«Создание инновационного дошкольного учреждения как непрерывного открытого образовательного пространства посредством проектной деятельности»
консультация на тему

Косенкова Надежда Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Подготовила : Косенкова Н.В.

«Создание инновационного дошкольного учреждения как непрерывного открытого образовательного пространства посредством проектной деятельности»

                                                        «Прежде чем давать знания, надо научить

                                                              думать, воспринимать, наблюдать»

                                                                   В.Сухомлинский                                                          

          Миссия педагога в образовании дошкольника – сопровождение индивидуального развития ребенка как целостная социально-психолого-педагогическая технология, обеспечивающая адаптацию, интеграцию и индивидуализацию ребенка в социальном мире.

       С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, простейшая опытно-исследовательская деятельность, и т.д.

          Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

         Проектная деятельность в ДОУ всегда актуальна и рассматривается, как неотъемлемая характеристика личности педагога, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры – как стиль жизни современного человека. В настоящее время от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска, помощь в этой деятельности сможет оказать педагог, занимающийся тематическим проектированием.

        Представители просветительской педагогики России – А.И. Савенков, Л.Н. Прохорова, считали главным обучение детей живому познанию действительности через непосредственное соприкосновение с окружающим миром (2. с.4). Основную задачу педагога видели в том, чтобы прийти на помощь ребёнку, устранить все препятствия к естественному развитию, заложенных в человеке задатков.

    Цель: Создание единого воспитательно-образовательного пространства для непрерывного развития педагогов и воспитанников.

Задачи:

1. Повышать заинтересованность педагогов в проектной деятельности;

2. Развивать умение педагогов собирать, корректировать и обобщать необходимую для дошкольников информацию в определённом направлении;

3. Создавать « развивающие центры» по тематике проектов;

4. Расширять развивающую предметно-пространственную среду возрастных групп ДОУ.

          Ведущие педагоги свидетельствуют о том, что уровень необходимости в проектной деятельности находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше развита заинтересованность в познании нового, тем интенсивнее развивается организм.

         Современные требования предполагают современную развивающую предметно-пространственную среду. Как решить эту проблему? Как помочь детям взаимодействовать с ближайшим окружением и направить в положительное русло естественную природную активность и самостоятельность?

         Основываясь на методики А.А. Майера, В.С. Безруковой – Педагогическое конструирование – это способ детализации созданного проекта, позволяющий преступить к реализации задуманного при специально создаваемых условиях предметно-пространственного окружения до получения положительных результатов в виде свободной детской самостоятельности (1. с.14).

         Основа – модульный принцип системы и совокупность образовательных областей с учётом: единая цель учреждения, общие направления организации воспитательно-образовательного процесса, годовое тематическое планирование

      Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами, где использовать следующие формы работы:

- консультации по темам: «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

- семинары-практикумы: «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Разработка перспективного тематического планирования в воспитательно-образовательный процесс», «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения».

          Проектная деятельность педагогов предполагает: проявление инициативы педагога для продумывания всей системы собственной деятельности и достижения результатов в работе; нацеливание их на современный творческий подход в работе с воспитанниками, нахождение полезной и необходимой информации для реализации воспитательно-образовательного процесса в свете современных требований, постепенное создание в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, оценку результатов педагогической деятельности, дальнейшее планирование деятельности.

         Методы и приёмы работы с педагогами: репродуктивные методы (объяснительно-иллюстративный метод), продуктивные методы (частично-поисковый метод); словесно-разъяснительные, практические приёмы, консультативные, опытно-экспериментальные приёмы.

Воспитательно-образовательная деятельность детского сада осуществляется: в рамках социокультурного пространства, является системным направлением деятельности, реализуется через образовательные области и проектную деятельность.

          Для определения деятельности педагога рекомендуется работа со специальной литературой по проектной деятельности, развитие предметно-пространственной среды возрастной группы, с учётом современных требований, организация и проведение различных мероприятий, участие в выставках, создание фото-экспозиций, разработка, коррекция и реализация мини-проектов для всестороннего развития воспитанников, саморазвитие, стремление к совершенству педагогического мастерства.

        Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности осуществляется по следующим направлениям: образовательная деятельность с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; комплексные блочно-тематические мероприятия; интеграция: частичная и полная с образовательными областями; метод проектов: форма организации образовательного пространства; метод развития творческого познавательного мышления.

Нами разработан примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Накопление информационного материала.

6. Включение в план схему проекта непосредственно-образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности.

7. Презентация проекта, открытое мероприятие.

            Определены основные этапы создания проектов: целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени; разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели; выполнение проекта – практическая часть; подведение итогов – определение задач для новых проектов.

         В настоящее время проекты учреждения классифицируются с учётом: целевой установки, тематики, срокам реализации.

В практике учреждения используются следующие виды проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационно-практико-ориентированные проекты.

           Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, следуя основной образовательной программе в учреждении реализуются долгосрочные модульные проекты: «Перспектива», «Волшебный сундучок», «Шаги в науку», «Я – Омич», «Я познаю мир», «Крепыш», а также используются краткосрочные творческие проекты: «Игрушки», «Здоровячёк», «Неделя театра», «Домашние животные», «Звенит капель в весенний день», «Любимые сказки», «Светофорик», «Луковое счастье», «Мы – Омичи», «все работы хороши», «Сенсорика», «Светофорики», «Олимпийское направление» и т.д.

           Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей и творческого воображения; развитие творческого мышления и коммуникативных навыков.

            Задачи деятельности определяются для каждого возраста:

- в младшем дошкольном возрасте – вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

- в старшем дошкольном возрасте – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

                Этапы проекта (деятельность педагога и детей):

1 этап - Формулирует проблему (цель), при постановке цели определяется и продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу, вхождение в игровую ситуацию и осуществляется принятие задачи.

2 этап - Помогает в решении задачи, спланировать деятельность, организует деятельность, объединяет детей в рабочие группы.

3 этап - Практическая помощь педагога (по необходимости), направляет и контролирует осуществление проекта, формирует необходимые знания, умения навыки.

4 этап – Презентация, представляют продукт деятельности.

         Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 

Литература:

1. С.В. Кузнецова «Проектирование развития ДОУ».

2. А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

Статья из опыта работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

 Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знани...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»

Целью  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»

Паспорт проектаМетодическая тема проекта :  формирование  у детей старшего дошкольного возраста  интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...