Цикл музыкальных занятий, посвященных летнему периоду.
план-конспект занятия

Мария Андреевна Удавицкая

Этот конспект занятий можно использовать для любого дошкольного возраста, меняя музыкальный материал, соответствующий возрасту. Таким образом, играя с детьми,  мы окунаемся в лето и закрепляем различные летние признаки и действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_muzykalnyh_zanyatiy_na_letniy_period.docx31.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка - детский сад».

Составитель: Удавицкая М. А

Цикл музыкальных занятий, посвященных   летнему периоду.

1 тема: «В лесу»

(Этот конспект занятий можно использовать для любого дошкольного возраста, меняя музыкальный материал, соответствующий возрасту. Таким образом, играя с детьми,  мы окунаемся в лето и закрепляем различные летние признаки и действия)

(дети заходят в музыкальный зал под любую музыку)

(проходит любое приветствие на усмотрение муз-ого руководителя, например)

Приветственная песенка «Привет, дружок» автор Ю. Дерябкиной

(развитие музыкально- ритмического восприятия, внимания, формирование схемы тела, пространственной ориентировки)

Муз. рук-ль: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают)

Муз. рук: А что можно делать летом? (ответы детей)

Муз. рук: А в лес ходить можно? (ответы детей) Конечно можно и нужно дышать свежим воздухом, собирать ягоды, грибы, слушать пение птиц и т. д.

Муз. рук: Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес на паровозике, согласны?

Музыкально-ритмические движения «Паровозик» автор О. Воеводина.

(развитие ритмических движений, общей моторики, ориентировки в пространстве,  творческих и коммуникативных навыков)

(по ходу этой музыкальной зарисовки дети собирают воображаемые грибы, ловят комаров, подпрыгивая и хлопая в ладоши, летают как бабочки, выполняя плавные взмахи руками)

Муз. рук: Ну вот мы, ребята, и приехали в лес, а какой здесь запах, пахнет елками да соснами. (можно использовать каплю соснового аромамасла.  (ароматерапия)  Наверно мы попали в сосновый бор. Я вижу много елок и пеньков.  Давайте встанем в круг и вы их тоже увидите.

Музыкальная игра на ускорение «Елки высокие» автор А. Логочевская

(во время игры идет закрепление любых танцевальных движений (пружинка, ковырялочка, приставной шаг и т. д., а так же выполнение движений с ускорением)

Муз. рук: Ребята, прислушайтесь, как тут тихо, только слышно, как птички поют, ой, вы слышите, кажется дятел стучит.

Ритмическая игра «Дятел» автор А. Галямова

(во время игры закрепляется ритмический слух, и передача клавесов следующему по кругу ребенку)

(затем можно с ребятами вспомнить с самого начала , кого они повстречали в лесу и что там делали, и задать вопрос )

Муз. рук: Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу? (ответы детей)

Муз. рук: Конечно же это разные звери. (затем раздает вместе с воспитателем разные предметы – колючий мячик, мягкий снежок, орех)

Ребята, как вы думаете, на кого из зверей на ощупь похож колючий мячик? (ответы детей) Да, ребята, на ежа. А мягкий и пушистый комочек – на зайца, а кто любит орешки? Конечно же белочки.

Песенка – игра  «Лесные жители» автор Д. Степанчишина

(через песенку происходит сенсорное развитие детей, развитие воображения, фантазии.)

(Во время игры выполняются разные манипуляции с предметами – катание, сжимание, подбрасывание, ритмические удары и затем в конце песенки муз. рук-ль использует предмет похожий на волка, например – снеголеп и хватательными движения ловит ребят)

(Вместо этой песенки можно использовать игру «Теремок», где муз. рук. говорит о том, что…

Муз. рук: Ребята, посмотрите, домик стоит в чаще леса, т. е. теремок, в котором живут разные звери. (И затем, надев шапочки на ребят, они выполняя образные движения перевоплощаются в этих героев. Таким образом идет и творческое развитие детей)

Муз. рук: Но, ребята, наш теремок необычный, все звери там живут дружно и играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют.

Игра на музыкальных инструментах или песня, или танец на усмотрение музыкального руководителя.

(Вообще весь музыкальный материал взаимозаменяемый, можно взять любой, другой и придумать еще какие-либо действия в лесу, например можно устроить пикник и что-нибудь приготовить или встретить на пути ручеек и поиграть с ним.)

2 тема: «В деревне»

(дети под музыку заходят в зал, используется любая приветственная песенка – игра)

(Сюжет этого занятия подходит любому дошкольному возрасту, выбирая соответствующий  материал )

Приветственная игра «Мы гуляем»

(развитие коммуникативных навыков, настрой на благоприятную атмосферу)

Муз. рук: Ребята, в летний период многие из вас уезжают в гости к бабушкам, дедушкам. У кого-то они живут в городе, а у кого-то в деревне. Так вот, сегодня, я предлагаю вам отправиться в деревню к бабушке и дедушке и немного у них отдохнуть. Вы готовы? Тогда поехали, а поедем мы на мопеде.

Песенка – игра «Мы едем, едем, едем» автор О. Воеводина

(во время игры, дети повстречают в музыке разных зверушек, которые могли укусить за нос, живот, и т.д. И дети в это время прячут свои части тела. Игра направлена на закрепление ориентировки в пространстве и ощущение своих частей тела.)

Муз. рук: Ребята, пока мы с вами ехали, мы уже повстречали разных домашних животных, а кого еще можно встретить в деревне? (ответы детей)

Муз. рук: Так вот, ребята, у некоторых из них потерялись малыши, давайте поможем их найти.

Песенка на звукоподражание «Малыши нашлись» автор Д. Степанчишина

(эта песенка предназначена для развития речи и мышления, можно обсудить, как называют детенышей и маму, чем они питаются.)

Муз. рук: Ну что ж, ребята, мы все молодцы, помогли найти малышей и вернуть их своим мамам. Бабушка наша управилась по хозяйству, всех накормила, напоила. Да за внуков своих принялась, решила и нас с вами накормить. А чем вас бабушки любят угощать, расскажите? (ответы детей) Да, вот и наша бабушка тоже хочет накормить нас блинчиками. (оладушками, пирожками)

Нейроигра «Блины» автор Н. Понкратова.

(у М. Родиной есть замечательная игра «Блинчики-оладушки», или у О. Воеводиной «Пирожки» с сенсорными мешочками.)

(в этой игре развивается общая моторика, межполушарные связи)

Муз. рук: Наелись мы с вами досыта, теперь хочется и прогуляться. А вы знаете, что в деревеньке то этой живут музыканты всех мастей, которые играют на разных музыкальных инструментах. Хотите послушать? (раздает некоторым детям муз. инструменты)

игра на музыкальных инструментах  «В деревеньке» автор А. Логочевская.

(под народную музыку звучат различные инструменты, таким образом закрепляется тембровое развитие и названия различных народных инструментов.)

Муз. рук: Ребята, наши бабушки любят на огороде похлопотать. Грядки посадить, пополоть, да поливать. А мы будем им помогать? Тогда собираемся на огород.

Пальчиковая игра: «Огород поливай» автор М. Федорова.

(в этой игре развивается мелкая моторика рук и артикуляционный аппарат для развития речи)

Или подвижная игра «Яблоня» автор М. Федорова

Муз. рук: Ребята, а вы знаете, что у бабушки и дедушки есть еще и лошадка, которая их возит на телеге за продуктами, за сеном коровкам. Вот и сейчас мы с вами прокатимся на лошадке, полюбуемся на деревенские окресности.

Звучащие жесты «Друзья» автор Ю. Дерябкина

( в этой игре с помощью звучащих жестов – хлопков, шлепков, щелчков и т.д. развивается мелкая моторика, слуховое восприятие, воображение. В конце песни поется о том, что все вернулись к маме)

Муз. рук: Ну вот, нас лошадка и вернула к маме. Уезжали на мопеде, а вернулись на лошадке. Вам понравилось у бабушки в деревне? А теперь расскажите, чем вы обычно занимаетесь у бабушки в гостях? (ответы детей) Ну что ж, ребята, лето только началось, и у нас будет еще время съездить к бабушке в деревню. И сделать все то, что еще не успели сделать в этот раз. (Таким образом, на следующее занятие можно продумать другие интересные моменты)

(например: можно искупаться в речке, побегать под дождем по лужам и сходить на рыбалку и многое другое)

3 тема: «Летом можно покупаться»

(Сюжет этого занятия подходит среднему - старшему дошкольному возрасту)

(дети под музыку заходят в зал, используется любая приветственная песенка – игра)

Ритмическая игра «Приветствие» автор Н. Сухая

(в этой песенке развивается ритмический слух)

Муз. рук.: Ребята, на прошлых занятиях мы с вами ездили в лес, побывали у бабушки в деревне. Что еще можно делать летом? (ответы детей) Конечно купаться в  речке, загорать, плавать в море. Сегодня наше занятие посвящено  морской теме. Ну что, готовы отправиться на море? Как думаете, как нам туда попасть? Конечно на самолете.

Музыкальная игра на ускорение «Самолет»

(в этой игре развивается общая моторика)

Муз. рук: Ну вот, ребята, мы и прилетели на море. Солнышко так жарко греет, так хочется уже купаться, скорее бежим.

Подвижная игра «Море»

(в этой игре можно использовать большую голубую ткань. И когда на море штиль, все спокойно плавают, а когда вдруг шторм, то волны поднимаются, и задача ребят быстро нырнуть в воду – т. е. под ткань)

Муз. рук: Ребята, а хотелось бы вам поплавать с аквалангом под водой?

Тогда ныряем вместе со мной.

Активное слушание «Аквариум» автор К. Сен – Санс

(в процессе слушания развивается воображение, творческие способности, пластика, движения. Можно театрально нарисовать картину морского дна, используя перчаточные рыбки, ткань в виде моря,  водоросли и т. д.)

(на следующее занятие можно под это же слушание нарисовать картину морского дна, но с помощью бус по методике «Бусоград» М. Родиной)

Муз. рук: Ребята, какое оказывается красивое морское дно, что вы там увидели, расскажите. (ответы детей)

А еще в море плавают морские ежики, медузы и акулы. И давайте представим, что акулы – прищепки, ежики – массажные мячики, а медузы – гофрированные трубки.

Пальчиковая – «Морская массажная игра» автор И. Бармина и Н. Марютина

(в этой игре развивается воображение, фантазия, мелкая моторика рук)

Муз. рук.: Ребята, посмотрите, какие осьминожки маленькие мимо нас проплывают, скорее их хватайте, на пальчик надевайте.

Пальчиковая игра «Осьминожки» автор А. Сысаева.

(в этой игре развивается не только мелкая моторика, но и эмоциональное состояние детей)

Муз. рук: Ну вот, ребята, как мы замечательно поплавали, водичка такая теплая, прозрачная, сколько разных морских обитателей мы с вами повстречали. Ну что ж, пора уже выходить нам из воды, да немножко подкрепиться.  В жарких местах, у моря можно поесть вкусных фруктов или арбузы, дыни например. Посмотрите, я для вас уже приготовила вот такие арбузики, поедим? Тогда вставайте в круг и передавайте эти арбузы по кругу, а как только музыка остановится и у кого в руках арбузик, тот выходит и выполняет задание.

Музыкальная игра: «Арбузик»

(игра развивает творческие способности и слуховое внимание)

А в следующий раз мы отправимся в такое место, где можно посидеть и порыбачить. И нам никто не помешает. Хотите? Тогда до следующего раза. до свидания, ребята.

(на следующем занятии можно использовать игру «Ловля рыбы на удочку» автор Воеводина)

4 тема: «На лугу»

(Сюжет этого занятия подходит младшему и среднему  дошкольному возрасту)

(Все действие начинается в группе, муз. рук-ль здоровается с детьми, используется любая приветственная песенка – игра и предлагает им отправиться на цветочный луг, который находится в музыкальном зале или площадке. )

Приветствие – автор И. Пириева

Муз. рук: Ребята, а вы любите цветы? Сегодня я предлагаю вам отправиться со мной на цветочный луг, хотите? А отправимся мы туда на поезде под названием лето. Заходим в вагончики. Поезд отправляется.

музыкально-ритмические движения : Поезд Лето, автор А. Прошкина

( едут друг за другом по кругу или змейкой, затем двигаются по коридору, закрепление ориентировки в пространстве)

Муз. рук: Ну вот, ребята, нас поезд и привез, выходим из вагонов. 

(Дети под музыку заходят в зал)

Муз. рук: Ах, сколько здесь разных полевых цветов, (зал украшен разными цветами), ой слышите, комарики летают, ох сейчас нас кусать начнут.

Игра: «Дарики, дарики» из просторов интернета

Дарики, дарики, летели комарики 

(большой и указательный пальцы соединены – как будто это комарики, которые летают вокруг своего тела и издают звук: дз –дз – дз – дз)

Летели, летели и на носик сели 

(садятся на нос или любую другую названную часть тела)

Кусь, кусь, кусь, кусь 

(щиплют)

Кыш, комарики, кыш

(машут ручками – прогоняют, затем снова повторяется игра несколько раз)

(ощущение  своего тела, закрепление частей тела)

Муз. рук: Ух, они, комары какие, не успели мы приехать, как они тут как тут, давайте намажем свое тело кремом от комаров и они нас больше не будут кусать.

(делают вид, что мажет все части тела, при этом идет легкий массаж – поглаживание)

Муз. рук: Ребята, как много здесь разных цветов и ромашки, и васильки, и много других цветов, поиграем с ними?

Подвижная игра с цветами – автор А. Галямова

(в этой игре дети закрепляют цвета, классифицируют их  по одному цвету, развивают ориентировку в пространстве)

Муз. рук: Посмотрите, ребята, я вижу гусеничку, которая любит питаться цветочками, она любит грызть листочки и стебельки, ой сколько их тут, видимо невидимо.(раздает детям разных гусениц из помпонов)

Музыкальная игра с гусеничками – автор М. Федорова

(через игру продолжаем закреплять цвет, когда гусеничка подползает то к зеленому листочку, то к желтому. Рассказываем детям о стадии гусеница – кокон – бабочка, проделав это с платочком, затем платковой бабочкой, которая надевается на гусеницу.)

Муз. рук: Вот так, ребята, наши гусенички превратились в красивых бабочек, которые любят пархать над цветочками, ой, ребята, я слышу рой жуков, которые к нам сюда летят, прячьте скорее бабочек своих. (дети уносят бабочек на место, а сами превращаются в жуков, которые летают по залу)

Подвижная игра: «По дороге жук» автор А. Прошкина

(игра на расслабление, снятие стресса)

Муз. рук: Ребята, мы с вами приехали на цветочный луг, а встретили здесь столько разных насекомых, еще можно увидеть здесь стрекозок, пчел, мух и целый муравейник, можно вкусно полакомиться ягодами, ну это,  думаю, мы сделаем  в следующий раз. А сейчас наш поезд отправляется в детский сад, скорее занимайте свои вагоны. Поехали!.

5 тема: интегрированное занятие «Летом в зоопарке»

(данное музыкальное занятие можно наполнять различным музыкальным материалом, соответствующий выбранному возрасту)

  1. Можно в  зале в разных углах рассадить мягкие игрушки , соответствующие вашим спланированным видам деятельности, например(льва, змею, жирафа, слона и т. д)
  2.  А можно использовать пособие парашют, на гранях которого разложены картинки необходимых для занятия зверей и дети сами будут выбирать, к кому первому они отправятся)
  3. Можно использовать экран – интерактивный зоопарк, где дети выбирают картинку зверя, затем попадают к нему в клетку и слушают о нем небольшую информацию)

Ход занятия:

(детей перед входом в зал встречает музыкальный руководитель, здоровается и приглашает детей совершить небольшое путешествие, а куда, нужно узнать, отгадав загадку)

Загадка:

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают.

Там укрытия, вольеры.

За забором ходят звери

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

Муз. рук: Правильно, ребята, это зоопарк. Ну что, вы готовы отправиться туда? Тогда шагаем бодрым шагом по кругу, но будьте осторожны, на пути могут быть препятствия.

(дети заходят в зал друг за другом под песню )

О. Воеводиной «Апчхи»

(В песне они идут по улице, перешагивая через лужу, перепрыгивая через яму и даже переплывая речку – т. е. выполняют ритмические упражнения)

Муз. рук: Ну что, ребята мы с вами благополучно дошли до зоопарка, никого не потеряв. Посмотрите внимательно вокруг, здесь много разных зверей - и хищники, и травоядные и млекопитающие. (таким образом можно распределить всех животных по данным категориям)

Давайте вспомним их особенности.

Музыкальная игра:  «Танцующий зоопарк» - Воеводиной

( в данной игре дети перевоплощаются в каждого зверя и показывают его движения, звуки, гримасы)

Или массажная , пальчиковая игра «У жирафа» - Железновой 

(в данной игре показаны особенности зверей – пятна, складки, полоски)

Муз. рук: Ну, что, ребята, к какому животному пойдем первому? (дети выбирают любого животного, подходят к нему, а муз. рук. или воспитатель рассказывает детям в нескольких предложениях его особенности: чем питается, его окрас, звуки, детеныши и т. д.)

Например: дети выбрали льва. Воспитатель дает информацию о данном звере, а муз. рук. предлагает послушать музыкальное произведение К, Сен – Санса «Королевский марш льва»

Слушание «Королевский марш льва» К. Сен - Санс

(прослушав его, ребята поговорят о музыкальной выразительности произведения, передадут образ льва через движения или музыкальные инструменты)

Или прослушать песенку «Лев» А. Логочевской , передавая рычание через артикуляционный аппарат.

артикуляционная гимнастика «Лев» А. Логочевская

Следующая клетка – обезьян (воспитатель рассказывает интересные факты об этом зверьке, а с музыкальным руководителем играют в эмоциональную игру «Мы веселые мортышки»)

Игра на развитие эмоций: Мы веселые мортышки

Мы - веселые мартышки.
Мы хохочем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!

Отправились к клетке жирафа (воспитатель так же рассказал интересные факты) Муз. рук: Ребята, посмотрите на мольберты, у нас есть еще одни жирафы, но им не хватает пятнышек, давайте разделимся на две команды и добавим пятнышки им с помощью пластилина.

Игра: «Пятнышки жирафов»

Или

Муз. рук.: Этого жирафа зовут Кузя, он очень любит петь песни, давайте мы ему поможем.

Логопедическая песенка: «Жираф Кузя» Д. Степанчишиной

Муз. рук: Ну, что, ребята, отправляемся дальше? И следующие звери – пресмыкающиеся. Эти животные могут жить как в воде, так и на суше. Но они очень опасны. Посмотрите – это змея. (информация о змеях)

Змеи любят шипеть, вот мы с вами сейчас и пошипим как они.

Муз. игра: «Змея» И. Барминой

(дети рукой изображают змею, затем в нужный момент в музыке – шипят)

Муз. рук: А вот тут, ребята, живет крокодил, он кого – проглотил. (информация о нем)

Игра «Крокодил» О. Воеводиной

(слушая музыку, дети узнают зверей по звукам)

Или «Злюка крокодил» Ю. Дерябкиной

(ритмическая игра )

Муз. рук .: Ну вот, ребята, кого мы только сегодня не увидели в зоопарке. И интересные факты о них узнали. Давайте закрепим повадки, походки этих зверушек, мы сейчас поиграем в игру «В зоопарке»

Игра: « В зоопарке» М. Родиной

(муз. рук. предлагает на ухо детям, чтобы никто не слышал разных зверей, которых они сегодня повстречали. И обязательно по два одинаковых, чтобы передавая образ своего зверя, нашлись эти пары)

Муз. рук: Ребята, вы такие сегодня молодцы, многое узнали. А вот сейчас мы с вами поиграем еще в одну речевую игру, называя всех животных в женском и мужском роде, например он бегемот – она бегемотиха.

Музыкально- речевая Игра «Он – она» Н. Сухой

Муз. рук: Ну вот и закончилось сегодня наше путешествие по зоопарку, в следующий раз мы сможем побывать у других зверюшек и узнать о них интересную информацию.

На этом наше занятие на сегодня закончилось. Улыбнулись на прощание и сказали «До свидания».

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2025/06/09/tsikl-muzykalnyh-zanyatiy-na-letniy-period


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий в 1-й младшей группе в период адаптации "Веселые друзья"

Музыкальные занятия в 1-й младшей группе начинаются сразу же , как только сформирована группа . Занятия, включенные в данный цикл, разработаны с учетом возрастных психологических особенностей детей ра...

Цикл музыкальных занятий посвященных Дню Победы

Музыкальные занятия посвященые песням военных дней,рассказать о значении песни в жизни народа в дни              Великой   От...

План музыкальных занятий на летний период

Таблица музыкальных занятий...

Цикл музыкальных занятий для адаптационного периода в ДОУ

Упражнения представляют интерес для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми 2-3 лет....

2023 г. Музыкальные занятия в летний период в ДОУ

Летнее время предназначено для отдыха детей и укрепления здоровья. Радостные эмоции поднимают жизненный тонус, создают бодрое настроение, положительно влияют на укрепление нервной системы ребенка...

Цикл музыкальных занятий на летний период.

Лето -это такое время года, когда дети уже устали от учебного процесса. Тогда  обычные занятия превращаются в сюжетные или тематические, вобщем в игровые. В них можно использовать разный материал...