Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Путешествие в царство Самовара»
план-конспект занятия

Цель: расширять и уточнять представления о предметном мире (о посуде).

Задачи:

  • Образовательные: закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду). Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать числительные два и пять с существительными. Расширять и уточнять словарь глаголов. Упражнять в подборе антонимов.
  • Развивающие: развивать связную речь, умение рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, классифицировать их. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику. Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление.
  • Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к посуде.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи старшая группа

«Путешествие в царство Самовара»

Конспект НОД по развитию речи старшая группа

«Путешествие в царство Самовара»

Цель: расширять и уточнять представления о предметном мире (о посуде).

Задачи:

  • Образовательные: закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду). Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Совершенствовать грамматический строй речи – согласовывать числительные два и пять с существительными. Расширять и уточнять словарь глаголов. Упражнять в подборе антонимов.
  • Развивающие: развивать связную речь, умение рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, классифицировать их. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику. Развивать зрительное внимание и восприятие, мышление.
  • Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Предварительная работа: разучивание артикуляционной и пальчиковой гимнастик; чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций по произведению и по данной теме.

Материалы к занятию: демонстрационный материал для игры Магазин», ИКТ по теме «Посуда», пазлы самовара, клубок.  Раздаточный материал: карточки для игры домино «Два и пять», предметные картинки «Дорисуй не достающую деталь».

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: - Все в сборе взрослые и дети

Мы можем начинать!

Но для начало надо

«Здравствуйте» сказать! (дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня ребята, мы с вами отправимся в сказку, впереди нас ждут испытания, но я думаю, что мы с ними справимся (предлагаю присесть на стульчики у монитора).

Воспитатель: Сейчас я загадаю Вам загадку и Вы узнаете в какую сказку мы сегодня попадем.

Скачет сито по полям

А корыто по лугам

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла….

Воспитатель: Что это за сказка?

Дети:  «Федорино горе». Показываю слайд №1

Воспитатель: А какой горе у Федоры случилось?

Дети: посуда убежала от нее.

Воспитатель: Вот Федора и просит нас помочь вернуть посуду назад. А посуда убежала в царство Самовара и вернуть ее можно только выполнив его задания. Выполняя мы получим часть пазла, что бы собрать картину в конце пути. Показ слайда №2.

 Воспитатель: Вы согласны помочь Федоре? (Да). Тогда успокоим ее, что бы не расстраивалась.

Артикуляционная гимнастика:

Да-да-да- убежала вся посуда.

Ну-ну-ну- я посуду всю верну.

Ру-ру-ру- успокоим мы Федору.

Ра-ра-ра-  не плачь Федора.

Воспитатель: За то, что вы умеете сочувствовать, сопереживать чужому горю, получаем часть пазла. Отправляемся в царство Самовара, а дорогу нам покажет вот этот клубочек.

Воспитатель: «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». (клубочек катится, дети идут за ним. Останавливаются у магнитной доски).

Воспитатель: Что бы клубочек покатился дальше, нам нужно выполнить это задание. Упражнение «В магазине».

Воспитатель: Мы с вами пришли в магазин, в отдел «Посуда». Перечислите какая посуда стоит на верхней полке.

Дети: чайник, чашка, блюдца, сахарница.

Воспитатель: Как называют эту посуду одним словом?

Дети: чайная.

Воспитатель: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Дети: тарелка, половник, хлебница, солонка.

Воспитатель:  Как вы думаете ее можно назвать по другому?

Дети: столовая.

Воспитатель: И на конец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке?

Дети: кастрюля, сковорода, дуршлаг, ковш.

Воспитатель: Ее называют как?

Дети: кухонная посуда.

Воспитатель: Давайте обратим внимание на материалы, из которых сделана. Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют? Дети: фарфоровая.

Воспитатель: А кухонная посуда сделана из чего?

Дети: из метала. Как можно ее назвать? (металлическая).

Воспитатель: Молодцы! Берем часть пазла с собой.

Воспитатель: «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». (клубочек катится, дети идут за ним.

Игра «Для чего нужна посуда?».

Воспитатель: Сейчас мы поговорим о том, для чего нужна посуда и что можно делать с этой посудой. Внимание на экран!

Показываю слайд №3.

Дети: Это сковорода. На ней можно жарить котлеты, блины…Ее можно мыть, чистить.

Показываю слайд №4.

Дети: Это половник. Им наливают в тарелку суп, борщ. Ее можно мыть, чистить, вытирать.

Показываю слайд №5.

Дети: Это тарелка. Из нее можно есть кашу, пюре и ...Тарелку можно мыть, вытирать и нечаянно разбить.

Показываю слайд №6

Дети: Это ваза для фруктов. В нее кладут фрукты. Ее можно мыть, вытирать.

Воспитатель: Молодцы, знаете для чего нужна посуда. Показываю слайд №7 . берем с собой еще часть пазла.

Воспитатель: «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». (клубочек катится, дети идут за ним). Клубочек предлагает отдохнуть и мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Маша каши наварила

Маша кашей всех кормила

Положила Маша кашу

Кошке- в чашку

Жучке – в плошку

А коту – в большую ложку

В миску – курицам, цыплятам

А в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, все до крошке раздала.

Воспитатель:  За то, что вы умеете с пользой отдыхать, берем еще часть пазла.

Воспитатель: «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». (клубочек катится, дети идут за ним). Вот следующее препятствие на нашем пути.

Игра домино «Два и пять»

Воспитатель: Возьмите карточки и рассмотрите их. Каждая карточка разделена пополам. В каждой половине изображено два или пять предметов посуды. Начинает игру тот, у кого в обеих половинах карточки изображено по два предмета посуды, а дальше все по очереди.

Ребенок: у меня нарисовано по две чашки на каждой половинке. Я начинаю игру.

Ребенок: У меня две чашки – пять ложек. И т.д.

Воспитатель: Справились! Еще  часть пазла берем с собой.

Воспитатель: «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». (клубочек катится, дети идут за ним). Останавливаются на ковре.

Воспитатель: Ребята, клубочек остался на месте, в чем причина? Я поняла, он хочет с нами поиграть.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель:  Встали дружно все в кружок и скажи наоборот: посуда бывает какая –

Старая- новая

Хрупкая – прочная

Мелкая – глубокая

Чистая – грязная

Острая – тупая. И т.д.

Воспитатель: Молодцы! Заработали еще часть пазла. Ну а наш клубочек продолжает указывать путь-дорожку в царство Самовара.

Воспитатель: «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». (клубочек катится, дети идут за ним). Вот следующее препятствие на нашем пути.

Игра «Дорисуй»

Воспитатель: А теперь вспомним, почему в сказке посуда убежала от Федоры? (не ухаживала, била ее, не любила). Предлагаю помочь Федоре «отремонтировать» посуду.

Дети называют недостающие детали посуды и дорисовывают их.

 Воспитатель:  Молодцы! Заработали еще часть пазла. «Ты клубочек покатись, нам дорожку укажи». Клубочек наш не катиться, значит со всеми заданиями мы справились. Будем собирать картину. (дети собираю на магнитной доске и получается самовар)

Воспитатель: Здорово! Посмотрите какой довольный Самовар! Он рад, что мы выполнили все его задания. Он давно вернул посуду Федоре Егоровне. (приглашаю вернуть туда, откуда начали свой путь). Слайд № 8.

Воспитатель: Внимание на экран, посмотрите какая радостная Федора Егоровна! Посуда вернулась! Она перемыла каждую тарелочку и ложечку, ничего без внимания не оставила. Федора Егоровна благодарит за помощь и обещает, что будет относиться к своей посуде бережно!

Рефлексия.

-О чем мы сегодня говорили? (о посуде)

- Какие задания от Самовара вам понравилось выполнять?

- А где Вам было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».

Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи средняя группа «Путешествие в страну цветных карандашей»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Конспект по речевому развитию в старшей группе. Путешествие в сказочный лес.

содействовать развитию словаря и активизировать его в связной речиВедущая образовательная область: «Речевое развитие»...

Занятие по развитию речи старшая группа. "Путешествие в царство Кощея Бессмертного"

Программное содержание Освоение звукового анализа слов.Сравнение слов по звуковому слоставу Совершенствовать умение подбирать слова с задаными   звуками с-сь, находить место звука ...