Организация открытого образовательного пространства посредством организации совместной игровой деятельности с родителями и детьми
методическая разработка на тему

Методическая разработка совместного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Родители и дети входят в зал, рассаживаются на места.

- Здравствуйте, дорогие дети и родители, я рада приветствовать вас на очередной встрече нашего клуба «Здоровый малыш». Давным - давно собирались на Руси мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, проявляя чувство единения и дружбы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту (обращаю внимание на экран) .

На экране демонстрация видео-ролика русского хоровода.

Русские народные игры… Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. И вот наша современность… (Демонстрация слайдов) .

- Почему же наши современные дети не играют в подвижные игры (либо играют очень мало, не могут занять себя на прогулке? (Ответы родителей высвечиваются на экране) .

• Подвижные игры заменяются компьютерными играми, просмотром мультфильмов.

• Современные дети не знают подвижных игр.

• Не умеют конструктивно общаться и взаимодействовать со сверстниками.

• Многие родители стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игровая и познавательная.

• Родители современных детей сами не умеют играть.

• У взрослых регулярно не хватает времени.

• Дворовые компании разновозрастных детей в настоящее время редкость, прерывается опыт поколений передачи игр от старших детей к младшим.

- Как решить эти проблемы? Как быть нам, взрослым? (Ответы родителей). Мы забыли о традициях прошлого. Недаром гласит народная мудрость: «Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего».

- И в использовании народных игр в практике семейного воспитания есть много преимуществ (плюсов). (Демонстрация на экране).

• они просты и доступны в организации;

• не требуют специального оборудования;

• не требуют специально отведенного для этого времени (с ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п.) ;

• в игре минимальное количество участников — от двух до четырех человек.

- Мы предлагаем сегодня вам всем вместе отправиться в веселое путешествие в мир русских народных игр.

- В каждой деревне раньше на Руси стояли мельницы (демонстрация на экране, которые имели 4 лопасти. И мы в своей работе все русские народные подвижные игры делим на 4 направления (демонстрация на экране) .

- На нашем экране они окрашены в разные цвета, каждая из них содержит кладезь русских народных игр определенного содержания.

- Итак, отправляемся в путешествие. Выберите понравившийся вам цвет (жёлтый). (На экране высвечивается модель «Человек среди людей») .

- Игры этого направления («Человек среди людей») способствуют познанию ребенком самого себя и окружающих его взрослых; развитию таких нравственные качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество, взаимопомощь. Мальчики в них могут померяться силой и ловкостью, победить всех. Девочки - продемонстрировать свою красоту и привлекательность. Вместе дети преодолевают трудности.

- Перед вами картинка русской народной игры «Сахариночка». (Демонстрация картинки). Эту игру хорошо знают наши дети. Давайте покажем ее вашим родителям. (Дети демонстрируют знакомую игру) .

Игра «Сахариночка».

Мальчики и девочки выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на некотором расстоянии. Девочки подходят к мальчикам навстречу со словами:

«Сахаринка на полу, да на полу. Не лениво сахаринку подниму.

Сахар съела, песню спела, и пошла. Поплясать с дружком хотела и нашла».

Мальчик и девочка в паре выполняют любое танцевальное движение. Затем встают спиной друг к другу, хлопая в ладоши, произносят: «1, 2, 3 – повернись! »

Если дети повернулись одновременно в одну сторону, то целуют дружочка в щёчку, если в разные стороны – обмениваются рукопожатиями. Затем игроки меняются парами.

- Как вы видели, в этой игре дети учатся выстраивать толерантные, добрые взаимоотношения со сверстниками противоположного пола, быть внимательными и вежливыми по отношению друг к другу.

- Выберите следующий цвет лопасти нашей мельницы (зелёный). (На экране высвечивается модель «Человек в истории») .

Подвижные игры этого направления («Человек в истории») знакомят с играми сверстников прошлых столетий, играми наших родителей, бабушек и дедушек. Интересны они тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту, хорошую координацию движений и др. Дети знакомятся с историей возникновения каждой из этих игр. Перед вами картинка русской народной игры. Какое вы думаете у нее название? («Жмурка») (Демонстрация картинки).

- Да, это веселая старинная игра подходит для всех возрастов, в старину она еще называлась «Ималки» (от слова «имать», значит «ловить, хватать кого-то») или «Слепой козел». Более старшие влюбленные девушки сами поддавались в руки юношей.

- В эту игру любят играть дети всех поколений. Передавая содержание и правила игры друг другу, дети и взрослые придумывали разные варианты этой игры… Уважаемые родители, думаю, эта игра и вам всем знакома. Давайте поиграем в нее все вместе.

Я думаю обычные «Жмурки» всем знакомы, предлагаю поиграть в нее с некоторым усложнением. Называется она «Жмурка и бубенец». Мы очень любили играть в нее в детстве. (Родитель объясняет правила и проводит игру.) Самое важное в русских народных играх, что водящего выбирают жеребьевкой или считалкой. (Выбирает по считалке Жмурку.)

Игра «Жмурка и Бубенец».

Дети находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубен! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором говорят:

«Трынцы - брынцы, бубенцы, позолочены концы! Кто в бубенчики играет, того Жмурка не поймает! » После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держат круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки. Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца.

(Родители и дети играют все вместе).

- В этой русской народной подвижной игре у ребенка развивается координация движений (глаза завязаны, быстрота реакции, умение ориентироваться в пространстве, действовать в команде (бегать молча, уворачиваясь). Оказывать сверстникам помощь в игре в случае определенных затруднений.

- Выбираем следующий цвет лопасти нашей мельницы. (Красный) (На экране высвечивается модель «Человек в своем крае»). Русский народ всегда трепетно относился к природе, своему родному краю, берёг и прославлял их.

- Игры этого направления («Человек в своем крае») воспитывают доброе и бережное отношение к окружающему миру, своей родному краю, городу. (На экране появляется картинка игры). Например, игра «Садовник». (Педагог (или дети) объясняет правила игры и проводит ее с детьми и родителями) .

Игра «Садовник»

Дети становятся в одну шеренгу. Садовник стоит напротив играющих в середине площадки. Дети произносят слова и выполняют движения по тексту. Садовник говорит:

- Я иду сорвать цветок.

Из цветов сплести венок.

-Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

Садовник двигается параллельно шеренге детей приставными шагами. Он имитирует руками ножницы и должен поймать игроков. Какой цветок садовник поймал – тот считается пойманным.

- В этой игре, помимо развития психофизических качеств (внимание, координация движений, у детей формируется осознанное, бережное отношение к природе родного края.

- Наше путешествие заканчивается, открываем последнюю лопасть синего цвета. (На экране высвечивается модель «Человек в культуре») .

В играх этого направления ("Человек в культуре") отражены повседневные занятия, быт русского народа, игры, связанные с календарными праздниками и традициями. Здесь большое количество русских народных игр (на экране демонстрация нескольких картинок-схем русских народных подвижных игр этого направления).

Я, когда собиралась сегодня к вам на встречу, взяла с собой клубок ниток. Вечерами в избах сидели девушки у свечи и пряли пряжу, напевая песни. И знаю, что игра такая есть «Клубок». Давайте поиграем. (Объясняет правила и проводит игру) .

Игра «Клубок»

Дети и родители встают в круг, держась за руки. Один из играющих - начало ниточки. Этот игрок начинает движение со словами:

«Уж я улком шла, переулком шла.

Клубок ниток я нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Нитка доле, доле, доле…

Клубок боле, боле, боле… »

Ведущий в любом месте расцепляет руки двух детей.

«Я за ниточку бралась,

Вот и нитка порвалась».

Берёт одного из них за руку и ведёт в любом направлении.

- Спасибо, за игру. Какие качества формирует у ребенка предложенная русская народная игра? (Ответы родителей) .

- Действительно, она помогает создать хорошее настроение, формирует у детей умение выполнять слаженные движения под ритм песни, развивает выдержку, снижает импульсивность, формирует представления детей о быте русского народа.

- Все подвижные русские народные игры, несомненно, играют большую роль не только в развитии психофизических качеств ребенка дошкольного возраста, но и в его социализации.

В конце нашей встречи мы предлагаем вам выстроить перспективу использования русских народных подвижных игр в практике семейного воспитания для осознания их роли в развитии ребенка дошкольного возраста. Они перед вами на экране (демонстрация на экране).

(Участники выбирают и выстраивают на экране блоки в двух направлениях: роль русской народной игры в социальном и физическом развитии ребенка) .

Социальное развитие ребенка:

• познание окружающего мира;

• познание себя и окружающих его взрослых;

• освоение взаимоотношений между людьми;

• проявляет свою индивидуальность;

• средство приобщения детей к народной культуре;

• знание истории Российского государства,

• знание традиций национальной культуры;

• развитие нравственных качеств (честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество, взаимопомощь) .

Физическое развитие:

• ловкость,

• быстрота реакции,

• сила,

• выносливость,

• координация движений,

• равновесие,

• умение ориентироваться в пространстве и др.

- Вот и закрутилась наша мельница, заработали ее жернова (демонстрация на экране мельницы под музыкальное сопровождение).

Надеемся, что проигранные нами сегодня игры будут полезны вам в практике семейного воспитания. Это была лишь маленькая песчинка того богатства народных подвижных игр, оставленных нам в наследство русским народом. Поэтому еще нам хотелось бы подарить вам памятки – подсказки с описанием разнообразных интересных, на наш взгляд, игр каждого направления, которые помогут вам организовать досуг ребенка в домашних условиях.

В завершении нам бы хотелось получить рефлексивную оценку нашего сегодняшнего мероприятия. Перед вами русская деревня, на берегу реки стоят мельницы.

Выберите интуитивно цвет платка на столах в ответ на интересующие нас вопросы (платки ярко - желтого, темно - коричневого, светло - зеленого цветов).

1 платок. Интересна ли была для вас информация сегодняшнего встречи?

2 платок. Полезна ли была для вас информация сегодняшнего встречи (проигранных русских народных подвижных игр?

3 платок. Возникло ли у вас стремление использовать эти игры в своей семье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной игровой деятельности с родителями и детьми II младшей группы по теме: «Мои любимые животные из сказок»

Конспект игровой совместной деятельности разработан  с целью привлечения родителей к активной жизни в детском саду, вместе с ребенком. На игровом занятии мы попытались максимально активизировать ...

Конспект совместного игрового занятия с родителями и детьми " В гости к нам пришла Матрешка"

Совместное игровое занятие с родителями и детьми " В гости к нам пришла Матрешка"...

Совместное игровое занятие с родителями и детьми группы раннего возраста

Совместное игровое занятие с родителями и детьми группы раннего возраста...

Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект совместной игровой деятельности «Магазин» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста ...