Готовность детей к школьному обучению
консультация на тему

Хизуненко Ксения Олеговна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkolnomu_obucheniyu.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Готовность детей к школьному обучению»

Ваши детки подросли, остался всего несколько месяцев и они пойдут учиться в школу. И перед нами встает вопрос: «Готовы ли наши дети к школе?» Выражение «готовность к школе» сейчас мы слышим достаточно часто, но не все понимают правильно его суть. Об этом я и хочу вам рассказать.

Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование.

Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют.

Что отличает ребенка, готового к школе?

               Личностная готовность

Ребенок должен иметьнавыки и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.

Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, это обеспечит ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде.

Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит.Чаще всего эти проблемы возникают от недостатка воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Не обсуждайте  будущего учителя при ребенке т. к. его представление только формируется и вы можете навредить ему.    

Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.

                 Волевая  готовность к школе

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

 Также должна быть развита Познавательная деятельность

Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

                 Интеллектуальная готовность.

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе.

Ребенок долженнаучиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этихспособностей только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.

Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Необходимо  всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться.

К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знатьсвой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.  Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственныеотношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город).

По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой “специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.

Вот такие специфические составляющие школьной готовности.

Поэтому хочу отметить вам еще раз, что психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать, в процессе подготовки очень важно развитие любознательности и познавательной активности ребенка, развитие умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Почаще общайтесь со своим ребенком, читайте с ним и обсуждайте прочитанное. Отвечайте на его вопросы, помогайте в решении каких-либо проблем.

Потому что только вместе с вами малыш преодолеет любые трудности!

Желаю вам успехов и счастливого пути по дорогам знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.

Тесты  для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....

Игры с правилами в формировании готовности детей к школьному обучению.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказано, что формирование  у детей навыков и привычек организованного поведения и у...

Лекция для педагогов на тему: "Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Лекция в интересной форме даёт полный ответ на вопрос "Что такое психолгическая готвность к школьному обучению?" Материал можно использовать для просветительской работы с педагогами и родителями....

Готовность детей к школьному обучению

Родительское собрание, материал которого содержит информацию о компонентах готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению. ...

" Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Цель:Познакомить  с составными компонентами психологической готовности ребенка к школе:Интеллектуальная готовность; Личностная и мотивационная готовность; Волевая готовность; Способствовать повыш...

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению....

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...