Цикл музыкальных занятий посвященных Дню Победы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Музыкальные занятия посвященые песням военных дней,

рассказать о значении песни в жизни народа в дни

              Великой   Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыкальные занятия55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №4 «СКАЗКА»

Цикл музыкальных занятий

посвященных

Празднику 9 Мая

"ВЕЧНЫЙ ПЕСЕННЫЙ ОГОНЬ"

(дети 6-7 лет)

                         Музыкальный руководитель   Кузнецова С. А.

Цель:         Рассказать о значении песни в жизни народа в дни

              Великой   Отечественной войны.

Задачи:

  • Расширить музыкальный кругозор детей. Ознакомить с лучшими образами военных лет.
  • Развивать навыки анализа музыкальных произведений.
  • Показать взаимосвязь музыкального и литературного жанров.
  • Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой отечественной войны.
  • Через песню развивать патриотические чувства к своей Родине.

Занятие 1. 

Песни грозовых лет (патриотические)

Репертуар. Песня "Священная война", муз. А. В. Александрова,

 сл. В. Лебедева-Кумача.

  • Формировать представление о жанре “песня”.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • Познакомить с патриотической песней, с творчеством композитора А. В. Александрова.
  • Учить различать средства выразительности.

Ход занятия

М. р.                Продолжим беседу о музыке. Мы знаем, что она может быть разной: радостной и грустной, доброй и злой, нежной и суровой. Сегодня мы будет говорить о музыке, которая помогала людям в тяжелые дни Великой отечественной войны. Много музыкальных произведений появилось в дни войны. И все они принадлежат разным жанрам. Давайте вспомним, какие жанры вы знаете?

Дети:        Песня, танец, марш.

М. р.        Как вы думаете, какой из жанров мог поддержать защитника Отечества, идущего в бой?

Дети:        Песня.

М. р.        Правильно! Ведь в песне есть слова и есть музыка, которые тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о войне. Но дошли до нас самые лучшие, которые пели и стар , и млад, на фронте и в тылу. Песни - они, как друзья в беде и в радости. С самой главной песней мы познакомимся сегодня.

        В первые дни войны родилась песня " Священная война". Музыку написал известный композитор Александр Владимирович Александров, а слова - поэт Василий Иванович Лебедев - Кумач. Большая сила и энергия в чеканном ритме и фанфарных ходах мелодии превращают эту песню в величественную песню -гимн. (Дети слушают отрывок песни.)

        Какая эта музыка по характеру?

Дети:        Тяжелая, торжественная, маршевая.

М. р.         Верно! Энергичная мелодия и аккордовое сопровождение, четкий ритм придают ей черты марша. (Исполняет аккорды.)

                        Вставай, страна огромная,

                        Вставай на смертный бой.

                        С фашисткой силой темною,

                        С проклятою ордой...

Первое слово "Вставай" в песне звучит очень длинно, громко. Этим словом автор хотел достучаться до сердец каждого человека и поднять людей на защиту нашей  Родины.   Слово "огромная"тоже поется так, что в нем ощущается действительно огромная страна. "Огр-о-о-мная!" (Произносит это слово вместе с детьми, разводя руки широко в стороны.) Даже зябко становится от этого слова. И ритм этой песни, как ритм сердца. (Слушают запись.)

                         Пусть ярость благородная

                         Вскипает, как волна!

Как вы думаете, характер изменился или остался прежним в этих строках?

Дети:        Музыка стала светлее , плавнее.

М. р.                 Да, музыка стала светлее.  А что стало с характером потом?

                Идет война народная,

                Священная война.

Дети:        Опять марш.

М. р.         Верно, ритм этих музыкальных строк похож на поступь армии. Давайте прослушаем эту песню в грамзаписи. (Слушают.)

        В дни войны песня была оружием, и паролем, и мечтою, и клятвой. Ни один вид искусства не может объединить людей так, как это делает песня.

        Александр Владимирович Александров написал немало песен. Посмотрите, на портрете изображен Александров. Этот композитор является основателем всемирно известного краснознаменного ансамбля песни и пляски. Песни не награждают орденами, но они для нашей Победы делали очень много. На следующем занятии мы вновь отправимся по нелегким фронтовым дорогам и познакомимся с песнями, которые согревали сердца наших защитников. Это песни о верности, любви и дружбе.

                

Занятие 2.

 Лирические песни фронтовых дней.

Репертуар.

Песни  "В землянке", муз. К. Листова, сл. А. Суркова; "Темная ночь", муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

  • Продолжать знакомить с лирическими песнями военных лет. Познакомить с музыкальным инструментом гармонь.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, учить различать смену настроения
  • Знакомить с лирическими песнями военных лет, рассказать о верности и дружбе.
  • Развивать умение анализировать

Ход занятия

М. р.         Сегодня, как я и обещала, мы вновь отправимся по фронтовым дорогам. Но прежде давайте вспомним, с каким композитором мы познакомились на прошлом занятии.

Дети.        С Александром Александровым.

М. р.        Правильно. Кто может напомнить, как называется песня, которую вы слушали?

Дети.        "Священная война".

М. р.         Верно, а какая эта песня?

Дети. Военная, торжественная.

М. р.        Действительно, эта песня патриотическая. Пели ее хором, громко, торжественно. Сегодня мы продолжим беседу о песнях военных лет, но они другие: звучат тихо, задумчиво, а называются такие песни -лирические. Много таких песен звучало во время Великой Отечественной войны, но мы познакомимся с самыми лучшими из них. Самая любимая в народе песня - "В землянке". (Дети слушают.) Эту песню бойцы исполняли между боями, когда отдыхали. Спутник бойцов была -гармонь. Под нее пели, под нее танцевали и просто слушали музыку. (Дети слушают  песню в исполнении баяна.)

        Давайте поговорим о характере этой песни. Какая она?

Дети.        Нежная, спокойная, добрая, ласковая, задумчивая.

М. р.        Песня, действительно, задумчивая. Слушая эту песню солдаты писали письма домой.

        Давайте послушаем еще одну песню, которая называется "Темная ночь". Написал эту песню композитор Никита Богословский. (Исполняет отрывок песни.)

        Темная ночь, только пули свистят по степи,

        Только ветер гудит в проводах,

        Тускло звезды мерцают.

        В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

        И у детской кроватки тайком

        Ты слезу утираешь...

В этой песне слышны интонации грусти, печали, тоски по родному дому, по любимым людям. Удивительно то, что в немыслимом грохоте войны, в ураганах бомбежек и обстрелов, эти песни были слышны везде. Эти песни были наполнены высочайшей человечностью, несмотря на всю их непримиримость к врагу. Ведь это были песни мирных людей, одетых в военную форму. Враг посягнул на их землю, мечты, любовь, на Родину. Они поднялись на защиту, давая отпор врагу. Этим они жили во время войны, об этом и пели в песнях.

На следующем занятии мы вновь побываем на дорогах военных лет.

Занятие 3.

 

Прощальные песни, или долгая дорога войны.

Репертуар.

Песни: "Вечер на рейде", муз. В. Соловьева -Седого, сл. А. Чуркина; "Дороги", муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

  • продолжить знакомить детей с песнями военных лет.
  • Учить различать их характер и настроение.
  • Развивать представление о выразительных средствах.
  • Поддерживать желание передавать в движении характер и настроение музыки.

Ход занятия.

М. р. На прошлом занятии мы познакомились с лирическими песнями Великой Отечественной войны. Давайте вспомним их названия.

Дети.         "В землянке", "Темная ночь".

М. р.         Какая песня вам запомнилась больше всего? (Дети высказывают свое мнение, и большинством голосов выбирают песню для повторного прослушивания.) О чем говорилось в песнях?

Дети.        О дружбе.

М. р.        Правильно. Еще эти песни о верности и любви. Сегодня продолжим говорит о песнях фронтовых лет. В перерывах между боями, бойцы любили петь и слушать песни.

(Дети слушают отрывок песни.)

        На позиции девушка

        Провожала бойца.

        Темной ночью простилася

        На ступеньках крыльца.

Каждый боец напевал эту песню вспоминая дом, родных, любимую.

Моряки стоя на палубе прощаясь со своим городом, уходя в бой пели : (Исполняет.)

        Прощай, любимый город,

        Уходим завтра в море.

        И ранней порой

        Мелькнет за кормой

        Знакомый платок голубой.

Кто может сказать, какой характер у этих песен?

Дети.        Добрый, печальный, нежный, грустный.

М. р.         Эти песни полны грусти, тоски.  Такие песни назывались прощальными.

        "Прощай", "до встречи" - этими словами начиналась долгая дорога войны. На ней взрывались мины, пылали огнем мосты, на ней кружили вражеские самолеты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли навстречу пулям и огню. До самой Победы. И про эти дороги были написаны песня.

        Эх, дороги, пыль да туман,

        Холода, тревоги, да степной бурьян.

        Выстрел грянет, ворон кружит,

        Твой дружок в бурьяне неживой лежит.

М. р.         Какая эта песня по характеру?

Дети.        Грустная, прощальная.

М. р.        Правильно. Эта песня полна усталости и тяжести разлук. Сколько тягот и лишений пришлось пережить нашим воинам. Но вот и закончилась война и бойцы услышали другую песню.

        ...Эй, встречай, с победой поздравляй,

        Белыми руками покрепче обнимай.

Какая эта песня по характеру?

Дети.        Веселая, радостная.

М. р.         Да, эта песня полна счастья: война закончилась. Победа! На площадях и улицах люди пели, звучала музыка. Это музыка счастья и мира.

Сегодня мы услышали песни, которые люди пели прощаясь, расставаясь, и называются они прощальными. Познакомились с песней, которой встречали победу. На следующем занятии мы познакомимся с песнями - "памятниками".

Занятие 4.

Звучащие песенные памятники

(песни о войне написанные после войны)

Репертуар.

Песни: "Алеша", муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина; "Журавли", муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.

  • Познакомить с песнями о войне, созданными после Победы. Продолжать учить анализировать содержание песен.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Показать взаимосвязь поэзии и музыки.
  • Познакомить с творчеством певца марка Бернеса.

Ход занятия.

М. р.         Мы вновь сегодня будем говорить о песнях военных лет. Хотя уже отгремел последний бой и наступила Победа. Давайте вспомним, какие песни мы слушали на прошлом занятии?

Дети.        Прощальные.

М. р.         Правильно. Мы слушали песни о разлуке с родными, близкими, друзьями, о прощании с любимыми людьми. (Дети вспоминают и называют песни.) Можно ли сегодня не помнить этих песен? Можно ли не помнить о тех молодых солдатах, которые навсегда остались на дорогах войны? Мы помним о них и чтим память их. Когда война закончилась, песни о войне продолжали "рождаться". Это песенные памятники, они появлялись в мирное время. Давайте послушаем одну из них. (Исполняется отрывок из песни “Алеша”.)

М. р.         песня звучит взволнованно. Она как памятник, но не из холодного камня, а из живой мелодии и стихов. Когда звучит эта песня, душа волнуется.

Давайте послушаем еще одну песню "Последний бой".

                ...Еще немного, еще чуть-чуть!

                Последний бой - он трудный самый.

                А я в Россию, домой хочу.

                Я так давно не видел маму!

Песня, которую мы сейчас услышали, как эхо, услышанное сердцем через десятилетия. Эхо, ставшее стихами и мелодией.

(Педагог исполняет отрывок из акапеллы "Песня десятого десантного")

        ... Горит и кружится планета,

        Над нашей Родиною дым.

        И, значит, нам нужна одна победа,

        Ода на всех -мы за ценой не постоим!

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Какая она по характеру?

Дети.         Маршевая, военная, упрямая, непобедимая.

М. р.         Спасибо, дети! Вы нашли точное слово "непобедимая".

Сейчас вы услышите еще одну песню - памятник, называется она "Журавли".  Написали ее известный композитор Ян Френкель и поэт Расул Гамзатов. Исполняет песню певец, голос которого знают и слушают многие поколения. Зовут его Марк Бернес. (Показывает фотографию. Звучит в грамзаписи песня "Журавли".)

Как звучал голос певца?

Дети.         Низко.

М. р.         А какая по характеру эта песня?

Дети.         Грустная, печальная, спокойная...

М. р.         Правильно. Эта песня задумчивая, песня-воспоминание.

Вот и закончился наш долгий путь по дорогам войны вместе с песнями военных лет. Много вы услышали новых для вас песен и имен. Благодаря этим песням, будет всегда гореть вечный огонь нашей памяти.  9 мая 2015 года вся наша страна будет праздновать великий праздник - 70 - летие Победы нашего народа над немецким фашизмом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий с использованием ИКТ технологий "Знакомство с музыкальными инструментами"

Цикл занятий предназначен для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и знакомит детей с музыкальными инструментами симфонического и народного оркестров. Ориентирован для исполь...

сценарий музыкально - тематического занятия,посвященного Дню Победы

Цель мероприятия: Воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир....

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного годовщине победы в Великой Отечественной Войне (подготовительная группа)

Предлагаю вашему вниманию сценарий. Думается, в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, он будет актуален...

Проект музыкальных занятий посвященных теме: "70 лет Великой Победы" в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности 6-7 лет.

Пояснительная записка.Занятие проводили воспитатель группы и музыкальный руководитель.Занятие  разработано в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного обра...

День Победы. Литераурно-музыкальная композиция, посвященная празднованию Победы в Великой Отечественной войне.

Литературно-музыкальная композиция рассчитана на исполнение детьми старшего дошкольного возраста. В сценарий включены стихи о войне, о героях, о нашей Родине, о природе и, конечно же, о мире,  со...

Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей

  Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...