«Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы»
статья по теме

Евгения Ивановна Сытник

Массовое мероприятие: понятие, формы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Выступление на совещании

Тема: «Массовое мероприятие – эффективная форма воспитательной работы»

             

                                                                Педагог-организатор          
                                                                      Сытник Евгения Ивановна
                                                                 

г.Тихорецк

2015г.

      I. Массовое мероприятие: понятие, формы.

        Современное воспитательное мероприятие должно соответствовать смыслу модернизации воспитательной работы учреждения образования в целом.

Воспитательное мероприятие — это педагогическая единица всей воспитательной работы образовательного учреждения. Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы, её постоянного развития.

Выбор формы мероприятия определяю поставленной целью. Стараюсь использовать разнообразные формы воспитательных мероприятий, т.к. это всегда повышает интерес и активизирует познание.

Учитываю, что выбранная форма мероприятия, определяет модель размещения учащихся  в аудитории. Использую следующие формы воспитательного мероприятия: акция, викторина (на любые темы), выставка, встречи с интересными людьми,  дискуссия,  заочное путешествие, экскурсии (музеи, в природу, заочные и так далее), игра (познавательная, развлекательная, интеллектуальная), конкурсы (самые разнообразные), коллаж, литературно - музыкальная композиция, практикум, посиделки, праздник, практическая деятельность в природе,  театрализованные представления, турнир (вежливости, знатоков, спортивный).

II.Технология организации массового мероприятия

Учитываю следующие факторы в подготовке мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Соблюдаю определенные требования к подготовке мероприятия:

  • Четкая формулировка педагогической цели мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
  • Планирование этапов мероприятия.
  • Организация подготовки в соответствии с поставленной целью.
  • Подбор оптимального материала с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
  • Применение элементов неожиданности, «изюминок».
  • Обеспечение разнообразия форм и творческого характера деятельности участников.
  • Обеспечение взаимосвязи этапов.

Для обеспечения эффективности проведения мероприятия тщательно планирую его организацию и подготовку на трех основных этапах.

1. Подготовительный этап

  • Определение темы, постановка целей.
  • Составление плана.
  • Определение хода и содержания мероприятия.
  • Анализ и подбор литературы.
  • Составление рекомендательного списка.
  • Определение методов и приемов.
  • Разработка сценария.
  • Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
  • Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
  • Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
  • Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
  • Приобретение призов, грамот.
  • Определение места, времени, даты проведения.  
  • Решение организационных вопросов.
  • Подготовка оформления.
  • Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
  • Объявление.
  • Оформление кабинета, зала.
  • Приглашение зрителей, гостей.
  • Установка оборудования, технических средств.

Прежде чем написать сценарий по выбранной теме, выбираю  детей, которые смогут проявить себя наиболее ярко в определенной роли, это может быть как роль ведущего, главного героя (например, при подготовки театрализованного новогоднего представления).

При этом учитываю, каких качеств личности, умений и навыков  потребует от учащихся подготовка и проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо им проявить (музыкальные, организаторские способности, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.); кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных задач, заданий и какую роль в организации мероприятия они должны играть; какими индивидуальными психологическими особенностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей в проводимой работе, и решению каких конкретных воспитательных задач это будет способствовать (одному – проявить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему – научиться не только командовать, но и подчинятся и т.д.)

2. Основной этап

  • Проведение мероприятия.

3. Рефлексивный этап

  • Подведение итогов.
  • Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
  • Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
  • Распространение и обобщение опыта работы

      Для обеспечения эффективности стараюсь войти в контакт с участниками, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, их осведомленность по теме и эрудицию. Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия считаю следующие методы:

  • побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
  • обращение к личному опыту учащихся (обсуждение темы, проблемы, ситуации; выполнение задания, социальных ролей; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
  • убеждение (подача значимой и объективной информации).

Использую следующие формы работы в ходе проведения мероприятия: практическую, монологическую, диалогическую, наглядную, словесную, объяснительно-иллюстративную, репродуктивную и другие. Учитываю, чтобы выбранные формы соответствовали: воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам; возрастным особенностям детей, содержанию мероприятия. Например, при проведении профориентационных игр использую мультимедийную презентацию для наглядности, монологическую и словесную формы при сообщении нового материала, практическую форму при анкетировании и тестировании, диалогическую форму во время игровых моментов.

При проведении мероприятий стараюсь организовать активное участие обучающихся в нем посредством состязательной деятельности, сочетаю коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся. Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития познавательного интереса. Правильно подобранные вопросы помогают детям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески.

Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:

  • вызывающие интерес,
  • привлекающие внимание,
  • переключающие внимание,
  • помогающие оценить знания,
  • возвращающие к основной теме,
  • помогающие вести занятие,
  • помогающие углубиться в тему,
  • апеллирующие к эмоциям, открывающие (закрывающие) обсуждение,
  • позволяющие сделать обобщение, вывод, определение,
  • влияющие на ход обсуждения,
  • подводящие итог обсуждения.

Помимо активизирующих вопросов использую творческие задания, как поручения при подготовке мероприятия и применяю непосредственно в самом мероприятии.

При подборе и подготовке заданий учитываю, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.

Использую задания познавательные, творческие, интеллектуальные, проектировочные, исследовательские, которые имеют различные цели:

  • испытать сообразительность (загадки, задачки);
  • изобразить;
  • инсценировать, выступить в определенной роли;
  • доказать или опровергнуть;
  • составить план действий;
  • смоделировать;
  • спроектировать;
  • установить причины;
  • определить последствия;
  • выявить проблемы;
  • найти решение проблем, устранить противоречия;
  • проанализировать ситуацию;
  • прокомментировать;
  • создать портрет;
  • подобрать материал;

Составлению сценария отвожу важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать методическую литературу, Интернет-ресурсы, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария придерживаюсь следующей схемы:

  1. Название мероприятия.
  2. Форма проведения.
  3. Тема.
  4. Возраст, количество участников.  
  5. Цели и задачи мероприятия для педагога и учащихся.
  6. Оформление и наглядность.
  7. Оборудование и технические средства.
  8. Дидактический, раздаточный материал.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия. Во вступительном слове раскрываю смысл темы (проблемы), озвучиваю цели, условия, представляю участников, жюри и гостей. В основной части провожу мини-опрос для определения уровня информированности участников и актуализации проблемы; раскрываю информацию и стимулирую познавательную деятельность посредством рассказа, демонстрации с использованием ИКТ, беседы, инсценировки, конкурсных заданий и т.д.;  содействую применению участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий; провожу работу со зрительным залом (при наличие пассивных участников мероприятия). В заключительной части мероприятия провожу обсуждение, рефлексию, совместно с участниками формулируются выводы, результаты мероприятия, подводятся итоги и награждение.

Педагог-организатор                                                                Е.И.Сытник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность как эффективные формы воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ

В информационную эпоху быстро меняются современные дети, а значит должны измениться и принципы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В современной системе дошкольного образования...

«Создание развивающей среды - одно из условий повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в произношении»

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности полу...

Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: для педагогов «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Проектная деятельность – одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми и родителями»...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Доклад на тему: «Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»

laquo;Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме удаленной работы»...