творческий отчет
материал на тему

Хертек Байлак Шаймаровна

отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx50.47 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                          Содержание ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………......................................................6

ГЛАВА II: ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА………….....................................................9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................19 ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................................

Введение

Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа - это судьба языка. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению, для развития ребенка, процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Постепенно наблюдается процесс упрощения, оскудения языка, исчезает его красота, образность. Поэтому я поставила перед собой задачу - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, отраженное в песнях, припевках, потешках, играх. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед детьми в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его - пословицы, загадки, сказки - ребенок не только слышит, но и повторяет, усваивает их. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык произведения устного народного творчества переплетается между собой в своем влиянии на ребенка. Мои наблюдения вывели одну закономерность: сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в живой разговорный язык. Если окружающие ребенка люди употребляют и пословицы, и поговорку, и прибаутку, и потешку, и загадку, то он охватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Народные выражения живы и значимы только тогда, когда, употребляются к месту и вовремя.

Цель: изучение особенностей речевого развития дошкольников воздействием средствами фольклора.

Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;

2. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи, сну и т.д.

3. Создать в группе настроение можора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.

4. Легче преодолеть трудности при решении образовательных задач.

При встрече с ребенком, пришедшим в детский сад после болезни, я встречаю его со словами «Ясный месяц появился», или «Красно солнышко засияло». Стараюсь говорить это просто и в тоже время эмоционально, чтобы ребенок почувствовал, что его здесь любят, ждут и рады его приходу. Я остаюсь довольна, если ребенок улавливает связь пословицы со своими действиями и в случае необходимости скажет «Поспешишь - людей насмешишь». Новые знания об истоках, формах русского фольклора стараюсь почерпнуть из литературы, а также посещаю выставки народного прикладного искусства, которые проходят в районном музее. Формы и способы подачи новой информации использую самые разнообразные. Это и беседы, и занятия, участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивании е народной музыки. В работе для меня важно не только дать детям новые знания, но и в большей степени в использовании народных песен, закличек и т.д.

Эту тему в своей работе я выбрала не случайно. С детства я слышала напевы, песенки, прибаутки, пословицы и поговорки. Под сказки бабушки Матрены, я засыпала на русской печи, вместе с мамой качала зыбку с младшим братом, которая была прикреплена к крючку на потолке. Мне часто приходилось слушать, рассказы стариков о разных праздниках и обычаях. Все это мне родное и близкое. Проводя работу в этом направлении, я могу сказать, что устное народное творчество помогает устанавливать эмоциональный контакт общения взрослого с малышом, оказывает влияние на формирование основных нравственных качеств, пробуждает в ребенке чувство любви, симпатии к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду, время эмоционально, чтобы ребенок почувствовал, что его здесь любят, ждут и рады его приходу.

С устным народным творчеством я начала знакомить детей с первой младшей группы. В этом возрасте песенки и потешки, являются самыми распространенными и действенным жанром. Особое место уделяется колыбельной песне. Колыбельную песню считают началом народной педагогики. Звук родного языка, слово материнское может все - и утешить, и пожалеет, и сделает счастливым. Встречает его малыш еще в колыбельной песне. Слово материнское, еще совсем маленьких завораживает, убаюкивает, и все дневные, непонятные огромные впечатления превращаются в тихую, певучую сказку, а с ней радостнее жить. В колыбельных песнях поет душа, душа нашего народа. Каждое слово этих песен заветное и передавалось из рода, из поколения в поколение.

ГЛАВА 1.Теоретические основы используемой проблемы

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея. Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н. Толстого, легкие и прозрачные стихи А.С. Пушкина, образный язык маленьких описаний К.Д. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях С.Маршака, С. Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы и фольклорного жанра. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой. Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку.

ГЛАВА 2. Технология опыта

Знакомя детей с различными потешками, учитывая их сходство с действием одного персонажа, образного восприятия героев, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации. Предлагая детям песенку, потешку, прибаутку, использую музыкальное сопровождение. Это позволяет подчеркнуть характер потешки и исполнить ее в разном темпе и ритме. Дети очень четко реагируют на интонацию, мимику и жесты, поэтому, чтобы взволновать детей, захватить их воображение, стараюсь рассказать так, словно сама являюсь участником событий. Использование наглядного материала на остроту впечатлений ребенка помогает мне в работе. Это различные виды театров, книжки - раскладки, с изображением постепенно разворачивающихся событий, кубики, плоскостные изображения героев на фланелеграфе. Детям нравилось, как я брала куклу и нежными, ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

    Баю - баю - баю - бай,

    Ты, собачка, не лай.

    Белобока не скули

    Мне Катюшу не буди.

Чтобы малыши быстрее смогли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белобока (использовала мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай. Белобока не скули». После таких коротких обыгрываний малыши быстро запоминали песенки. Колыбельные песенки использовала на занятиях в играх - «Дочки - матери», «Семья», «Детский сад», и просто в самостоятельных играх детей. Для ознакомления детей с колыбельной провела во-второй младшей группе занятие по теме «Народная колыбельная». Потешка - особый вид малого фольклорного жанра, она очень доступна детям. Мир звуков и красок окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту, значить сделать его более богатым духовно, более счастливым. Под звуки их ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка - водичка»), накормить («Сорока - сорока»). Сопровождая действия с малышом словами потешки, радующей его, приучаю вслушиваться в звуки речи, улавливать ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Считаю, что необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке. В связи с этим рекомендую использовать потешки следующих групп:

1. Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека: «Еду - еду, к бабе, к деду», «Ладушки - ладушки», «Вот и люди спят» и другие.

Например: Еду - еду, к бабе, к деду

                На лошадке в красной шапке

                По ровненькой дорожке

                На одной ножке,

                В старом лопаточке

                На рытвинах, по кочкам,

               Все прямо и прямо

               А потом вдруг в яму! Бух!

2. Знакомящие с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности: «Собака на кухне пироги печет», «Пошел котик на Торжок», «Кисонька -мурысонька», «Сорока - сорока».

Например: Пошел котик на Торжок,

                Купил котик пирожок,

                Пошел котик на улочку,

               Купил котик булочку.

               Самому ли съесть?

               Либо Бореньке снесть?

               Я и сам укушу,

               Да и Бореньке снесу.

3. Знакомящие с дикими животными, имитирующими действия человека: «Лиса по лесу ходила», «Мишка косолапый», «Сидит белка на тележке».

Например: Сидит белка на тележке

              Продает она орешки:

             Лисоньке сестричке.

             Воробью, синичке,

             Мишке - толстопятому.

             Заиньке усатому,

             Кому в платок,

             Кому в зубок.

             Кому в лапочку.

4. Олицетворяющие природу: «Травка муравка со сна поднялась», «Солнышко - ведрышко», «Дождик - дождик полно лить» и другие.

Например: Травушка - муравушка со сна поднялась

                Птица - синица за зерно взялась.

                Зайки за капустку,

                Мышки за норку,

                Детки за молочко.

5. Олицетворяющие материнскую любовь взаимодействия «больших» и «маленьких»: «Курочка - рябушка, куда пошла», «Ай, баю - бай», «Баю - баю - баю - бай, ты собачка не лай».

Например: -Курочка - рябушка,

                 Куда ты пошла?

              -  На речку.

               - Курочка - рябушка,

                 Зачем ты пошла?

             -   За водичкой.

             -   Курочка - рябушка,

                 Зачем тебе водичка?

            -    Цыпляток поить.

                 Курочка - рябушка,

                 Как цыплятки просят пить?  

              - Пи - пи - пи Пи - пи - пи!

6. Построенные на парадоксе потешки - небылицы: «Из – за леса, из - за гор едет дедушка Егор», «Тень - тень - потетенъ»., «Иванушка ».

Например: Ваня-Ваня - простота

               Купил лошадь без хвоста.

               Сел задом наперед,

               И поехал в огород.

7. Имитирующая музыкальные звуки: «Заинька войди в сад», «Каравай», «Заинька, попляши».

Например: Как у нашего соседа Весела была беседа

               Гуси в гусли, утки в дудки;

              Овцы в донцы.

              Тараканы в барабаны.

8. Олицетворяющие нравственно эстетические категории: «Тили - тили - бом», «Наша-то хозяюшка сметлива была», «Пошла Маня на базар».

Например: Наша-то хозяюшка

                Сметлива была,

                Всем в избе работушку

                К празднику дала:

                Чашечку собачка моет языком,

                Мышка собирает крошки под окном,

               По столу котик лапкою скребет,

               Половичку курочка веничком скребет.

9. Имитирующая прямое обращение к ребенку «Котик серенький присел», «Кто у нас хороший?», «Катя. Катя маленька»

        Катя, Катя маленька,

       Катенька удаленька,

       Пойди по дорожке

       Топни, Катя, ножкой.

10. Подобраны для ознакомления с какими-либо животными, например: серия - «Курочка», « Курочка - пеструшка», «Курочка - хохлатка»; серия - «Козочка», «Идет коза рогатая», «Коза - хлопота».

Например: Идет коза - рогатая,

                 Идет коза бодатая

                 Ноженьками топ - топ - топ,

                 Глазоньками хлоп - хлоп - хлоп.

                 Кто каши не ест,

                 Молока не пьет

                 Забодает, Забодает, Забодает!

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будут строиться дальнейшие постижения тайн природы, величие человеческого духа. И пусть уже вначале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества. С использованием потешек провела следующие занятия:

1. «Жили у бабуси два веселых гуся» Я знакомила детей не только с фольклорным текстом, содержащим познавательную информацию, но и элементами частушечности, балагурства, органично вытекающие из самого жанра потешки.

2. Игра - драматизация по потешке «Сорока - ворона» Здесь я показала, как одну и туже потешку можно показать в разных ритмах и темпах: обычное исполнение, в темпе плясовой песни и колыбельной.

3. «Развитие движений с использованием малых фольклорных форм» Общеразвивающее упражнение провела на основе песенки «Заинька, попляши».

4. Занятие по рисованию «Кто в лесу живет»

Здесь я использовала знакомую детям потешку «Сидит белка на тележке». На этом занятие, в отличии от предыдущих, я старалась опереться на воображение детей. Если на предыдущем занятии следы зайчат я изображала на снегу, то в этот раз следы были воображаемыми.

Гениальным произведением русского народного творчества являются русские народные сказки. Они издавна составляют элементы народной педагогики. Трудно представить мир без сказки. Детство и сказка понятия неразделимые. Однажды придя к малышу сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

Знакомя ребенка со сказкой, я каждый раз задумывалась, что же лежит в основе ее содержания (чему - то научит, удивит, позабавит). Главное для меня, это раскрыть произведения так, чтобы свет и тепло озарили сердце ребенка, чтобы сказка готовила его к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям. Так воспитывается оптимизм, умение действенно преодолевать трудности, творить добро. Часто ставлю перед собой вопрос: А стоит ли внимание детей акцентировать на отрицательных действиях персонажей? Ведь добро и зло присутствуют как реальность и объективно воспринимаются только в противопоставлении одного другому. Именно на контрастах негативного и позитивного строится восприятие сказок: в противодействии злу рождаются добрые чувства. Но знакомя детей со сказками, акцентирую внимание на добрых чувствах, на воспитании гуманного отношения к окружающей действительности.

Ведь ребенок в первой младшей группе в ознакомлении детей со сказкой, использовала больше наглядности. Так сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» проводила в такой последовательности: настольный театр, игра инсценировка, игра - драматизация, затем чтение, красочно оформленных книжек и показом иллюстраций. А в дальнейшем и пересказывание по иллюстрациям сказки.

Во второй младшей группе у детей появится опыт практики, поэтому в работе стала больше использовать словесных методов, опираясь на образную память и развивающееся наглядно - образное мышление. Используя прием «зеркальности» в прочтении текста (т.е. прочтение строки, а затем ее инсценирование и показ), или прием отставленного действия (т.е. частями или рассказывает все произведение от начала до конца, а затем дает его иллюстрирование), и наконец, чисто вербальный прием (т.е. чтение и рассказ без показа), так постепенно учила слушать сказку без опоры на наглядность. Накидывала на себя платок, одевала очки, и иногда брала в руки вязание и как бабушка со своими любимыми внуками, слушала сказку в записи. Зачастую, рассказывала полюбившиеся сказки детям, так, по- домашнему, сидя на раскинутом лоскутном одеяле в сопровождении спокойной музыки.

В группе чаще слал появляться музыкальный центр. Для прослушивания подбирала программные сказки. Короткие сказки прослушивали сразу, а длинные («Волк и семеро козлят») прослушивали в течении 2-х включений.

Для запоминания и воспроизведения сказки в своей работе использовала мнемотаблицы, которые составлены по содержанию сказки. Таблицы не только позволяют в своих воззрениях на мир идет со взрослым, безгранично доверяя ему, подражая и повторяя его суждения и оценкам, усваивая конкретно объективные реалии человеческого бытия. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздавил теремок? Я стараюсь найти выход из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и снова испечет новый колобок. Первые сказки для детей я подбирала так, чтобы их содержание было направлено на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания душевному и физическому состоянию героя или другим персонажам. Например, физическое напряжение - «тянем - потянем, вытянуть не можем» (Репка), или просьбу - «пустите меня к себе» («Теремок»), или прямую угрозу - « я тебя съем» («Колобок»), или печаль и слезы – «дед плачет, плачет, баба плачет» («Курочка Ряба»), или вежливость и заботу - «козлятушки - ребятушки, отворитеся, отопритеся ваша мать пришла молочка принесла» («Волк и семеро козлят»). Эти сказки открывают перед ребенком первые человеческие отношения, через них дети приобретают опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение тем или иным сторонам общественной жизни. Сказка - неизменный спутник детства. Воображаемые ситуации роднят ее с игрой - главным видом деятельности детей. Сопереживая героям, разделяя их чувства, живя вместе с ними в мире сказки, дети легче устанавливают ассоциациативные связи с любимыми и понятными сказочными героями. Знакомить детей с окружающим, что и способствует интеллектуальному развитию.

В мнемотаблицах заложена определенная информация, которая помогла значительно сократить время обучения и решить следующие задачи: * развитие основных психических процессов - памяти, внимание, образного мышления; * перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Работу с мнемотаблицами начала во второй младшей группе с хорошо знакомой детям сказки. Сначала я предложила ребятам рассмотреть таблицу, разобрала с детьми, что на ней изображено, затем произвели перекодирование информации из абстрактных символов в образы. Домик Крыша, Волк - зубами щелк, Лиса - краса. И, наконец, показала как с опорой на символы (образы) можно очень легко восстановить содержание сказки, пересказать ее.

Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка - норушка, лягушка - квакушка, заяц - длинные уши, Лиса - краса, волк - зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и в теремок не поместился, теремок развалился.

Сначала дети рассказывают сказку по мнемотаблицам с помощью воспитателя, сейчас многие выполняют это самостоятельно. Например, занятие комплексного характера по сказке « Заюшкина избушка» тема «Путешествие в деревню Сказкино »  Если в первой младшей группе знакомство со сказкой проводилось в первой половине дня на занятиях, то во - второй младшей группе - во второй половине дня, это время наиболее благоприятно для развлечения и творческой деятельности детей: показ настольного театра, драматизации, праздники.

В повседневной жизни, чтобы убедить в чем - либо собеседника, прибегаю к помощи пословиц, народным изречениям. Пословицы похожи на мудрые высказывания. Пословицы - это краткие изречения, заключающее в себе вывод из наблюдений об окружающем. Поговорка - неполное суждение, а только его часть, которое несет меткое выражение. В своей работе пословицы и поговорки я использовала в тот момент, когда на лицо есть иллюстрирующий ее факт обстоятельство. Тогда, скрытый в пословице или в поговорке смысл становится для ребенка ясен. Загадка, как форма словесного народного творчества, так же получила признание в моей работе. Совершенно, очевидно, что доступная для понимания ребенка загадка - полезное для его ума занятие. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание каких - то вещей, явлений, их качеств, признаков. Пословицы, поговорки и загадки помогают ребенку логически мыслить, составлять, сравнивать эти формы фольклора помогали при самых разнообразных видах деятельности. Произнесенное кстати краткое изречение, полное мудрости и юмора, запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры: ведь дети рано начинают реагировать на шутку, на иронию, на смех окружающих. Например: при виде кое - как брошенной одежды, я обязательно скажу «на скорую ручку - ком, ком и в кучку». А если ребенок напрасно чего - либо боится, то подмечу «Трусливому зайке и пенек волк». Понимая иронию сказочного, я учу детей оценивать собственные поступки.

Первое знакомство малышей с загадкой, я стараюсь соединить с непосредственными детскими впечатлениями или какими - то предметами. Так, например, работая с ножницами при детях я проговариваю загадку: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик» и тут же предлагаю рассмотреть их. До этого уделяли внимание только признаку и действию ножниц, а потом они стали рассматривать детали, из которых они состоят. Рассмотрев какого - то животного или рассказав сказку о нем, я трижды стараюсь загадать сказку о нем. Это помогает закрепить детское впечатление о животном, его характерных особенностях. Наблюдения в природе становятся более интересными, познавательными, помогают достичь цели, когда я использую пословицы, загадки, поговорки. Все пословицы, загадки, поговорки я использую в комплексе. Если речь идет о природе, то все подбираю о природе, если о труде - то все о труде, если все о животных - то все о животных и т. д. Уже в этом возрасте, проводя наблюдения в природе за погодой, животными и птицами, знакомила детей с приметами. Наблюдая за сорокой, которая живет на одном из деревьев нашего участка, говорю - «Видите, сорока высоко сидит - на самой верхушке - к морозу», а если села на нижние веточки, подмечаю «сорока низко сидит - быть ветру», «Синички весело поют с утра - к морозу». Если на прогулке при наблюдении за собачкой видим, что она катается на спинке, подмечаю – «Быть ветру». Самый близкий и любимый объект для детей - это воробьи. Они живут под крышей детского сада, над окнами игровой. Дети наблюдая за поведением птиц, уже сами делают заключения: «Прячется под крышу, не чирикают - холодно будет, веселится - к хорошей погоде». «Кружатся вокруг туи, весело кричат - теплая погода ожидается». Наблюдая за восходом солнца из окна подмечаем «Загорелся небосвод с утра, быть - ветру».

Такие наблюдения помогали нам увидеть соответствует ли сказанное в примете действительности в природе. Они развивают мышление детей, их речь, умение делать выводы. Для меня очень важно пробудить в ребенке поэтический взгляд на мир, научить его пристальнее вглядываться в окружающее, понимать и ценить выразительную речь, понимать шутку, пословицу и делать из этого определенные выводы.

Дальнейшее внимание я уделяю в своей работе народным праздникам. Почти каждый праздник связан с какими - то приметами, или какими - то обычаями. Если эти приметы относятся к наблюдениям в природе, то я стараюсь подчеркнуть и записать, чтобы потом использовать в работе. Обо всех праздниках, особенно Великих Православных, я рассказываю детям и даю краткую характеристику. Такие праздники как Рождество Христово, Масленица, Троица, Старый Новый год отмечаются у нас в садике в старших группах. Малыши же являются наблюдателями или частично принимают участие в них. Так после прошедшего комплексного занятия «Масленица» (1-я младшая группа) выйдя на улицу, стали сначала наблюдателями проведения праздника, а потом участниками. Водили хоровод, а в конце каждый" привязал к кукле ленточки - пожелания и, как взрослые, приговаривали: « Масленица, уходи - боль (хворь) мою уноси». Затем ликуя, смотрели, как горит чучело, унося их боль. На Рождество Христово принимали ряженных из подготовительной группы, слушая их пение и наблюдали, как взрослые одаривают ряженных. На Старый Новый год наблюдали, как дети посевали, желая хозяевам здоровья, счастья и благополучия. Дети с удовольствием участвовали в праздниках. Как хорошо, что мы сейчас задумались над этим, либо велико стремление возродить в детских душах прекрасное и великое. Участие в праздниках помогает детям почувствовать вкус к народной песне, незатейливому народному русскому юмору, народным традициям. Как важны такие праздники для детей, именно здесь ясно ощущается взаимосвязь пошлого и настоящего, любовь к Родине, своему народу, его обычаям и традициям.

Поэтому, я призываю, как можно чаще дарить детям такую радость. Ведь восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и делает его лучше, направляет его на добрые поступки. Либо только прекрасное побуждает доброе. Не утратить связи с корнями своего народа, воспитывать в детях национальную гордость можно лишь через общение детей с образами национального искусства, народным творчеством. Работая по теме: «Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста», особо хочу отметить роль фольклора в физическом воспитании детей. Фольклор помог мне разнообразить процесс физического воспитания, путем нахождения новых форм развития двигательно - творческой инициативы детей.

В работе использовала фольклорный материал: потешки, загадки, песни, прибаутки сказки. Образ помогает ребенку качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - «волк идет», с гордой осанкой – «лиса - всегда краса». При выполнении общеразвивающего упражнения « Совушка - сова» использовала потешку: Совушка - сова,

Большая голова

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

Отгадав загадку про белочку «Быстрый маленький зверек по деревьям скок, скок, скок» с удовольствием выполняли прыжки с продвижением вперед. Иногда для проведения основных движений использовала отрывки из сказки - « колобок покатился по тропинке (катание мяча двумя руками на расстояние). Катился, катился колобок, а навстречу ему медведь (ползание на ладонях и ступнях)».

На сюжетных занятиях использовала фольклор в форме двигательного рассказа или сказки. На занятиях по физическому воспитанию использовала мимические, пантомимические, имитационные упражнения, инсценировки и игры - драматизации. Имитация позволила научить детей образнее выполнять упражнения, легко бесшумно спрыгивать, как «птички»; весело, задорно поднимать ноги, как шагает «Петушок - золотой гребешок». Выполняя мимические или пантомимические движения с помощью лица и тела, дети передают образ определенного персонажа, или изображают различное душевное состояние. Например, в движении изображать горе зайчика, когда хитрая лиса обманывает его и выгоняет из избушки («Заюшкина избушка»), или радость козлят, прогнавших волка («Волк и семеро козлят») Народные подвижные игры, включенные в занятия, закрепляют основные движения:

• бег - «Кошки - мышки», «Лошадки»

• ходьба - «Ножки на дорожках», «Пузырь»

• прыжки - «Птички в гнезде»

• игры с мячом - «Зайчики»

• игры - хороводы - «Каравай», «Заинька, походи». Народные игры интересны детям, они с удовольствием организуют их самостоятельно («Гуси - гуси», «У медведя во бору»), а это способствует повышению двигательной активности на прогулке. Для выбора ведущего в играх используют несложные считалки:

     Мы собрались поиграть.

     Ну кому же начинать,

     Раз, два, три

     Начинаешь ты!

     Раз, два, три, четыре, пять

     Мы собрались поиграть.

     К нам сорока прилетела

     И тебе водить велела.

Чики - Брики - ты куда

Чики - Брики -на базар.

Чики - Брики -ты зачем?

Чики - Брики - за овсом.

Чики - Брики - ты кому?

Чики - Брики - я коню.

Чики - Брики - ты какому?

Чики - Брики - вороному.

 

На познавательных занятиях с помощью элементов фольклора формировала у детей элементарные знания физической культуры, знакомила со строением тела человека, с функциями различных органов, правилами гигиены, что формирует и способствует формированию здорового образа жизни. Оживили процесс обучения пословицы, поговорки, загадки. На основе их проводила гимнастики, в результате чего ребята более качественнее выполняли упражнения. Провела следующие комплексы:

• с использованием потешек - «Потешка для малышей»

• с использованием загадок - «В зоопарке». В последнее время дети все чаще болеют заболеваниями, связанными с дыханием. Для профилактики простудных заболеваний использовала дыхательные гимнастики одна из них основанная на загадках «Прогулка в лес» .У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты мышцы стоп и голени, поэтому в гимнастику после сна включаю упражнения из комплекса «Загадки». После загадывания одной из загадок комплекса, ребенок рисует на полу правой или левой ногой то, что загадано. Выполнение этих упражнений способствует профилактике плоскостопия у детей, а также уменьшению простудных заболеваний. На занятиях включаю логоритмические упражнения основанные на потешке в качестве физминуток. На занятиях по развитию движений использую их в комплексе общеразвивающих упражнений.

Заключение

Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально - образное средство влияния на детей, я стараюсь поддерживать интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание заниматься физической культурой. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая. Мне была необходима тесная связь с родителями. Работа была бы не плодотворной, если бы не их помощь. Родители помогали в организации праздников, утренников, сами участвовали в них. Чтобы держать родителей в курсе событий я в папку - передвижку вложила статью «Использование фольклора в работе с детьми в младшего дошкольного возраста» и консультации «Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности», «Народные игры в семье», «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим». На родительском собрании выступила с докладом «Сядем рядком, поговорим ладком» и рассказала об играх «для потехи» наших бабушек и дедушек. Родители доброжелательно отнеслись на предложение приобрести для группы магнитофон и кассеты с колыбельными – песенками потешками., сказками. С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям.

Я, думаю, что работа по фольклору, которую я проводила в своей группе, дала много хорошего.

Во - первых, знакомя детей с устным народным творчеством, решала познавательные задачи, а это способствовало развитию детского мышления, обогащению речи детей.

Во - вторых, эта работа позволила приблизить детей к культуре к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

В - третьих, работа с фольклором способствовала развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

В - четвертых, применение его на занятиях по физвоспитанию помогло добиться большой и качественной двигательной активности детей. Дети стали более подвижными, улучшилась реакция на слово - сигнал, и после проведения специальных гимнастик и физминуток, основанных на фольклоре снизилась утомляемость и увеличилась сопротивляемость детского организма к болезням.

В - пятых, потешки, пословицы и поговорки, игры, которые вызывали доброжелательный смех детей, действовали на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствовали установлению эмоционального контакта между детьми.

Данный опыт является завершением работы на этом возрастном этапе. Тема мне очень близка и интересна, потенциал группы высок, дает основание говорить о том, что в будущем эту работу необходимо продолжить.

Основной задачей, считаю, расширение знаний детей об устном народном творчестве, народно - прикладном искусстве, различных промыслах России и Тувы, знакомство с тувинской народной песней, с обычаями и традициями родного края, станицы, а также обогащения в группе развивающей среды и накопление обучающего и теоретического материала.               

                                                 

    Литература

1. Азадовский М.К. "История русской фольклористики” Москва: Учпедгиз, 1958г.

2. Алексеева М.М. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр "Академия”, 1997г.

3. Бондаренко А.К. "Словесные игры в детском саду” М: Просвещение, 1977г.

4. Буланин Д. "Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.

5. Барская Н. "Выступает будто пава!” (элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г. №12.

6. Городилова В.И. "Воспитание правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г.

7. Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада” Просвещение, 1983г.

8. Зуева Т.В. "Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.

9. Лопухина И.С. "Звуки, буквы и слова”, "Дельта”, 1998г.

10. Мелехова Л.В. "Речь дошкольника и ее исправления” М., Просвещение, 1867г.

11. Мартынова А.Н. "Детский поэтический фольклор”СПб, 1997г. №

12. Никитина М.А. "Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников” Минск, 1968г.

13. Нестеренко И. "О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников” // Дошкольное воспитание, 1985г. №11.

14. Неганова Н. "Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное воспитание, 1995г. №9.

15. Репина З.А. "Уроки логопедии”, "Литур” Екатеринбург, 1999г.

16. Радина Е.И. "Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста” М., Просвещение, 1968г.

17. Ревина И. "Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 1997г. №4.

18. Сергеева Д. "А как речь – то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994г. №9

19. Салахова А.Д. "Развитие звуковой стороны речи ребенка” М. Педагогика, 1973г.

20. Сохин Ф.А. "Развитие речи детей дошкольного возраста” М., Просвещение,1988г.

21. Туманова Т.В. "Формирование звукопроизношения у дошкольников” 1999г.

22. Усова А..П. "Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1972г. 23. Флерина Е.А. "Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 1961г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...