Открытое занятие по нравственному воспитанию на тему: «Вежливость спасет мир!»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Никитина Мария Олеговна

Цели:

  1. Обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности;
  2. Учить детей  внимательно относиться друг к другу;
  3. Формировать у детей понимание того, что вежливость делает человека тактичным и воспитанным;
  4. Воспитывать уважение к своим друзьям и взрослым людям.
  5. Развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей;
  6. Подвести детей к пониманию того, что без вежливых слов крайне сложно существовать в обществе;
  7. Закрепить правила культурного поведения в общественных местах;
  8. Развивать связную речь детей.

 

Оборудование:

Билеты; конверт с письмом; картинки с изображением солнца, тучи и дождя; сюжетные картины по теме «Эмоции людей».


 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребятки, к нам сегодня в группу пришли гости. Мы с ними поздороваемся и улыбнемся,  в ответ гости улыбнуться нам. Посмотрите, как сразу стало светло от наших улыбок!

 

Ребята, вы сегодня не забыли поздороваться друг с другом при встрече?

(Ответы детей)

Воспитатель: А что значит слово « Здравствуй»?

Д: Я желаю здоровья человеку.

Воспитатель:  Правильно. Первое слово вежливого человека начинается с приветствия, нужно посмотреть в глаза человеку и улыбнуться и тогда в ответ другой человек тоже начнет улыбаться.

Воспитатель:  Давайте поиграем с вами в игру «Приветствие!»

 

Игра: «Приветствие!»

Нужно по голосу узнать, кто с тобой здоровается, и в ответ назвать свое имя.

 

Основная часть:

 

Сюрпризный момент.

Воспитатель:  Вчера я получила письмо из города Вежливых, написала нам Мальвина, послушайте:

«Дорогие ребята!»

Я,  Мальвина, живу в городе Вежливых. В нашем городе случилась беда. Злая колдунья наслала на наш город заклятье, и теперь наши жители забыли все вежливые слова, разучились себя вести, стали обижать друг друга. А заклятье можно снять, выполнив задания злой колдуньи. Нам не справиться. Помогите, пожалуйста!

 

Воспитатель:  Дети, вы согласны отправиться в путь и помочь Мальвине ?

Д: Да!

Воспитатель:  А на чем мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку:

           

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

 

Д:  автобус.

Воспитатель:  Молодцы, правильно! Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в транспорте.

Как нужно поступать, когда в автобусе много людей, а вам нужно выходить?

Д: Вежливо попросить пройти.

Воспитатель:  В автобусе нужно уступать места бабушкам, дедушкам, больным людям и инвалидам, мамам с маленькими детьми. Как вы думаете, почему?

Д: Им тяжело стоять, бабушки старенькие, маленькие дети в автобусе начинают капризничать, им удобнее ехать сидя.

Воспитатель:  А  что нельзя делать в транспорте?

Д: Бросать мусор.

Воспитатель:  Почему?

Д: Лучше ехать в чистом автобусе, а если бросать мусор, то ехать будет неприятно.

Воспитатель:  Входя в автобус, необходимо покупать билет. Это самое важное правило для пассажира. Если не купить билет, накажут штрафом. Я раздам вам билеты на автобус и мы отправимся в путь.

 

(раздача билетов)

(звук отъезжающего автобуса)

 

Воспитатель:  Вот мы и приехали. Посмотрите, кто нас встречает. Это же Мальвина. Поздороваемся с ней.

Д: Здравствуй, Мальвина!

М: Здравствуйте, дети. Спасибо вам, что согласились помочь нашему городу.  Давайте вместе выполнять задания злой колдуньи, чтобы поскорее разрушить ее колдовство.

Первое задание

Воспитатель:  Нужно вспомнить, как можно больше волшебных слов.

Послушайте стихи и доскажите вежливые слова в них.

 

1.Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй).

2.Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет).

 

3.Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста).

4.Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас – будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте … (любезны),

Будьте … (добры).

5.Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо:

-Ну … (извините)!

6.Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите:

… (До свидания!).

7.Когда я что-то подарю,

Мне говорят:

… (Благодарю!)

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!

 

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Теперь жители сказочного города никогда не забудут эти слова!

Чтобы ребенок вырос  вежливым, добрым и отзывчивым, нам необходимо с ранних лет стараться.

 Все родители мечтают, чтобы их малыши стали настоящими людьми, чтобы в семье никогда не ругались. Давайте приготовим наши пальчики и вспомним всех своих родных.

Пальчиковая гимнастика  «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

 

 

М: Спасибо, ребята. Нас еще ждут испытания. Следующее задание   называется «Комплименты». А что значит, комплименты?

Д: Это нежные и добрые слова, которые люди говорят друг другу.

Второе задание

Воспитатель:  Напомним жителям о хорошем отношении друг другу. Возьмемся за руки и сделаем круг. По кругу каждый полным ответом говорит соседу комплимент, называя хорошее качество характера или внешние данные, не забываем при этом смотреть друг другу в глаза и улыбаться.

 

Воспитатель:  Какие вы молодцы, ребята. А что вы чувствовали, когда слышали о себе приятные и ласковые слова?

(Ответы детей)

Воспитатель: Сила этих «сказочных» слов зависит от того, как человек их произнесет: грубо или вежливо, мягко или резко, с улыбкой или без нее.

Ребятки, а сейчас я попрошу Вас рассказать стихи о вежливых словах   (раздала заранее).

 

 

М: Как прекрасно, ребята, когда люди говорят друг другу приятные слова. После этого не захочешь ссориться и обижать друг друга, но эти слова должны идти от самого сердца и быть искренними.

Спасибо большое, ребята!

Воспитатель:  Ребята, скажите пожалуйста, что означает слово «Настроение»?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Настроение – это эмоциональное душевное состояние человека. . Оно может быть разным: спокойным, радостным или грустным.

Воспитатель:  А какое у вас настроение?

(Ответы детей)

Воспитатель:  Молодцы! Прежде, чем выполнять следующее задание, давайте немного отдохнем.

 

Физкультминутка

 

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Воспитатель:  Теперь потренируем пальчики.

 

Один, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять,

Один, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Третье задание

М: Давайте выполним следующее задания злой колдуньи, чтобы поскорее разрушить ее колдовство.

 

Воспитатель:  Нам нужно определить по картинкам эмоции и чувства детей.

Работа по картинкам

Воспитатель:  Что вы видите на первой картинке?

Д: Мальчик грустит.

Воспитатель:  Почему?

Д: Потому что он заболел и его не пускают на улицу и от этого ему грустно.

Воспитатель:  А как вы догадались, что он грустит?

Д: Уголки губ опущены вниз, на глаза набежали слезы.

Воспитатель:  Вторая картинка, что на ней?

Д: Мальчик удивился, увидев на участке крота. Бровки подняты, глаза и рот широко раскрыты.

Воспитатель:  Третья картинка, что видите?

Д: Мальчик обижен, у него сорвалась рыба с крючка.

Воспитатель: А что видите на следующей картинке?

Д: Радость, девочка веселая, улыбается, идет вприпрыжку.

Воспитатель:  Следующая  картинка. Кто изображен на ней?

Д: Мальчик, который обижает котенка.

Воспитатель:  Этот мальчик злой и сердитый. Губы сжаты, брови срослись на переносице.

Воспитатель:  А хорошо он поступает?

Д: Нет.

 

Четвертое задание

Тренинг эмоций.

Воспитатель:  Превратимся, ребята в котят. Какие они звуки издают?

Д: Мяу- мяу.

Воспитатель:  Превратимся в грустных котят ( показывают), шаловливых(показ), в сердитых (показ), в добрых котят (показ).

Воспитатель:  Какими лучше быть?

Д: Добрыми и веселыми.

Воспитатель:  Правильно, ребята! Нужно быть добрыми и веселыми, чтобы вам отвечали тем же.

 

Пятое задание

Игра: «Догадайся»

 

Воспитатель:  А сейчас давайте поиграем в одну игру. Я начну говорить предложение, а вы должны его закончить вежливым словом.

 

1. Приплывет к Вам даже рыба, если скажешь ей… (спасибо)

2. Вдруг захлопает тюлень, если скажешь… (добрый день)

        3. Когда вас ругают за шалости, то говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).

 

 

М: Молодцы, ребята! А умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих? Давайте проверим.

Игра «Топ-хлоп»

Воспитатель:  Я буду называть вам поступки, а вы будете хлопать, если одобряете их и топать, если поступки не хорошие.

Поступки: кричать на друзей, поливать цветы, ковырять в носу, обманывать, помогать маме, кривляться перед бабушкой, улыбаться людям, оглядываться на людей и показывать на них пальцем, убирать свои игрушки, прятать от друзей конфеты, чистить зубки, кушать грязными руками, толкать малышей.

 

М: Здорово! Вот вы и справились с заданиями колдуньи. Заклятье с нашего города снято. Спасибо вам большое. Теперь мы никогда не забудем вежливые слова, будем всегда хорошо относиться друг другу.

 

Воспитатель:  Пожалуйста, нам нужно возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Мальвиной.

Д: До свидания, Мальвина.

Воспитатель:  На чем доберемся обратно? (Имитирую самолет)

Садитесь в самолет и полетели в детский сад. Только сначала получите билеты.      (раздача билетов на самолет)

(звук самолета)

Подведение итогов

 

Воспитатель:  Вот мы и дома, в нашем детском саду.

Скажите, чем мы занимались сегодня?

Д: Путешествовали, помогали жителям города «Вежливых»

Воспитатель:  Что запомнилось? Что больше всего понравилось?

Молодцы, ребята, попрощаемся с нашими гостями.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по нравственному воспитанию Тема: «Поможем Мишке» 1 младшая группа

Занятие составленно с опорой на стихотворение А. Барто "Уронили мишку на пол"...

Открытое занятие по нравственному воспитанию детей в средней группе. Тема: "Дружба"

В этом открытом занятии по нравственному воспитанию детей были поставлены и выполнены следующие задачи: учить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки.развивать осозна...

Открытое занятие по нравственному воспитанию детей в средней группе.Тема: "Научи меня дружить"

Уточнить представления детей о том, что значит уметь дружить, научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить существующими нормами поведения, познакоми...

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Путешествие на вежливый остров» для детей 4 – 5 лет.

Цель: Учить детей быть вежливыми, находчивыми, заботливыми, помогать друг другу, видеть красоту природы.Задачи:1.Упражнять в умении правильно поступать в различных ситуациях, преодолевая трудности.2.В...

Открытое занятие по нравственному воспитанию в старше-подготовительной группе на тему «Твои поступки могут радовать и огорчать»

Цель: Обогатить опыт детей поступками, которые могут порадовать близких людей, продолжать формировать у детей мотивацию на совершение добрых поступков....