Проект классическая музыка в детском саду
проект на тему

Тимонова Ольга Николаевна

      Сегодня современные люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, интернет, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.  Она превращается в практически не воспринимаемый шум.  Доказано, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность, агрессию.  О том, что музыка воздействует на организм человека.  Но необходимо правильное понимание воздействия любых звуков и музыки на живой организм. Именно к этому стремится звукотерапия, цель,  которой,  добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующие звено, которое на долгие годы обеспечило бы человеку здоровье и радость бытия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект                       «Классическая музыка в детском саду».

Авторы проекта: воспитатели: Попюк Виктория Владимировна, Тимонова Ольга Николаевна, муз. Руководитель Лушкина Елена Ивановна.    

Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь – май) -  долгосрочный

Тип проекта: творческий

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; родители; специалисты; социальные партнеры – ученики школы искусств «Дар»,  творческие коллективы  музыкальных театров.

Возраст детей: 6-7 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: Реализация данного проекта поможет преодолеть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства разными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса

Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи проекта

Для детей: 

∙         Формировать эстетический вкус детей;

∙        Знакомство с нормами поведения в театре;

∙        Побудить детей обратиться к родителям с просьбой  о посещениях музыкальных театров, филармонии,  консерватории.

Для педагогов:

∙        Создать условия, методическое обеспечение проекта;        

∙        Организовать и провести  встречи  детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета);

∙        Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;

∙        Создать мотивацию к занятию классическим искусством;

∙         Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в  разных областях образовательной деятельности классическую музыку.

∙        Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми;

Для родителей:

∙        Создавать условия для знакомства ребенка  с музыкальными классическими произведениями в домашней обстановке;

∙        Организовывать  семейные походы в театр, консерваторию.

 Побуждать ребенка к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомые произведения классиков, и  участвовать  в  музыкальной  деятельности вместе с детьми.

Для социальных партнеров:

∙        Дать возможность детям  эмоционально почувствовать классическую музыку в «живом исполнении».

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Развлечение – концерт (совместно с родителями)

 

Продукты проекта

Для детей:

∙        Исполнение в разных видах музыкальной деятельности  классических произведений (танец, песня, детский оркестр)…

∙         Выставка детских рисунков «Мы рисуем музыку»

 

Для педагогов:

∙        презентация проекта.

Для родителей:

∙        Фото и видеоверсия;

  •  Оформление информационных стендов.

 

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей: 

∙        Обогащать впечатления, формировать эстетический вкус, развивать память, мышление, речь.

∙        Создание атмосферы праздника во время посещений театров, концертов, слушая «живую музыку» в детском саду в исполнении гостей – музыкантов.

∙        Осознанная радость и эмоциональность  во время восприятия и исполнения музыки композиторов – классиков;

Для педагогов:

∙        Способствовать проявлению  положительных эмоций у детей  во время слушания классической музыки, и создание условий для этого.

∙        Стимулировать желание ребят слушать и исполнять классическую музыку в самостоятельной деятельности на протяжении всего проекта;

∙     Активно использовать классическую музыку в разных областях образовательной деятельности совместно с другими методическими материалами.  

Для родителей:

∙        Видеть  и развивать  интерес у ребенка к  музыке композиторов классиков.

 



Предварительный просмотр:

                                                             http://pix.academ.org/img/2008/02/06/f7d74f8f3388ace470240d3ad397804b

                           « Ребенок, испытавший радость творчества

                                            даже в самой минимальной степени,

                                                      становится другим, чем ребенок,

                                                          подражающий  актам других»

                                                                                                                   Б.Асафьев

Гипотеза:     Влияние классической музыки способствует  формированию музыкального вкуса и  развитию творческого  потенциала  личности ребенка.

Цель проекта:           Развитие у детей творческих музыкальных способностей через восприятие и понимание классической музыки.

Задачи проекта:

  1. Развивать   творческие способности детей  к самовыражению и самореализации;
  2. Способствовать формированию музыкального вкуса ребенка;
  3. Развивать музыкальные и сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста;
  4. Повышать уровень развития познавательных процессов, развитие звукового восприятия, представления, воображения;
  5. Расширять эмоциональный  опыт детей,  воспитание  эстетического восприятия других видов искусства.
  6. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми и художественными образами.
  7. Снижение эмоционального напряжения ребенка и  регулирование  его психофизического состояния через классическую музыку.
  8. Внедрение классической музыки в различные виды деятельности ребенка;
  9. Повышение музыкальной компетенции родителей, педагогов.

Актуальность:    

      Сегодня современные люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, интернет, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.  Она превращается в практически не воспринимаемый шум.  Доказано, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность, агрессию.  О том, что музыка воздействует на организм человека.  Но необходимо правильное понимание воздействия любых звуков и музыки на живой организм. Именно к этому стремится звукотерапия, цель,  которой,  добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующие звено, которое на долгие годы обеспечило бы человеку здоровье и радость бытия.

  Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное  в дошкольном детстве – невосполнимо! Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Размышляя о «здоровьетворящем» искусстве я изучала результаты современных медицинских исследователей и убедилась в том, что длительное универсальное эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения на организм  детей оказывают только хорошо известные классические и народные мелодии. Это произведения П.И. Чайковского, СВ. Рахманинова, И.-С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л. Бетховена, Моцарта и др. Построение большинства музыкальных произведений великих мастеров подчинено строгой математической логике (количество и соотношение длинных и коротких повторов).  

          Воспитание детского музыкального вкуса  и раскрытия творческого потенциала ребенка –  вопрос сложный и мало изученный.  Эта существенная проблема заинтересовала меня, и я решила  заняться поиском путей эффективного формирования  музыкального вкуса и развития творческих музыкальных способностей  каждого ребенка.  Проанализировав опыт своей многолетней работы  в детском саду и проведя мониторинг усвоения детьми программных задач по разделу «Ребенок в мире музыки» ( наш детский сад реализует комплексную образовательную программу нового поколения «Детство»), я пришла к выводу,  что самые низкие показатели по критерию – развития музыкального творчества  детей.   Из года в год эти цифры  имеют небольшую тенденцию  роста. Об этом  свидетельствуют и данные диагностики, которые я провела  на группах старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Интегрированное музыкальное занятие "Волшебные звуки зимы"
Дети входят в зал (звучит фонограмма зимней вьюги).


Музыкальный руководитель: Что это? Может быть летний ветерок ( Ответы детей). Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, Чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание ветра, затем на звуке «у» изображаем завывание зимней вьюги. ( Муз.рук. рукой « рисует» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури»)
Страшно и неуютно
становится от такого ветра.

Отгадайте загадку:

 Звонкая погода, снега кутерьма
Это время года мы зовём……

Дети: Зима!
Звучит «Вьюга» Чайковского. Входит «Зима».

Зима: Здравствуйте! 
А вот я и сама
С вьюгой, ветром, холодами
Русская Зима.
Вы меня не испугались?
К тёплой печке не прижались?
Не пожаловались маме?
Можно жить я буду с вами?

Дети: Можно!
Зима: Но если можно, то я вас приглашаю в зимнее путешествие. А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке!
Музыкальный руководитель: Ну, что ж, приготовились. Зима нам будет рассказывать, а мы с вами будем все это озвучивать.

Зима. Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит ( свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец доехали.
Тпру-у, приехали!

Музыкальный руководитель: Проходите, садитесь. Сейчас зима, и не случайно наш музыкальный зал превратился в зимнюю поляну.
Зима… Какая она? Какими красками художница природа рисует зиму?
( ответы детей)

Зима. Посмотрите на эту картину. (картина с изображением зимы, по выбору музыкального рук.). Заснеженный лес. Деревья стоят зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом.
Мы смотрим на картину, будто слышим слова «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»

Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте попробуем соединить краски картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга. Слушать мы будем музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».
( Дети слушают музыку).
Зима. Не хватает только красивых выразительных стихов о зиме.
Музыкальный руководитель. А вот  Алена знает такое стихотворение, оно так и называется «Зимнее утро».

Ребенок. Александр Сергеевич Пушкин.

Под голубыми небесами,
Великолепными коврами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами увидели и услышали, как художники, композиторы, поэты любили зиму за ее волшебную красоту и посвящали ей свои произведения.
Зима. Ребята, а что вам нравится зимой?
(ответы детей)
Музыкальный руководитель. А мы с вами знаем песенку «Снежный ком» и исполним ее с движениями.
( Игра сопровождается очень простым движением: все двигаются врассыпную, вращая перед собой предплечьями, имитируя движения снежного кома, на последние слова стукают себя по лбу и падают на пол).
Ребята, а как называется эта песня?
(Музыкальный рук. играет мелодию песни, дети угадывают)

Песня «Зимушка – зима» муз и слова Л. Вахрушевой.
 Мы с вами знаем, что зима бывает разная, бывает веселая, но бывает и суровая, холодная, морозная. Послушайте песню в исполнении ребят.

Русская народная календарная песня «Зима»

Уж ты зимушка – зима, зима снежная была,
Все кружила и мела, примораживала.
Примораживала, повысушивала,
калинушку с малиной позаламывала.
позаламывала, повызнобила,
С шелковой травы цветы повысушивала.

(Дети садятся в кругу на полу, держа в каждой руке по палочке.
Во время пения выполняют палочками два ритмичных удара, песню поют под аккомпанемент металлофона)
Музыкальный руководитель. ( вызывает к себе ребенка)

Не рисовал не я не ты
Откуда на окне цветы?

Ребенок. Пока я спал, пока он спал
Их Дед Мороз нарисовал.
На окне старик Мороз,
Льдинкой росписи нанес.

Ребята, я вам сейчас раздам ледяные палочки, «карандаши» дедушки Мороза и мы тоже попробуем нарисовать узоры.
(Звучит музыка по выбору музыкального руководителя. Дети бегут друг за другом, останавливаются, стучат палочками, кружатся и строят на полу общий узор из палочек. ( Игра повторяется).
Зима любуется узором.
Музыкальный руководитель.
Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие, воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Пока девочки готовятся к танцу, мы должны выбрать те музыкальные инструменты, которые больше всего подойдут для танца снежинок.
П.И. Чайковский. Музыка из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев».
(остальные ребята, украшают танец озвучиванием колокольчиков).
Молодцы, ребята. очень красивый у нас получился танец. А теперь давайте поиграем. Зимушка собирай всех в хоровод.
Игра «Зимушка – зима»
(Дети встают в круг, берутся за руки, ведут хоровод. В центре круга – Зима.

Дети поют, затем произносят « Мы мороза не боимся, Как снежинки разлетимся».
разбегаются и останавливаются в красивых позах. (игра проводится 2 раза).
Зима. Ребята, мне было с вами очень весело, но мне надо торопиться, у меня еще много дел в лесу: нужно веточки засыпать снегом. В поле, в лесу, расстелить белый пушистый ковер и спрятать под ним от мороза зверей, а зайчикам подарить белые шубки. Да и деда Мороза нужно поторопить, чтобы заковал речку льдом и подарки для всех ребят приготовил.
До свидания, ребята! (уходит).

Музыкальный руководитель. Зима – волшебница! Мы с ней еще встретимся на прогулке. Она также нас будет радовать своими волшебными звуками:
скрипом снега под ногами, звоном сосулек, танцем снежных хлопьев и веселыми зимними играми. А теперь нам пора идти в группу.
Звучит тихая музыка. Дети уходят из зала.
 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Звуки и мелодия».

Цель: Познакомить детей с понятием «Звук». Ввести понятия: мелодия, композитор, опера, балет, оркестр, марш. Стимулировать интерес к музыке. Развивать фантазию, творчество.

Оборудование: «Записи звуков природы».

Барабан, игрушки кошки, собаки, утенка; колокольчик, металлофон.

Ход занятия:

        Здравствуйте, ребята! Мир, окружающий нас, наполнен различными звуками. Какие звуки вы обычно слышите дома? (Ответы детей.)

Верно! Голоса родных, журчанье воды, бегущей из открытого крана, ворчание закипающего чайника, шум разных электроприборов, а еще звуки музыки, льющейся из радиоприемника, магнитофона и телевизора.

        Какие звуки можно услышать на улицах большого города? (Ответы детей.) Конечно же, на городских улицах слышится шум транспорта, голоса людей.

        Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шуршание дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, сердитое завывание ветра.

(Звучит фонограмма вьюги, дождя, пение птиц.)

Видите, как много звуков мы с вами вспомнили!

Все на свете дети знают,

звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

самолета громкий ропот,

Гул машины во дворе,

лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

 музыкальные есть звуки.

Задание: Рассмотреть барабан, игрушки кошки, собаки, утенка, колокольчик, металлофон и попросить детей назвать, когда они слышат шумовые звуки, а когда – музыкальные. Провести музыкально-дидактическую игру «Какой инструмент звучит.

(«Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михай

Для композитора обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию. Мелодия – греческое слово, которое в переводе значит «пение песни». Мелодия – это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства, настроения.

                                

                                Композитор

Композитор музыку слышит

в шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

 а музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

 в шелесте листьев, в пляске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет,

 песню споем мы вместе с тобою.

        Должно быть, вы уже догадались, что композитором называют человека, который сочиняет музыку. Композитор – латинское слово, в переводе означает «сочинитель».

        Многие композиторы писали и пишут сейчас музыку для детей. Замечательный русский композитор П.И.Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детский альбом». В нем есть такие музыкальные пьесы, как «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

(Звучит фонограмма «Марш д.с.», «Болезнь куклы». Обратить внимание детей на характер пьес. Первая – бодрая, маршеобразная, вторая – спокойная, печальная, напевного характера.)

           

(Оркестр – большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих музыкальные произведения.)

        (Звучит фонограмма «Лебедь». Обратить внимание детей на характер, темп.)

Физкультминутка.        Мы играем на гармошке.

                                Громко хлопаем в ладошки.

                                Головой слегка качаем.

                                Руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.                        (Движения выполняются по

Наши ручки: хлоп, хлоп!                Тексту)

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

        Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

(Опера – итальянское слово, которое означает «действие». Опера родилась в итальянском городе Флоренция в ХУI веке. В опере все артисты поют, а массовые сцены исполняет хор.

Балет – слово балет происходит от итальянского слова «Балло», что значит танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединяется музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство.

Марш – французское слово «марш» в переводе означает «ходьба». В музыке так называются пьесы, под которые удобно идти в строю.)

С.С.Прокофьев создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк».

        Композитор Ген. Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты».

(Звучит в записи песня Бременских музыкантов.)

        А его однофамилец Григ. Гладков написал музыку к мультфильму «Пластелиновая ворона». (Звучит запись)._

        Я думаю, многие из вас знают и любят песни Влад. Шаинского «Голубой вагон», «Песня про улыбку», «Пусть бегут неуклюжи». (Зв. фоног.)



Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия к проекту "Симфонический оркестр".

Тема: В мире музыкальных инструментов.

Цель: знакомство со струнными музыкальными инструментами: скрипкой, балалайкой и гитарой; познакомить детей с симфоническим, русских народных инструментов и эстрадным оркестрами.

Программные задачи: 

  1. Закрепить понятия "вокальная" и "инструментальная" музыка.
  2. Дать определение оркестра.
  3. Познакомить с определениями: классическая, народная и эстрадная музыка.
  4. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях струнных инструментов: скрипки, балалайки, гитары.
  5. Рассказать легенду возникновения струнных инструментов.
  6. Расширять музыкальные впечатления детей.
  7. Обогащение словаря терминами: оркестр, дирижёр, пюпитр, музыкальный фрагмент.
  8. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
  9. Познакомить с расположением симфонического оркестра.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стульчики.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.

Звучит "Вальс цветов" П.И. Чайковского в грамзаписи в исполнении симфонического оркестра.

- А кто исполняет эту чудесную музыку?

- Правильно, оркестр.

А на сцене будто праздник:
Серебро и медь,
Сколько труб и скрипок разных –
Трудно рассмотреть.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет.
Дирижёр, он в чёрном фраке,
Он, как ласточка одет.
Всё блестит в сиянье света
Не найти свободных мест.
Мы, ребята, знаем – это
Симфонический оркестр!

- Какая бывает музыка? /Вокальная и инструментальная./

- Сегодня речь пойдёт об инструментальной музыке. Её исполняют оркестры.

- Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах. Оркестры стали появляться очень давно. Сейчас есть симфонические оркестры, русских народных инструментов, эстрадные, духовые, камерные, шумовые и т.д.

Самый богатый – симфонический оркестр. Он может исполнять разную музыку и передавать тончайшие настроения человека.

- Симфонический оркестр умеет раскрыть почти всё, на что способна человеческая речь: он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебет птиц. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых различных инструментов, а количество их порой достигает ста!

Показ и рассматривание схемы оркестра .

- Все исполнители расположены в определённом порядке. Впереди струнные – скрипки, виолончели, контрабасы. Далее духовые: медные – трубы, тромбоны, тубы; и деревянные – гобои, флейты, кларнеты, фаготы. Далее ударные: барабаны, литавры, тарелки, треугольники.

В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. /Показ иллюстрации./

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

- У нас тоже есть свой оркестр. Он – шумовой. Давайте поиграем в игру.

Игра "Оркестр".

- Впереди оркестра расположены струнные инструменты. А какие струнные вы знаете?

- Я познакомлю вас со струнными музыкальными инструментами, а какими – отгадайте сами.

Звучит "первый концерт" П.И. Чайковского. Показываю инструменты – дети их называют.

- А как же пришли к нам эти инструменты?

- Давным-давно наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелу. Однажды они услышали, что тетива очень красиво и звонко поёт. Так появились струны.

Все эти инструменты называют струнными, но исполняют на них разную музыку. На скрипке – симфоническую, на балалайке – русскую народную, на гитаре – эстрадную. Звучать они могут самостоятельно или в оркестрах, но в одном оркестре они никогда не играют, потому что звучат по-разному.

- Давайте послушаем небольшой отрывок – музыкальный фрагмент и вы попробуете определить инструмент, который будет звучать.

Слушание "первый концерт" П.И. Чайковского для скрипки с оркестром.

- Вы узнали музыкальный инструмент?

- Конечно, это скрипка. Недаром её за необычный звук называют королевой оркестра. музыкант, который играет на скрипке – скрипач. Она поёт человеческим голосом.

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив
Его названье … скрипка.

- Посмотрите, как она красива и изящна: тонкая "талия", плавные закругления. Эти отверстия на верхней доске скрипки называются эфы. К корпусу прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты струны. Очень многое в звучании зависит от смычка, который состоит из трости и древка, на который натянут конский волос.

Мы ещё не раз будем встречаться со скрипкой.

Прослушивание звучания балалайки.

- Что это за инструмент звучит? Правильно, это балалайка.

- Внимательно посмотрите на неё. Чем похожа на скрипку и чем от неё отличается? Число струн и смычок не нужен. Балалайка – щипковый музыкальный инструмент. На грифе – чёрточки для точного воспроизведения звуков. На балалайке играли на гуляньях. Пойдёмте и мы попляшем русскую пляску.

Звучит "Барыня" русская народная мелодия в исполнении оркестра русских народных инструментов.

- В оркестре русских народных инструментов звучат гармошки, балалайки, трещотки, свистульки, ложки.

- У нас есть свой ансамбль ложкарей. Послушаем их.

"Танец весёлых ложкарей" русская народная мелодия /"Яблочко"/.

Прослушивание звучания гитары.

- Узнали? Правильно, это гитара. А электрогитара – главный инструмент эстрадного оркестра.

Слушание эстрадного оркестра.

- Ещё один струнный, вернее клавишно-струнный инструмент. Вы его слышите каждый раз, когда приходите на музыкальное занятие. Это пианино. Музыканты называют его фортепиано.

- Сейчас вы увидите, где находятся струны у пианино. (Открываю крышу, показываю молоточки, которые ударяют по струнам; педали).

- Фортепиано может заменить целый оркестр.

 - А теперь я приглашаю вас потанцевать.

 - Итак, сегодня вы узнали много нового и интересного о знакомых вам уже музыкальных инструментах.



Предварительный просмотр:

Мир музыки П.И.Чайковского»

(музыкально - тематическое занятие в подготовительной  группе)

Цель:

  • закрепить знание детьми музыки П.И.Чайковского;
  •  узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты;
  •  учить  детей воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
  •  способствовать развитию творческого воображения;
  •  определять музыкальный жанр, подбирать тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия.

(В центре зала расположен портрет П.И.Чайковского. Дети свободно входят в зал).

       Музыкальный руководитель: Сегодня на нашем занятии прозвучит музыка одного композитора. Мне бы хотелось, чтобы вы сами сказали, чья музыка будет звучать. Посмотрите на портрет и назовите произведения этого композитора.

(Ответы детей).

      М.р.: На прошлом занятиях под звуки «Марша» из балета «Щелкунчик» мы выполняли разные виды ходьбы и бега. Как вы думаете? Какой характер марша вы должны передать в движении?

      Дети: Праздничный, оживлённый, весёлый, шуточный, отрывистый легкий, новогодний, сказочный.

      М.р.: Будьте внимательны, на смену музыки меняем движение.

(Дети выполняют задание, педагог даёт оценку).

      М.р.: А сейчас мы с вами перелистаем страницы музыкального альбома. Вы с помощью движений попробуете оживить музыкальные образы. Узнайте, что за произведение сейчас прозвучит?

Звучит «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.

      М.р.: Как звучит «Сладкая грёза»?

      Дети: Нежно, задумчиво, мечтательно, напевно, задушевно, плавно.

      М.р.: Попробуем передать в движениях настроение этой пьесы.

    (Дети импровизируют)

     Муз. руководитель: Вспомним пьесу П.И. Чайковского.

     Звучит «Старинная  французская песенка», дети узнают

     Правильно. Пофантазируем и пропоём музыку руками.

     (Дети выполняют, передают мелодию из одной руки в другую)

    Муз. руководитель: Послушаем ещё одно музыкальное произведение и    

    скажите, к какому  танцу вас приглашает музыка?

                   Звучит «Камаринская»

    Дети:          Народная пляска «Камаринская»

    Муз. руководитель: Какая это музыка по характеру?

    Дети: Задорная, радостная, удалая, весёлая.

    Муз. руководитель: В этой пьесе несколько вариаций. Вначале хлопками, а    

    потом в движении  попробуем передать смену вариаций.

                  (Дети исполняют)

    Муз. руководитель: На прошлых занятиях вы слушали две пьесы П.И.  

    Чайковского,  разные по содержанию, по переживаниям, выраженных в них.  

    Послушайте и узнайте.

                  Звучат «Болезнь куклы», «Новая кукла»

                     ( Дети их узнают)

     Муз. руководитель: Как вы думаете, почему эти пьесы имеют такие названия?

       

     Дети:  «Болезнь куклы» - грустная, печальная, ласковая, нежная, куколка  

     заболела. А «Новая кукла»- радостная, стремительная, полётная.

     Муз. руководитель: Как мы можем движениями передать характер этой    
    музыки?

      Дети: Они должны быть нежные, как будто девочка гладит и ласкает свою  

     куклу.  А в «Новой кукле» девочка кружится, танцует вместе со своей куклой  

     и,  наверное, чувствует себя очень счастливой.

     Муз. руководитель: Сейчас попробуем выразить чувства, которые передаёт    

     музыка пластикой и  мимикой.

 (Дети исполняют)

     Звучит «Итальянский танец» из балета «Щелкунчик»

     Муз. руководитель: К какому жанру музыки относится это произведение?

     Дети:   Танец.

     Муз. руководитель: Какая это музыка?

     Дети:  Быстрая, огненная, грациозная, блестящая.

     Муз. руководитель: С помощью каких музыкальных инструментов мы можем передать щёлканье кастаньет, её огненный, грациозный характер?

     Дети: Ксилофоны, кубики, бубны, маракасы, музыкальные молоточки.

          Муз. руководитель: Я предлагаю нашим тореро пригласить очаровательных синьор на танец, а  остальные испанцы исполнят этот танец на музыкальных инструментах. Музыку исполняйте ритмично и не очень громко, чтобы услышать правильный ритм музыкального произведения.

                   (Дети исполняют)        

                 Звучит «Вальс» из «Детского альбома»

      Муз. руководитель:  А это какое произведение прозвучало?

                  (Ответы детей)

           Муз. руководитель: Мы слушали «Вальс» в исполнении фортепиано. А какие  

           музыкальные инструменты использовали бы вы, чтобы исполнить этот нежный    

           светлый, подвижный, лёгкий вальс.

 Дети:  Треугольник, металлофон, колокольчик, погремушки.

Муз. руководитель: Мальчики украсят пьесу звучанием этих инструментов, а девочки с помощью воздушных платочков передадут плавные, а иногда порывистые  движения вальса.

 ( Дети исполняют)

Звучит «Марш  деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

Муз. руководитель: Что это за музыка?

  (Дети отвечают)

 Какой он по характеру?

Дети:  Чёткий, смелый, храбрый, дружный, игрушечный, бодрый, отрывистый.

Муз. руководитель:  Вокруг себя повернись и в солдатика превратись.

  (Дети импровизируют)

Муз. руководитель:  Сегодня звучала прекрасная музыка П.И. Чайковского. Он мечтал, чтобы мы слушали его музыку, любили друг друга, всегда стремились только к Добру. Я надеюсь, что любовь к прекрасной музыке П.И. Чайковского вы пронесёте через всю жизнь. А сейчас звуки «Марша …» из балета                           «Щелкунчик» проводят вас в группу.

(Дети выходят из зала под «Марш …»)



Предварительный просмотр:

Системная паутинка по проекту «Классическая музыка в детском саду».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ЦРР Детский сад №1214 «Ивушка» Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество

Слайд 2

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич родился в Камско-Воткинск ом завод е Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия .Р усский композитор. М астер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений

Слайд 3

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего служ ил в Министерств е юстиции

Слайд 4

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество В 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом консерватории , которую с отличием окончил в 1865 г.

Слайд 5

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество В 1866 Чайковский был приглашен на должность профессора в Московскую консерваторию В 1866-78 Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки . Чайковский писал книги по музыке. Активно участв овал в музыкальной жизни Москвы, выступал музыкальным критиком.

Слайд 6

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Чайковского. Главные произведения этого периода — пять опер , четыре симфонии балет «Лебединое озеро» , «Литургия св. Иоанна Златоуста» Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, «Меланхолическая серенада», «Вариации на тему рококо», музыка к пьесе «Снегурочка», симфонические фантазии «Буря», «Франческа да Римини», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», 3 струнных квартета, Большая соната, знаменитый цикл «Времена года», романс ы для голоса с фортепиано.

Слайд 7

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу. В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается . Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском — оба близ Клина, а в 1892 — в Клину. И в эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношени .

Слайд 8

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества, с огромным успехом прошел «Евгений Онегин» В эти годы завершается 28-летн яя композиторск ая деятельност ь Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», балет «Щелкунчик», струнный секстет«Воспоминание о Флоренции», Симфония №6,«Патетическая» .

Слайд 9

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество Чайковский оставил обширное наследие во всех музыкальных жанрах : 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса. И по сей день он остается самым известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью лирическую стихию русской природы и русской души. А самым знаменитым считается «Лебединое озеро».

Слайд 10

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы . Похороны П.И.Чайковского

Слайд 11

Пётр Ильич Чайковский: жизнь и творчество Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Классическая музыка в детском саду"

Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...

проект "Классическая музыка в детском саду"

Представляю  информационную карту проекта и системную паутинку  "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта "Классическая музыка в детском саду"

Итоги реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"...

«Взаимодействие с родителями воспитанников в рамках реализации проекта «Классическая музыка в детском саду»

Сообщение «Взаимодействие с родителями воспитанников   в рамках реализации проекта«Классическая музыка в детском саду»«В мире музыкальных инструментов».Уважаемые коллеги!Представляем вашему ...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....