Культура поведения дошкольника.
материал (средняя группа) по теме

Богданова Татьяна Владимировна

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Культура поведения дошкольника.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребенка в непосредственно организованной взрослыми  деятельности, в играх, во время выполнения трудовых поручений.  Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещем, книгам.

Дети в среднем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для непосредственно организованной деятельности, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Для определения, достигнутого в воспитании культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполняемой работе, понимание ее цели общественного смысла; активность самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата;  взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком  норм правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной  обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым т. е. поступать руководствуясь чувством уважения к окружающим.

Уже в младшем, особенно в среднем дошкольном возрасте ребёнка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно  в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.  Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктован не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети  должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками,  как правило, небрежен в работе.

Культура еды – ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается  на уважении к сидящим рядом,  а также к тем, кто приготовил пищу.

Уже с младшего возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережёвывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами.

Важно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические,  приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение родителями  и  педагогами богатого арсенала различных методов. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными.

Особое внимание требует организация быта, повседневной жизни детей. Режимные процессы – умывание, одевание, сон, питание, прогулка, игры и т.д. – представляют благоприятные  возможности для воспитания культуры поведения.  Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребёнка чувства времени, необходимой активности,  самостоятельности в поведении.

Навыки культуры поведения формируются в разнообразных играх, и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных  поручений.  Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка  форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности.

При воспитании детей  от 4до 5 лет внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде,  в различных видах деятельности. Приобретенные и усвоенные навыки они  уже способны  использовать  и в новых для них ситуациях, например моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями уборки групповой комнаты и т.д., а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята способны бережно относиться к природе, не только аккуратно пользоваться  игрушками, вещами, но и  могут чинить их, приводить в порядок.

В  возрасте 4 -5 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети к этому возрасту уже овладели (должны были овладеть) элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.

 Поэтому  наряду с показом образцов поведения детей в разных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Важно, например, не только заботиться о четкой организации  уклада жизни детей, поддержании привычных им условий быта, игр, взаимоотношений, но и  приучать их поступать должным образом в новой для них или частично изменённой обстановке. Важно использовать  беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.

Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм  и, воздействуя на эмоциональный и волевой  действенно-практический компоненты личности ребенка, поддерживают у него желание поступать правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Культура поведения дошкольников

В статье описана необхоодимость соблюдения правил культуры поведения, формирование их уже с раннего возраста. Составляющие правил культуры поведения....

Культура поведения дошкольников

Консультация для родителей Культура поведения дошкольников Уважаемые родители! Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного человека и этой проблемой необхо...

Культура поведения дошкольников

Культура поведения дошкольников Консультация для родителей Культура поведения дошкольников Уважаемые родители! Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью воспитанного, интеллигентного ...

формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников

Основные аспекты формирования навыков общения и культуры поведения у воспитанников детского сада....

"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа

Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...