, проявляет уважение к их труду.

Разъяснение детям, нравственного значения этих правил вызывает интерес к ним, желание их выполнять, формирует нравственные мотивы поведения.

Таким образом, наша задача не только приучать детей. Выполнять те или иные правила поведения не только обучить их хорошим манерам, но и воспитать их внутреннюю культуру, чтобы дети поступали должным образом в силу уважительного отношения к людям.

Приучить ребенка выполнять правила гигиены - значит, оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Ребенок должен твердо усвоить, что нельзя садиться за стол с невымытыми руками, нельзя есть немытые ягоды, фрукты.

В детском саду приучают детей мыть руки после прогулки, после пользования туалетом. Но те дети, от которых дома этого не требуют, обычно нуждаются в напоминаниях. Обязательными должны быть полоскание детьми рта после еды, чистка зубов (перед сном). Эта привычка, воспитанная в детстве, помогает сохранить зубы в хорошем состоянии на долгие годы.

Часто можно видеть, как родители, заметив, что ребенок выглядит неряшливо, сразу же принимаются заправлять рубашку, застегивать пуговицы и т. п. И очень редко можно услышать, как родители говорят: "Посмотри на себя, как ты неряшливо выглядишь! Приведи себя в порядок!". В первом случае у ребенка создается представление, что за его аккуратность несут ответственность взрослые, и если что не так, они все исправят. Во втором - ребенок чувствует, что, если он выглядит неряшливо, это неприятно окружающим и следить за своим внешним видом должен он сам. Только при таком отношении со стороны взрослых у ребенка можно выработать привычку к аккуратности.

Трудно приучить ребенка пользоваться носовым платком, если он не всегда у него есть, и он привык обходиться без него. Поэтому не забывайте давать его ребенку или напоминайте, чтобы он сам доставал чистый платок.

Не забывайте похвалить ребенка за опрятность, подчеркнуть, что он выглядит красиво и всем приятно на него смотреть. Не спешите, заметив погрешность в костюме ребенка, устранять ее, лучше предложите ему подойти к зеркалу и посмотреть, все ли у него в порядке. Многие правила культурной еды продиктованы заботой о здоровье человека. Так, считается неприличным, есть на улице. Но это, прежде всего, негигиенично, вредно для пищеварения. Неприлично говорить с полным ртом. Это делать также и опасно - можно подавиться.

Приучайте ребенка правильно пользоваться вилкой, не бойтесь давать ему нож (с тупым концом). Пусть ребенок привыкает, есть, держа вилку в левой руке, а нож в правой. Этот навык легко формируется в детстве и закрепляется на всю жизнь.

Напоминайте ребенку, что пищу надо брать понемногу, тогда ее легко пережевывать, что сидеть с набитым до отказа ртом, из которого вываливается не поместившаяся еда, очень некрасиво и соседям по столу видеть это неприятно.

•        Если вы хотите приучить ребенка пользоваться салфеткой, не забывайте ставить их на стол.

•        Если ребенок выходит из-за стола не поблагодарив, напоминайте ему об этом.

•        Напоминайте также о необходимости благодарить взрослых и детей за оказанную помощь.

Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах. Дети не должны громко разговаривать, бегать, требовать место у окна... Ребенку следует объяснить, что своим несдержанным поведением он может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми, которые находятся рядом. С малых лет нужно приучить ребенка сдерживать свои желания, если они идут вразрез с желаниями окружающих. Мы же нередко оправдываем эгоистичное поведение ребенка тем, что он "еще маленький".

Но, воспитывая у ребенка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому. К сожалению, еще приходится слышать, как раздраженные поведением ребенка родители кричат: "неряха", "неумеха" и т. п. Безусловно, когда поступок ребенка заслуживает осуждения, мы должны дать ему понять, что недовольны им, даже возмущены, разгневались (в зависимости от меры вины ребенка), но это надо делать, не унижая его. Чувство собственного достоинства нужно воспитывать, оберегать. Если мы сформируем у ребенка это чувство, то, опираясь на него, успешнее сможем решать многие вопросы воспитания.

Для того, чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, становилось для него привычным, нужно упражнение. Здесь необходим контроль и напоминание взрослых. Такое напоминание делается доброжелательным, спокойным, но твердым голосом.

Наиболее трудно усваивают дети правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать сыну или дочери, что они должны здороваться первыми, что нельзя входить в чужую комнату, не постучавшись, что нужно уступать место старшим и т.д.

Нам, взрослым, нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.

Использование художественного слова и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек мы читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

•        приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;

•        уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

•        учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);

•        познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);

•        учить сервировать стол к чаю;

•        привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Обращать внимание на красоту правильного сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка по итогам тематического контроля "Организация питания в группе"

Внутренний контроль – главный источник информации для анализа состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности ДОУ. Под внутренним контролем понимается проведение администрацией ...

Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного учреждения

ПИТАНИЕ - один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и разв...

Презентация на тему: "Организация питания в группах раннего возраста"

Презентация для педагогов групп раннего возраста поэтапной организации питания у детей в 1 младшей группе....

Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного учреждения

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового...

"Организация питания в группах ДО" карта оперативного контроля

Оперативный контроль по теме: ""Организация питания в ДО"...

консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"

консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"...

Осуществление контроля за организацией питания в группах

Работа по организации питания детей в группах...