Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие по России»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Феопентова Елена Леонидовна

Программное содержание:

- Обобщить и систематизировать знания детей о России, её столицы, государственных символах, народных ремёслах;

- вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским городам, крестьянской избе, её устройстве.

- развивать умение составлять связный рассказ о родном городе с помощью мнемотаблицы;

- формировать образную речь детей, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями народных ремёсел, изделиями ремесленников;

- познакомить со старинной русской традицией «помочь»;

- воспитывать уважительное отношение к Родине, родному  посёлку, государственным символам; уважение к труду народных ремесленников, восхищение их мастерству;

развивать    творческое    воображение,    способствовать    становлению музыкально-двигательной импровизации.

Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов, карта мира, мультимедийный проектор, экспозиция «Русская изба», изделия ремесленников.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно - прикладного искусства; экскурсии в мини – музей «Русская изба».

Ход занятия:

Входит русская девица.

Девица: Что за диво, что за чудная изба, где я?

Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!

Девица: здравствуйте люди добрые! Звать меня Марфа, а вы кто будете и куда я попала?

Девица: Что это за чудный  посёлок Лесогорск, где он находится.

 

Воспитатель:   Ребята наша гостья похоже ни чего не знает о том где находится, давайте ей поможем.

Дети подводят Марфу к карте. (Карта на экране)

Девица: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?

 Воспитатель: Ребята что это?

Воспитатель: А нашу страну вы можете показать? Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о нашей стране?

Воспитатель: А почему вы решили, что наша страна самая большая, богатая и сильная?

Воспитатель:   Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается день. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолёте лететь сутки.

Девица: Это сколько дней нужно ехать на поезде?

Девица: А часов лететь?

Девица: А моя родина матушка Русь.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а как наша Россия называлась в прошлом?

Воспитатель:    значит у нас Марфа с тобой одна Родина - Россия, Русь, и сейчас мы тебе о ней расскажем.

Ребёнок читает стихотворение о Родине.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине, какие вы знаете?

Воспитатель: Ребята давайте пригласим Марфу путешествовать по России, а на чём можно путешествовать? На каком транспорте?

Воспитатель: Я предлагаю путешествовать на поезде, занимаем места в вагоне.

Дети поют первый куплет песни «Край в котором ты живёшь»

Воспитатель: Первая станция « Поселковая» (на экране слайды:  видов поселка, герб посёлка)

Воспитатель: Ребята куда мы приехали из нашей группы? Что это за место? Как вы узнали?

Расскажите Марфе о Лесогорске.

Дети рассказывают о  Лесогорске с помощью мнемотаблицы. Ребёнок читает стихотворение о  посёлке.

 Воспитатель: А теперь занимайте места, едем дальше. Дети поют «Паровозик из Ромашково»

Воспитатель: следующая станция «Столичная» (слайды: картины крелшя, красной площади.)

Воспитатель: Как вы думаете куда мы приехали?

Что это за город?

Почему вы решили что это Москва?

Как называется главная площадь Москвы?

Ребёнок читает стихотворение о Москве.

Что сейчас находится в Кремле?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы?

Воспитатель: Ребята, у нас перепутались гербы и флаги разных стран, давайте их правильно соберём

Игра- пазлы «Собери государственные символы России» Мальчики собирают флаг, а девочки собирают герб

Воспитатель: А вы знаете почему наш флаг имеет белый, синий и красный цвета?

Ребёнок читает стихотворение о флаге.

Воспитатель: Белый, синий и красный - цвета которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее небо, море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в каком значении?

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к нему пучками травы, веток, конским хвостом. Для чего он был нужен? Потом появился современный флаг.

Зачем раскрашивают флаг? А сейчас зачем нужен флаг?

Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли мы собрали герб?

Ребёнок читает стихотворение про герб.

Воспитатель: Для чего нужен герб?

Звучит гимн России.

Девица: Что это за музыка чудная?

Девица: Как интересно выглядят теперь города. А наши старинные русские города выглядят совсем по другому. Давайте построим такой город на магнитной доске.

Дети выкладывают город на.магнитной доске.

Девица: Где строили города, зачем?

Как называлось жилище людей в то время?

Что возводили вокруг города?

Чем ещё защищали город?

Чем в городах занимались люди?

Как назывались эти люди?

Каких ремесленников вы знаете?

Воспитатель: Ребята я слышу гудок паровоза, нам пора отправляться в путь.

Поют «Паровозик из Ромашково»

Воспитатель: Следующая станция «Старорусская» (слайд старинный город)

Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы попали!

Появляются ремесленники (Слайды ремесленников с их изготовленными изделиями)

Кузнец:     Я кузнец - молодец

Я такой удалец

Я вам лошадь подковал,

Много счастья пожелал!

Девица: кого на Руси называли кузнецами?

Гончар:     Я гончар, тоски не знаю

Круг вращаю я один,

И из рук моих волшебных

«Выплывает» вдруг кувшин.

Девица: А не трудно ли тебе гончар изготавливать такие чудесные изделия? Гончар: Умелые руки работы не боятся.

Девица: Кого на Руси называли гончарами?

 Девица: а для чего производили свои изделия ремесленники?

Девица: где продавали они свои изделия? (Слайд Ярмарка)

Девица: Не устали ли вы ребята. Вот изба моя. Проходите гости дорогие, посмотрите как жил в старину народ русский.

Девица: Посмотрите какие изделия ремесленников есть в моей избе! Назовите, что мне изготовил кузнец. Что изготовил гончар?

Садитесь рядком, да поговорим ладком. Сейчас мы вспомним как изба русская строилась.

Когда-то давным давно, когда на Руси и городов не было, шумели на земле русской дремучие леса. В это время люди стали строить свои избы.

Из чего строили избы? Почему?

Поэтому деревья выбирали тщательно. Строили из сосны и ели. Почему?

Но и эти деревья не все рубили. Старое дерево не брали, почему?

Вывод: старость на Руси уважали, оберегали, что состарилось должно дожить свой век спокойно.

Да и непрочное старое дерево. И молодые деревья не подходили? Почему? Вывод: силы ещё не успели набраться, непрочные.

А рубили деревья зимой в сильные морозы, когда дерево самое сухое. Интересно почему? (Сокостояние)

На Руси говорили не строить избу, а рубить, почему так говорили? А рубить - избу дело нелёгкое. Одному не справиться.

Девица: вот так на Руси сложилась добрая традиция, какая?

 Девица: а название получила эта традиция помочь.

Девица: А какую ещё помощь оказывали люди в деревне друг другу? И эта традиция сохранилась.

Воспитатель: Марфа, а что это за девочка рукодельница?

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете каким ремеслом она занимается?

Пряха:       Я ловкая пряха

Очень рано встаю,

Не ленясь берусь за дело,

Моток ниток я спряду.

Воспитатель: А давайте и мы поможем нашей пряхе. Танец «Прялица».

Девица: спасибо гости дорогие за экскурсию и помочь. Много нового от вас узнала, чему-то и я вас научила.

Оценка.

Дети благодарят Марфу.

Воспитатель: А сейчас прощайтесь ребята, нам пора уезжать домой.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №1 пгт Лесогорский»

 

Непосредственно образовательная деятельность

по развитию речи детей  старшей группы

 «Путешествие по России»

Подготовила и провела:

воспитатель I кв. категории  Феопентова Е.Л.

14.03.2014

Программное содержание:

- Обобщить и систематизировать знания детей о России, её столицы, государственных символах, народных ремёслах;

- вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русским городам, крестьянской избе, её устройстве.

- развивать умение составлять связный рассказ о родном городе с помощью мнемотаблицы;

- формировать образную речь детей, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, обогащать словарь названиями народных ремёсел, изделиями ремесленников;

- познакомить со старинной русской традицией «помочь»;

- воспитывать уважительное отношение к Родине, родному  посёлку, государственным символам; уважение к труду народных ремесленников, восхищение их мастерству;

развивать    творческое    воображение,    способствовать    становлению музыкально-двигательной импровизации.

Материалы и оборудование: Изображения гербов и флагов, карта мира, мультимедийный проектор, экспозиция «Русская изба», изделия ремесленников.

Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно - прикладного искусства; экскурсии в мини – музей «Русская изба».

Ход занятия:

Входит русская девица.

Девица: Что за диво, что за чудная изба, где я?

Воспитатель: Ребята давайте поприветствуем нашу неожиданную гостью!

Девица: здравствуйте люди добрые! Звать меня Марфа, а вы кто будете и куда я попала?

Девица: Что это за чудный  посёлок Лесогорск, где он находится.

Воспитатель:   Ребята наша гостья похоже ни чего не знает о том где находится, давайте ей поможем.

Дети подводят Марфу к карте. (Карта на экране)

Девица: Что это за ковёр красивый, с рисунком мудрёным?

 Воспитатель: Ребята что это?

Воспитатель: А нашу страну вы можете показать? Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о нашей стране?

Воспитатель: А почему вы решили, что наша страна самая большая, богатая и сильная?

Воспитатель:   Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается день. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать неделю, а на самолёте лететь сутки.

Девица: Это сколько дней нужно ехать на поезде?

Девица: А часов лететь?

Девица: А моя родина матушка Русь.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а как наша Россия называлась в прошлом?

Воспитатель:    значит у нас Марфа с тобой одна Родина - Россия, Русь, и сейчас мы тебе о ней расскажем.

Ребёнок читает стихотворение о Родине.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о своей Родине, какие вы знаете?

Воспитатель: Ребята давайте пригласим Марфу путешествовать по России, а на чём можно путешествовать? На каком транспорте?

Воспитатель: Я предлагаю путешествовать на поезде, занимаем места в вагоне.

Дети поют первый куплет песни «Край в котором ты живёшь»

Воспитатель: Первая станция « Поселковая» (на экране слайды:  видов поселка, герб посёлка)

Воспитатель: Ребята куда мы приехали из нашей группы? Что это за место? Как вы узнали?

Расскажите Марфе о Лесогорске.

Дети рассказывают о  Лесогорске с помощью мнемотаблицы. Ребёнок читает стихотворение о  посёлке.

 Воспитатель: А теперь занимайте места, едем дальше. Дети поют «Паровозик из Ромашково»

Воспитатель: следующая станция «Столичная» (слайды: картины крелшя, красной площади.)

Воспитатель: Как вы думаете куда мы приехали?

Что это за город?

Почему вы решили что это Москва?

Как называется главная площадь Москвы?

Ребёнок читает стихотворение о Москве.

Что сейчас находится в Кремле?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы?

Воспитатель: Ребята, у нас перепутались гербы и флаги разных стран, давайте их правильно соберём

Игра- пазлы «Собери государственные символы России» Мальчики собирают флаг, а девочки собирают герб

Воспитатель: А вы знаете почему наш флаг имеет белый, синий и красный цвета?

Ребёнок читает стихотворение о флаге.

Воспитатель: Белый, синий и красный - цвета которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее небо, море, белый свет, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в каком значении?

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест с привязанными к нему пучками травы, веток, конским хвостом. Для чего он был нужен? Потом появился современный флаг.

Зачем раскрашивают флаг? А сейчас зачем нужен флаг?

Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли мы собрали герб?

Ребёнок читает стихотворение про герб.

Воспитатель: Для чего нужен герб?

Звучит гимн России.

Девица: Что это за музыка чудная?

Девица: Как интересно выглядят теперь города. А наши старинные русские города выглядят совсем по другому. Давайте построим такой город на магнитной доске.

Дети выкладывают город на.магнитной доске.

Девица: Где строили города, зачем?

Как называлось жилище людей в то время?

Что возводили вокруг города?

Чем ещё защищали город?

Чем в городах занимались люди?

Как назывались эти люди?

Каких ремесленников вы знаете?

Воспитатель: Ребята я слышу гудок паровоза, нам пора отправляться в путь.

Поют «Паровозик из Ромашково»

Воспитатель: Следующая станция «Старорусская» (слайд старинный город)

Воспитатель: Ребята посмотрите куда мы попали!

Появляются ремесленники (Слайды ремесленников с их изготовленными изделиями)

Кузнец:     Я кузнец - молодец

Я такой удалец

Я вам лошадь подковал,

Много счастья пожелал!

Девица: кого на Руси называли кузнецами?

Гончар:     Я гончар, тоски не знаю

Круг вращаю я один,

И из рук моих волшебных

«Выплывает» вдруг кувшин.

Девица: А не трудно ли тебе гончар изготавливать такие чудесные изделия? Гончар: Умелые руки работы не боятся.

Девица: Кого на Руси называли гончарами?

 Девица: а для чего производили свои изделия ремесленники?

Девица: где продавали они свои изделия? (Слайд Ярмарка)

Девица: Не устали ли вы ребята. Вот изба моя. Проходите гости дорогие, посмотрите как жил в старину народ русский.

Девица: Посмотрите какие изделия ремесленников есть в моей избе! Назовите, что мне изготовил кузнец. Что изготовил гончар?

Садитесь рядком, да поговорим ладком. Сейчас мы вспомним как изба русская строилась.

Когда-то давным давно, когда на Руси и городов не было, шумели на земле русской дремучие леса. В это время люди стали строить свои избы.

Из чего строили избы? Почему?

Поэтому деревья выбирали тщательно. Строили из сосны и ели. Почему?

Но и эти деревья не все рубили. Старое дерево не брали, почему?

Вывод: старость на Руси уважали, оберегали, что состарилось должно дожить свой век спокойно.

Да и непрочное старое дерево. И молодые деревья не подходили? Почему? Вывод: силы ещё не успели набраться, непрочные.

А рубили деревья зимой в сильные морозы, когда дерево самое сухое. Интересно почему? (Сокостояние)

На Руси говорили не строить избу, а рубить, почему так говорили? А рубить - избу дело нелёгкое. Одному не справиться.

Девица: вот так на Руси сложилась добрая традиция, какая?

 Девица: а название получила эта традиция помочь.

Девица: А какую ещё помощь оказывали люди в деревне друг другу? И эта традиция сохранилась.

Воспитатель: Марфа, а что это за девочка рукодельница?

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете каким ремеслом она занимается?

Пряха:       Я ловкая пряха

Очень рано встаю,

Не ленясь берусь за дело,

Моток ниток я спряду.

Воспитатель: А давайте и мы поможем нашей пряхе. Танец «Прялица».

Девица: спасибо гости дорогие за экскурсию и помочь. Много нового от вас узнала, чему-то и я вас научила.

Оценка.

Дети благодарят Марфу.

Воспитатель: А сейчас прощайтесь ребята, нам пора уезжать домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Путешествие в страну цветных карандашей»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе

Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «День России»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Символы России»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Символы России»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе  "Символы России" (Гимн, Флаг, Герб).Цель: фо...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Путешествие в царство Самовара»

Цель: расширять и уточнять представления о предметном мире (о посуде).Задачи: Образовательные: закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду). Расширять словарный запас детей,...