Словотворчество дошкольника
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Как развивать речевое творчество дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\рамки разные\Bckmc031.jpgСОВЕТЫ ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ


ДЕТСКОЕ    СЛОВОТВОРЧЕСТВО

     Термином  «детское словотворчество» специалисты обозначают широко

распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в  том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно  включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих.

 Поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике и уместны в употреблении. Например: «брос» - брошено, «долгее» - дольше и многие другие.

    К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двух и трехлетних детей такое сильное чутье языка,…что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами  речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…».

              Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяет три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов:

  1. ОСКОЛКИ СЛОВ: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь» - то, что слеплено; «прыг» - прыжок.
  2.  ЧУЖИЕ ОКОНЧАНИЯ: к корню одного слова прибавляются окончания другого – «сухота» - сухость; «помогание» - помощь; «правдун» - человек, говорящий правду.
  3. СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЛОВА: одно слово составляется из двух – «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мамина и папина дочь; «огромадный» - огромный и громадный.

Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например,  прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко», затем «моко». Так образуются слова-осколки,. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.

«Новые» слова ребенка                                                  Образец

Видишь, какой у меня желтяк выскочил?  ……………………. Синяк

Я – правдун!                                                  …………………….Лгун, болтун

У меня гусья кожа сделалась.                      ……………………Лисья

Какой ты диктун, папа!                                ……………………Ворчун

   Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше ребенок слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для  развития  фантазии  по  придумыванию  слов  у   него  появляется.

  Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а потом исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенным.

  Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового. «…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»).

   ВНИМАТЕЛЬНО  ВСЛУШИВАЙТЕСЬ  В  РЕЧЬ  ВАШЕГО  МАЛЫША,  

 НАВЕРНЯКА  ВЫ ОБНАРУЖИТЕ  УНИКАЛЬНЫЕ СЛОВА  В  ЕГО  РЕЧИ!

Учитель-дефектолог:Сенникова С.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как формировать у младших дошкольников способность к речевому словотворчеству"

   Освоение речи детьми раннего возраста вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Освоение речи...

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие

В разработке приведен практический материал по развитию речевого творчества детей в рамках современных технологий...

Консультация для родителей «Словотворчество в жизни дошкольника»

Многие взрослые любят общаться с детьми. Вернее, им нравиться слушать, что говорят дети, как рассуждают, комментируют увиденное или услышанное. «Интересно, смешно, забавно» - так объясняют...

Презентация "Семинар-практикум "Игры для развития словотворчества у дошкольников"

Данная презентация может быть использована педагогами для работы с детьми. Здесь предлагается несколько игр для развития словотворчества у детей....

Развитие связной речи у дошкольников посредством книгоиздательства, словотворчества, журналистики, сочинения пятистиший

В разработке раскрыты приемы развития связной речи дошкольников (книгоиздательство, словотворчество, журналистика, сочинение пятистиший....

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...