Культура поведения дошкольника.
статья на тему

Дорошина Ирина Геннадьевна

Эффективными средствами воспитания являются правильно организованный режим , занятия , игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность , если воспитатель активизирует деятельность ребят , их познавательные интересы , ненавязчиво , но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту , в общении , в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и , в свою очередь , подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно выделить следующие компоненты: культура деятельности , культура общения , культурно- гигиенические навыки и привычки.(4.А.М.Виноградова)

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях , в играх , во время выполнения трудовых поручений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_doshkolnika.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Культура поведения дошкольника.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственно воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно- образовательного процесса.

Эффективными средствами воспитания являются правильно организованный режим , занятия , игры и разнообразная самостоятельная художественная деятельность , если воспитатель активизирует деятельность ребят , их познавательные интересы , ненавязчиво , но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту , в общении , в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и , в свою очередь , подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно выделить следующие компоненты: культура деятельности , культура общения , культурно- гигиенические навыки и привычки.(4.А.М.Виноградова)

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях , в играх , во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место , где он трудится , занимается , играет; привычку доводить до конца начатое дело , бережно относиться к игрушкам , вещам , книгам.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным,  содержательным занятиям , умение дорожить временем.

Для определения достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели , как умение и желание ребенка трудиться , интерес к выполняемой работе , понимание ее цели и общественного смысла; активность , самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками , основанных на уважении и доброжелательности , с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения , а также вежливое поведение.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом , но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий , слов , жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой , естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов , умение говорить лаконично , сохраняя спокойный тон.

При организуемых педагогом воспитательно – образовательных мероприятиях поведение , вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями , содержанием материала и формами организации детей. Понятно , что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче. Но не менее важно воспитывать культуры общения в повседневной жизни , в разных видах их самостоятельной деятельности. С другой стороны , овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх , в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности , содержание в чистоте лица , рук , тела , прически , одежды , обуви продиктована не только требованиями гигиены , но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать , что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим , что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек , не умеющий следить за собой , своей внешностью , поступками , как правило , небрежен в работе.

Педагоги и родители должны постоянно помнить , что привитые в детстве навыки , в том числе культурно – гигиенические , приносят человеку огромную пользу в течении всей его жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и эстетический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом , а также к тем кто приготовил еду.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила : нельзя класть локти на стол во время еды ; есть надо с закрытым ртом , не спеша , тщательно пережевывая пищу ; бережно относиться к хлебу и другим продуктам ; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело , но осуществлять формирование этих навыков необходимо , надо добиваться , чтобы дети ели с удовольствием ,аппетитом и опрятно.                                                                                                       «Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным».(3.Л.Васильева-Гангнус).

Значение воспитания нравственных чувств у дошкольников.

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений , незнание того , «что такое хорошо и что такое плохо» , мешает ему контактировать с окружающими его людьми , может явиться причиной слез , капризов , негативного отношения к требованиям взрослых.

«Сегодня мы вкладываем в понятия «вежливый» , «воспитанный человек» не только и даже не столько умение вести себя благопристойно , хотя , бесспорно , подобные навыки(внешние проявления культуры) обязательны для каждого воспитанного человека!»

Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований недостаточно , чтобы пробудить подлинные чувства.

На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья , детский сад , окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным , так и отрицательным . иногда же оно противоречиво.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными , более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям , ко всему живому должна быть целенаправленной , систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.

Опыт показывает , что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе , доброте , честности , справедливости являются причиной частных конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить , что знают сами дети об этике отношений между людьми.

Анализ и сравнение ответов детей показывает , что у тех из них , с кем не проводилась серьезная воспитательная работа , этические представления или недостаточно правильные , или отсутствуют вовсе.(5.С.А.Насонкина).

Представление других детей точны и содержательны. Они знают , что быть добрым – это делиться с товарищами сладостями , игрушками , помогать тем, кто попал в беду и т.д., справедливым – это быть честным.

При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером , так им легче входить в сложный круг отношений между людьми.

Выявлять знания и формирования представлений детей можно , не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед , различных педагогических ситуаций , в которых дети должны быстро принять какое- то решение , что – то сделать , предпринять , чтобы выйти из затруднения.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы , в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация , а , как в сказках , были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, можно прочитать рассказ Н. Носова «Карасик». После чего провести беседу. Но необходимо так построить беседу , чтобы дети глубже задумались поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом , но и развитие их чувств.

Вопросы , которые может задать воспитатель , примерно такие : что беспокоило героя? Почему он так переживал? Ответы детей на эти вопросы показывают , что причину тяжелого душевного состояния героя они связывают непосредственно с его виной.

Таким образом , все участвующие в беседе дети согласны , что мальчик поступил плохо , но не все могут правильно это объяснить. Тогда на помощь ребятам должен прийти педагог.

При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи , сосредоточивать их внимание на жизненном опыте. Например , можно предложить ребенку рассказать о каком- нибудь случае несправедливости , свидетелем которого он был , и спросить у него , что он сделал для того , чтобы исправить эту несправедливость.

Реакция и ответы детей на предложение воспитателя вспомнить случаи их собственного несправедливого отношения к кому- либо могут быть различными. Многие дети мгновенно отрицают самую возможность такого поведения.(«Я никогда не поступаю плохо».). Но в тоже время в ответах некоторых детей звучат элементы самокритичности , умение разглядеть плохое в себе , будь то нарушение ими каких- либо обещаний или нанесение кому- то незаслуженной обиды.

 Вывод:                                                                                                       Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить , какие этические понятия ими еще не усвоены , и вести воспитательную работу в нужном направлении.

Выявлению и формированию этических представлений детей , воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу , когда они вместе играют , трудятся , занимаются , идут на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Культура поведения дошкольника.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура пов...

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Культура поведения дошкольников

В статье описана необхоодимость соблюдения правил культуры поведения, формирование их уже с раннего возраста. Составляющие правил культуры поведения....

Культура поведения дошкольников

Консультация для родителей Культура поведения дошкольников Уважаемые родители! Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необхо...

Культура поведения дошкольников

Культура поведения дошкольников Консультация для родителей Культура поведения дошкольников Уважаемые родители! Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного ...

формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников

Основные аспекты формирования навыков общения и культуры поведения у воспитанников детского сада....