семинар-практикум для педагогов "Игры сближающие малышей друг с другом и с воспитателем"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Ерошко Эмилия Михайловна

Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. он становится какбы центром притяжения в игре. это очень важно на первом этапе знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc86 КБ
Microsoft Office document icon igry.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Раздел сайта:     Социально-коммуникативное развитие
  2. Ф.И.О. автора : Ерошко Эмилия Михайловна
  3. Должность: Воспитатель
  4. МБДОУ «Ягодка», г.Ноябрьск
  5. Название работы: «Игры, сближающие детей друг с другом и воспитателем»

     

                     Семинар-практикум для педагогов

«Игры, сближающие малышей друг с другом и с педагогом»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка» Ерошко Э.М., г.Ноябрьск

Задачи:   1. Развивать профессиональную компетентность, поддерживать и активизировать творческий потенциал педагогов;

                          2. формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей;

                         3. использовать полученные знания и практические умения в профессиональной деятельности.                              

Цель:

  • Расширить теоритические знания и практические умения в вопросах развивающих  игр с детьми;
  • Помочь педагогу правильно выполнять свою роль в игре;  
  • систематизировать и углублять знания по данной теме.

Форма проведения:    семинар-практикум

Участники:                  педагоги МБДОУ

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече

Мы сегодня собрались,

Поиграть, повеселиться,

Добротой своей поделиться,

Пошутить и посмеяться,

В чем-то посоревноваться!

Сегодня мы поговорим о значении развивающих игр в жизни ребенка.

 С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда  бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность, тревожность.

  Как же облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель – позабавить малышей, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр.

Многие считают, что если в первое время предоставлять ребенку больше свободы,  он быстрее привыкнет к новым условиям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и подборе привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки будут радовать детей, помогут занять и организовать их. Однако очень часто мы наблюдаем, что вместо радости игрушки приносят малышам огорчения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрослого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями всех игрушек. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.

  Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Для тех, кто не решился включиться в игру. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.

А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и поиграть. Расслабьтесь, вспомните в какие  игры вы играли в детстве, итак, начинаем.

   Игра   «Ножки»

Игра приучает ребенка прислушиваться к взрослому. Все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. Двигаясь вместе ( линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей со взрослым и друг с другом.

  Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель проводит на земле черту. «Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу».  На расстоянии 20-25 шагов провести параллельную черту: 2Здесь остановятся дети».

   Вернувшись к малышам, помочь им построиться у первой линии и произносит слова. Под которые они будут выполнять игровые действия. Затем предлагает повторить их вместе.

         Слова                                                                                    Движения

Ножки. Ножки                                                  Бегут по направлению ко второй линии.

Бежали по дорожке.                                            

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам.                                           Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю

Прыг-скок, прыг-скок,                                      с последним словом останавливаются

 Прибегали на лужок,                                        приседают на корточки, поворачиваются

 потеряли сапожок.                                            То в одну, то в другую сторону,

                                                                             будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок!» - говорит воспитатель и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

     Правила игры.

  1. Выполнять движения в соответствии с текстом.
  2. После слов воспитателя «Нашли сапожок» вернуться на место, к исходной линии.

 Когда ребята хорошо освоятся с игрой. Можно при повторении этой забавы вносить некоторые изменения и дополнения. Например. Чтобы заинтересовать игрой пассивных детей, можно выбрать из них помощников, которые будут вместе с воспитателем говорить нужные слова, приучаясь тем самым к активной роли.

Игра  «Солнышко и дождик»

         Особенности игры и ее воспитательное значение.

Игра помогает воспитателю завоевать доверие и расположение детей, она очень нравится малышам. Малыши большие непоседы. Бежать им гораздо проще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позволяет детям бегать, прыгать без ограничений. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность.

  Тот факт, что взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково обращается с ними, - снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым.

   В игре дети получают новые впечатления от художественного слова ( стихов А.Барто, Е.Благининой и др., народных потешек, от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им).

  Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», - говорит воспитатель, присаживаясь перед стульчиком  и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко и помахать рукой.

   Таким образом, выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

  «Какая хорошая погода! – говорит воспитатель, выглянув в окошко. – Сейчас выйду и позову детишек поиграть!». Выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

                                              Смотрит солнышко в окошко,

                                               Светит в нашу комнатку.

                                               Мы захлопаем в ладоши,

                                               Очень рады солнышку!

                                                                                      А.Барто

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под слова воспитателя совершают следующие движения, подражая взрослому:

           Слова                                                         Движения                                              

Мы ножками потопаем                         Дети топают ножками, стоя на месте

Топ-топ-топ.!

Мы ручками похлопаем                       Хлопают в ладошки, подражая взрослому.

Хлоп-хлоп-хлоп!

«А теперь побегаем!» - предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит6 «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой! Все спешат в свои домики.

   «Послушайте. Как барабанит дождик по крышам,- говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика. Изображает шум дождя. – стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать».

                                            Дождик, дождик. Веселей,

                                            Капай, капли не жалей.

                                            Только нас не замочи,

                                            Зря в окошко не стучи!

«Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», - говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей6 «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

 Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать. Поплясать, но до тех пор. Пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

   Правила игры.

  1. На слова «Дождик идет!  бежать в свой дом, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину комнаты или площадки.
  2. Выполнять движения, согласуя их со словами и подражая воспитателю.

      Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка

Игры учат детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками.

                                                 

   Игра   «Лохматый пес»

                                  (Вариант игры Е.И.Тихеевой)

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенного сигнала ( последнего слова текста) таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводят черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта. Где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет ее правила.

    Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них находится в центре. Он будет направлять движения детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет?

Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом ( за черту).

  Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.

   Правила игры.

  1. Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
  2. Пес не шевелиться и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.
  3. Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.

Игра    «Смелые мышки»                                   

      Особенности игры и ее воспитательное значение.

   Игра направлена на умение сдерживать себя. Теперь задача, стоящая перед ребенком, существенно усложняется: от него требуется большая выдержка ( сигнал к действиям подается после длительной паузы), более вероятной становится и опасность быть пойманным.

  Эта игра связана с выполнением ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает малышу решить поставленную задачу. В отличие от предыдущей игры, активные действия выполняются небольшими группами ( пять-шесть детей) по очереди.    Остальные участники игры выполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая правильность действий сверстников, они замечают ошибки и неточности.. таким образом, игра не только учит детей выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования самоконтроля.

   Описание игры и приемы ее проведения.

Эту игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети четырех-пятилетнего возраста. Она начинается с организации игрового пространства, к которой привлекаются и дети: они ставят для всех в ряд стульчики. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульчиков. Сбоку ставят стул для ловишки – кота.

  Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять-шесть человек. Которые будут смелыми мышками, и одного ребенка – на роль кота. Мышки становятся у черты. А кот занимает место на своем стульчике.

С началом стихотворного текста. Который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.

                              Слова                                             Движения

Вышли мышки как-то раз                  Дети-мыши осторожно подкрадываются

Посмотреть, который час                   и останавливаются на середине между двумя

                                                              чертами.

Раз-два-три-четыре,                            Дети – зрители хлопают в ладоши,

Мыши дернули за гири.                     а мыши делают движения руками.

                                                              будто дергают за гири

Вдруг раздался страшный звон!        Мыши и кот замирают, готовясь бежать.

(длительная пауза)                              пауза заполняется «боем часов», который

                                                              Имитируют воспитатель и дети-зрители,

                                                              произнося: «бом-бом-бом!»

Убежали мышки вон.                         Мыши убегают, а кот их ловит.

    Спасаться от кота мышки могут за любой чертой. Двигаясь или назад или вперед. Кот ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых дотронулся кот. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие не очень, кого кот поймал,ловкий ли кот, не нарушал ли кот и мышки правила игры.

  После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется сначала.

Правила игры.

  1. Бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза текста («Убежали мышки вон»)
  2. Ловить мышек можно только в пространстве между двумя чертами. Кот не имеет права появляться за чертой.
  3. Спасаться от кота разрешается за любой чертой, по выбору ребенка.
  4. Пойманными считаются те мышки, до кого дотронулся кот. Хватать и тащить мышек запрещается.

  Игра  « Ай-гугу»

       (Вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети оказывают помощь друг другу индивидуально и по собственному побуждению.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребенка к другому говорит6 «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» затем останавливается перед одним из малышей. Хочешь играть со мной? – спрашивает он. – Тогда пойдем вместе. Взрослый берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» постепенно воспитатель собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановится. Не отпуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Взрослый объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит их повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содержание игры.

         Слова                                                             Движения

Ай, гугу, гугу, гугу,                              дети ведут хоровод вправо и с последним словом

Не кружися на лугу.                             слегка приседают.

На лугу-то лужица,                               держась за руки, идут влево и с последним

Голова закружится.                               словом  приседают.

Ой, вода! Ой вода!                                Опускают руки, поворачиваются лицом

Вот беда, так беда!                                к центру, берутся руками за голову и

                                                                 качают головой. С последним словом                          

                                                                поворачиваются спиной к луже.

Прыг – скок, прыг – скок,                    делают несколько прыжков от центра

                                                                и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал,                    с последними словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал                      «попадают в лужу».

Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить  из лужи. Спасенный ребенок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала.

Правила игры.

  1. Выполнять движения в соответствии с текстом, вовремя переходить от одного движения к другому.
  2. Разрешается помогать любому, кого выберешь.

                    Игры, развивающие речь и мышление

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления.

 Игра  «Зайчик и мишка»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Цель данной игры заключается в том. Чтобы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые знания и представления и тут же применяют их в действиях.

Обучающая задача состоит в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений. Которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек).

Игровой материал. Две образные игрушки (желательно зайчик и мишка), небольшой стол, открытая ширма.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра начинается с короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных друга – зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» дети вместе с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга. Кланяются и здороваются. «Здравствуй, мишка». – «Здравствуй, зайка», разными голосами произносит воспитатель. «Вот они и встретились, - говорит он детям. -  посмотрите внимательно и скажите, как они стоят – напротив друг друга или рядом?» дети хором отвечают, выбирая нужное слово. «Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, - говорит воспитатель и продолжает голосом мишки.

                                       Игры – забавы.

Игра «Ехали, ехали»

Взрослый сажает  малыша на колени лицом к себе и, слегка подбрасывая его, приговаривает: «Ехали, ехали…В ямку – бух!» с этими словами надо развести колени и слегка «провалить ребенка между ними. Сначала «падение» следует изобразить с осторожностью, чтобы не напугать ребенка. Со временем резкое  «падение» будет вызывать особенную радость и бурное веселье.

Игра «Баба сеяла горох»

Взрослый произносит слова, помогая ребенку выполнять действия в такт тексту : «Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг-скок (приподнимает ребенка над своими коленями). Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок (приподнимает ребенка над своими коленями). Баба шла, шла, шла, пирожок нашла. Села, поела (сажает), опять пошла (ставит на ножки и начинает все сначала)»

Эта старинная игра-забава не только радует ребенка, но и способствует развитию чувства ритма, умению согласовывать движения со словами и ритмом.

Игра «Мыльные пузыри»

Это не только игра на развитие навыков правильного дыхания, но и любимое детское развлечение, которое учит малыша наблюдать.

Спасибо за внимание, всего доброго!

Литература:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.: «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»:  КН.для воспитателя дет.сада. – М.:Просвещение, 1991г.
  2. Погудина И.С. «Развивающие игры, упражнения. Комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет» СПб.:ООО , «Издательство «Детство- Пресс», 2013г.



Предварительный просмотр:

                     Семинар-практикум для педагогов

«Игры, сближающие малышей друг с другом и с педагогом»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Ягодка» Ерошко Э.М., г.Ноябрьск

Задачи:   1. Развивать профессиональную компетентность, поддерживать и активизировать творческий потенциал педагогов;

                          2. формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей;

                         3. использовать полученные знания и практические умения в профессиональной деятельности.                              

Цель:

  • Расширить теоритические знания и практические умения в вопросах развивающих  игр с детьми;
  • Помочь педагогу правильно выполнять свою роль в игре;  
  • систематизировать и углублять знания по данной теме.

Форма проведения:    семинар-практикум

Участники:                  педагоги МБДОУ

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече

Мы сегодня собрались,

Поиграть, повеселиться,

Добротой своей поделиться,

Пошутить и посмеяться,

В чем-то посоревноваться!

Сегодня мы поговорим о значении развивающих игр в жизни ребенка.

 С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда  бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность, тревожность.

  Как же облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее, что может предпринять воспитатель – позабавить малышей, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных подвижных игр.

Многие считают, что если в первое время предоставлять ребенку больше свободы,  он быстрее привыкнет к новым условиям, так как они приближены к домашним. Поэтому нередко при подготовке к приему новых детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создании уютного интерьера и подборе привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются при этом на то, что игрушки будут радовать детей, помогут занять и организовать их. Однако очень часто мы наблюдаем, что вместо радости игрушки приносят малышам огорчения и даже слезы. Многие дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за них, вырывают из рук. Уговоры и объяснения взрослого, что игрушки общие, что ими надо пользоваться по очереди, обычно не помогают, так как вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры у себя дома, где они являются полновластными обладателями всех игрушек. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстником приводит к тому, что в другом ребенке он видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.

  Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Для тех, кто не решился включиться в игру. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.

А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю вам окунуться в детство и поиграть. Расслабьтесь, вспомните в какие  игры вы играли в детстве, итак, начинаем.

   Игра   «Ножки»

Игра приучает ребенка прислушиваться к взрослому. Все игровые действия выполняются детьми одновременно и одинаково. Двигаясь вместе ( линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учатся не толкаться, считаться друг с другом. Во-вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это сближает детей со взрослым и друг с другом.

  Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель проводит на земле черту. «Это будет наш дом, отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу».  На расстоянии 20-25 шагов провести параллельную черту: 2Здесь остановятся дети».

   Вернувшись к малышам, помочь им построиться у первой линии и произносит слова. Под которые они будут выполнять игровые действия. Затем предлагает повторить их вместе.

         Слова                                                                                    Движения

Ножки. Ножки                                                  Бегут по направлению ко второй линии.

Бежали по дорожке.                                            

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам.                                           Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю

Прыг-скок, прыг-скок,                                      с последним словом останавливаются

 Прибегали на лужок,                                        приседают на корточки, поворачиваются

 потеряли сапожок.                                            То в одну, то в другую сторону,

                                                                             будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок!» - говорит воспитатель и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

     Правила игры.

  1. Выполнять движения в соответствии с текстом.
  2. После слов воспитателя «Нашли сапожок» вернуться на место, к исходной линии.

 Когда ребята хорошо освоятся с игрой. Можно при повторении этой забавы вносить некоторые изменения и дополнения. Например. Чтобы заинтересовать игрой пассивных детей, можно выбрать из них помощников, которые будут вместе с воспитателем говорить нужные слова, приучаясь тем самым к активной роли.

Игра  «Солнышко и дождик»

         Особенности игры и ее воспитательное значение.

Игра помогает воспитателю завоевать доверие и расположение детей, она очень нравится малышам. Малыши большие непоседы. Бежать им гораздо проще, чем ходить, и труднее всего усидеть на месте. Игра позволяет детям бегать, прыгать без ограничений. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность.

  Тот факт, что взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково обращается с ними, - снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность малышей в общении со взрослым.

   В игре дети получают новые впечатления от художественного слова ( стихов А.Барто, Е.Благининой и др., народных потешек, от воображаемой игровой ситуации, так хорошо знакомой им).

  Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», - говорит воспитатель, присаживаясь перед стульчиком  и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко и помахать рукой.

   Таким образом, выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

  «Какая хорошая погода! – говорит воспитатель, выглянув в окошко. – Сейчас выйду и позову детишек поиграть!». Выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

                                              Смотрит солнышко в окошко,

                                               Светит в нашу комнатку.

                                               Мы захлопаем в ладоши,

                                               Очень рады солнышку!

                                                                                      А.Барто

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под слова воспитателя совершают следующие движения, подражая взрослому:

           Слова                                                         Движения                                              

Мы ножками потопаем                         Дети топают ножками, стоя на месте

Топ-топ-топ.!

Мы ручками похлопаем                       Хлопают в ладошки, подражая взрослому.

Хлоп-хлоп-хлоп!

«А теперь побегаем!» - предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит6 «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой! Все спешат в свои домики.

   «Послушайте. Как барабанит дождик по крышам,- говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика. Изображает шум дождя. – стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать».

                                            Дождик, дождик. Веселей,

                                            Капай, капли не жалей.

                                            Только нас не замочи,

                                            Зря в окошко не стучи!

«Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», - говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей6 «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

 Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать. Поплясать, но до тех пор. Пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

   Правила игры.

  1. На слова «Дождик идет!  бежать в свой дом, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину комнаты или площадки.
  2. Выполнять движения, согласуя их со словами и подражая воспитателю.

      Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка

Игры учат детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками.

                                                 

   Игра   «Лохматый пес»

                                  (Вариант игры Е.И.Тихеевой)

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Эта игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенного сигнала ( последнего слова текста) таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2-3 шагов от него проводят черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта. Где дети будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание малышей. Пользуясь этим, взрослый настраивает их на игру и объясняет ее правила.

    Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них находится в центре. Он будет направлять движения детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет?

Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом ( за черту).

  Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала. Каждый пес дважды выполняет свою роль.

   Правила игры.

  1. Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.
  2. Пес не шевелиться и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.
  3. Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.

Игра    «Смелые мышки»                                   

      Особенности игры и ее воспитательное значение.

   Игра направлена на умение сдерживать себя. Теперь задача, стоящая перед ребенком, существенно усложняется: от него требуется большая выдержка ( сигнал к действиям подается после длительной паузы), более вероятной становится и опасность быть пойманным.

  Эта игра связана с выполнением ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает малышу решить поставленную задачу. В отличие от предыдущей игры, активные действия выполняются небольшими группами ( пять-шесть детей) по очереди.    Остальные участники игры выполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая правильность действий сверстников, они замечают ошибки и неточности.. таким образом, игра не только учит детей выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования самоконтроля.

   Описание игры и приемы ее проведения.

Эту игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети четырех-пятилетнего возраста. Она начинается с организации игрового пространства, к которой привлекаются и дети: они ставят для всех в ряд стульчики. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульчиков. Сбоку ставят стул для ловишки – кота.

  Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять-шесть человек. Которые будут смелыми мышками, и одного ребенка – на роль кота. Мышки становятся у черты. А кот занимает место на своем стульчике.

С началом стихотворного текста. Который произносит воспитатель вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.

                              Слова                                             Движения

Вышли мышки как-то раз                  Дети-мыши осторожно подкрадываются

Посмотреть, который час                   и останавливаются на середине между двумя

                                                              чертами.

Раз-два-три-четыре,                            Дети – зрители хлопают в ладоши,

Мыши дернули за гири.                     а мыши делают движения руками.

                                                              будто дергают за гири

Вдруг раздался страшный звон!        Мыши и кот замирают, готовясь бежать.

(длительная пауза)                              пауза заполняется «боем часов», который

                                                              Имитируют воспитатель и дети-зрители,

                                                              произнося: «бом-бом-бом!»

Убежали мышки вон.                         Мыши убегают, а кот их ловит.

    Спасаться от кота мышки могут за любой чертой. Двигаясь или назад или вперед. Кот ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются только те мышки, до которых дотронулся кот. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие не очень, кого кот поймал,ловкий ли кот, не нарушал ли кот и мышки правила игры.

  После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется сначала.

Правила игры.

  1. Бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза текста («Убежали мышки вон»)
  2. Ловить мышек можно только в пространстве между двумя чертами. Кот не имеет права появляться за чертой.
  3. Спасаться от кота разрешается за любой чертой, по выбору ребенка.
  4. Пойманными считаются те мышки, до кого дотронулся кот. Хватать и тащить мышек запрещается.

  Игра  « Ай-гугу»

       (Вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети оказывают помощь друг другу индивидуально и по собственному побуждению.

Описание игры и приемы ее проведения. Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребенка к другому говорит6 «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» затем останавливается перед одним из малышей. Хочешь играть со мной? – спрашивает он. – Тогда пойдем вместе. Взрослый берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, декламируя: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» постепенно воспитатель собирает в одну цепочку всех детей. Последнего ребенка он просит остановится. Не отпуская руки соседа, затем подходит к нему и замыкает круг. Взрослый объясняет детям, как нужно играть. Он читает текст и просит их повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содержание игры.

         Слова                                                             Движения

Ай, гугу, гугу, гугу,                              дети ведут хоровод вправо и с последним словом

Не кружися на лугу.                             слегка приседают.

На лугу-то лужица,                               держась за руки, идут влево и с последним

Голова закружится.                               словом  приседают.

Ой, вода! Ой вода!                                Опускают руки, поворачиваются лицом

Вот беда, так беда!                                к центру, берутся руками за голову и

                                                                 качают головой. С последним словом                          

                                                                поворачиваются спиной к луже.

Прыг – скок, прыг – скок,                    делают несколько прыжков от центра

                                                                и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал,                    с последними словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал                      «попадают в лужу».

Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить  из лужи. Спасенный ребенок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала.

Правила игры.

  1. Выполнять движения в соответствии с текстом, вовремя переходить от одного движения к другому.
  2. Разрешается помогать любому, кого выберешь.

                    Игры, развивающие речь и мышление

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления.

 Игра  «Зайчик и мишка»

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Цель данной игры заключается в том. Чтобы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые знания и представления и тут же применяют их в действиях.

Обучающая задача состоит в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений. Которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек).

Игровой материал. Две образные игрушки (желательно зайчик и мишка), небольшой стол, открытая ширма.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра начинается с короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных друга – зайка-незнайка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» дети вместе с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга. Кланяются и здороваются. «Здравствуй, мишка». – «Здравствуй, зайка», разными голосами произносит воспитатель. «Вот они и встретились, - говорит он детям. -  посмотрите внимательно и скажите, как они стоят – напротив друг друга или рядом?» дети хором отвечают, выбирая нужное слово. «Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, - говорит воспитатель и продолжает голосом мишки.

                                       Игры – забавы.

Игра «Ехали, ехали»

Взрослый сажает  малыша на колени лицом к себе и, слегка подбрасывая его, приговаривает: «Ехали, ехали…В ямку – бух!» с этими словами надо развести колени и слегка «провалить ребенка между ними. Сначала «падение» следует изобразить с осторожностью, чтобы не напугать ребенка. Со временем резкое  «падение» будет вызывать особенную радость и бурное веселье.

Игра «Баба сеяла горох»

Взрослый произносит слова, помогая ребенку выполнять действия в такт тексту : «Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг-скок (приподнимает ребенка над своими коленями). Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок (приподнимает ребенка над своими коленями). Баба шла, шла, шла, пирожок нашла. Села, поела (сажает), опять пошла (ставит на ножки и начинает все сначала)»

Эта старинная игра-забава не только радует ребенка, но и способствует развитию чувства ритма, умению согласовывать движения со словами и ритмом.

Игра «Мыльные пузыри»

Это не только игра на развитие навыков правильного дыхания, но и любимое детское развлечение, которое учит малыша наблюдать.

Спасибо за внимание, всего доброго!

Литература:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.: «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»:  КН.для воспитателя дет.сада. – М.:Просвещение, 1991г.
  2. Погудина И.С. «Развивающие игры, упражнения. Комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет» СПб.:ООО , «Издательство «Детство- Пресс», 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены. У детей зачастую отсутствует опыт общения со сверстниками и взрослыми.Первым решающим условием нормального развития ребенка и ...

Семинар - практикум «Значение подвижных игр в жизни ребенка». Ответственный: Хасанова Г.С. воспитатель гр. «Фантазеры»

Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая детей, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание...

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем: «Солнышко и дождик»

Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доб...

Семинар – практикум для родителей «Без игр ребенку прожить никак нельзя» (совместно с воспитателем, педагогом-психологом)

Работа с родителями - один из важных разделов работы учителя-логопеда. Участие в семинаре-практикуме воспитателя, педагога-психолога позволяет разносторонне осветить тему. Родители- первые воспитатели...

Выступление на семинаре – практикуме на тему: "Игры, направленные на сближение детей друг с другом"

Выступление на семинаре – практикуме на тему:"Игры, направленные на сближение детей друг с другом"...

Развивающие игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем. Младший дошкольный возраст.

С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок...

Семинар – практикум для педагогов «Веселые игры по развитию речи для детей и воспитателей»

Семинар – практикум для педагогов «Веселые игры по развитию речи для детей и воспитателей»...