Проект Создание книжного сборника «Пермь глазами моей семьи»
проект (подготовительная группа) на тему

Березнева Ольга Николаевна

Проект создан с целью объединить родителей и детей в общем деле - Создание книжного сборника «Пермь глазами моей семьи» , тем самым расширить представления детей о родном городе Перми, углубить интерес семьи к книге, расширить читательские интересы, развить творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_knizhnyy_sbornik_1.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 238» города Перми.

СОГЛАСОВАНО

Директор Автономной некоммерческой организации «Институт поддержки семейного воспитания»

_____________________/Катаева Т.С./

М.П.

«_____» ______________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ                            «Детский сад № 238»  г. Перми

__________________ /Носкова Е.В./ 

        М.П.

       «____» _____________ 2015г

Проект

 Создание книжного сборника

 «Пермь глазами моей семьи»

Номинация «Социальное партнерство: ДОУ и семья»

Выполнила: Березнева О.Н.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 238» г. Перми

Руководитель проекта: Коробкова В.В.,

к.п.н., декан факультета правового

                                                                    и социально-педагогического образования ПГГПУ

Пермь 2015

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                                                                                                                            Д. С. Лихачев

Проект: краткосрочный

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: 6 месяцев.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Обоснование выбора темы проекта.

            Потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме. Техника (аудио-. видео-, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей заменяет детям общение с семьёй. Возникает проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня; низкий уровень развития речи, словотворчества,  воображения, восприятия, коммуникативных навыков,  нравственных устоев. Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любовь к Родине начинается к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и судьбе поколения. Она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  Таким образом, взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. На решение этих задач будет направлен наш проект «Создание книжного сборника «Пермь глазами моей семьи»». Проект составлен на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей и взрослых.

Цели проекта:

Объединить родителей и детей в общем деле - Создание книжного сборника «Пермь глазами моей семьи» , тем самым расширить представления детей о родном городе Перми, углубить интерес семьи к книге, расширить читательские интересы, развить творческие способности детей.

                   

Задачи проекта:

Образовательная:

  1. Расширять представления родителей и детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции, ремесла) с целью сбора информации для книжного сборника .
  2. Познакомить детей с историей книгопечатания, с художниками – иллюстраторами, со строением книги (обложка, форзац, титульный лист, иллюстрации).

Развивающая:

  1. Развивать связную речь детей посредством составления рассказов , стихотворений, пересказа преданий, историй о родном городе.
  2. Развивать потребность в самостоятельном и совместном с родителями освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине через художественное слово.
  2. Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между детьми, родителями и детским садом.
  3. Стимулировать творческую активность детей и их семей, осознание их собственных возможностей и способов самореализации.

Стратегия и механизм достижения поставленных целей:

 Участниками проекта являются дети подготовительной группы, их родители, воспитатели. Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий 4 этапа. На подготовительном этапе предстояло решить следующие задачи: изучить отношение родителей к предполагаемой деятельности в рамках проекта, скоординировать действия педагогов и родителей по сбору материала, созданию предметно-развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Для изучения  отношения родителей к предполагаемой деятельности в рамках проекта было предложено ответить на вопросы анкеты. В опросе приняли участие 26 семей воспитанников подготовительной группы. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своего города, что совместная деятельность укрепляет детско-родительские отношения и согласились принять участие в проекте. Часть родителей  признали, что главной сложностью этой работы  может стать собственно совместное сочинение произведения, а не само  создание и оформление книжного сборника.

В основном этапе наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, художественным творчеством) включены мероприятия разнообразных организационных форм, основанных на взаимодействии всех участников образовательного процесса - детей, родителей и педагогов. Организация совместных экскурсии детей и родителей в «Библиотеку», «Краеведческий музей», «Обзорная экскурсия по городу Перми». Формирование фонда художественно-документальных материалов. В помощь родителям формируются памятки «Прочитайте вместе с детьми». Также планируется по окончанию проекта провести повторный опрос родителей с предложением поделиться своими впечатлениями в «Книге отзывов и пожеланий», что позволит оценить эффективность и воспитательную значимость проекта.

Результатом проекта будет создание книжного сборника «Пермь глазами моей семьи», который будет использоваться непосредственной образовательной деятельности, в сюжетно-ролевых играх «Библиотека», «Экскурсовод», «Книжный магазин», в уголке уединения, для семейных чтений.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

  1. Выбор темы. Обозначение проблемы.
  2. Изучение методической литературы по краеведению.
  3. Беседа «День рождение нашего города» (уточнение представлений у детей о родном городе).
  4. Анкетирование родителей «Что вы знаете о  Перми?»
  5. Организация предметно - развивающей среды по теме.

2 этап – организация деятельности.

  1. Собрание родителей – знакомство с проектом «Создание книжного сборника Пермь глазами моей семьи»
  2. Составление перечня достопримечательностей города Перми.
  3. Распределение объектов между участниками проекта, для отображения в творческой деятельности.
  • Консультации для родителей:
    «Улицы нашего города»
    «Знаменитые люди Перми»
  • «Памятники»
  • «Театры»
  • «Достопримечательности».
  1. Создание памяток «Прочитайте вместе с детьми».

3 этап -  осуществление деятельности.

Воспитателям:

  1. Работа в рамках реализации программы дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» - блок «город Пермь».
  2.  Подготовка материала дидактических игр
  3.  Разработка перспективного планирования по теме.
  4.  Составление конспектов НОД
  5.  Подбор исторической и художественной литературы,

Работа с детьми:

  1. Беседы:
    «Флаг, герб, символ города Перми».
    «Чем славен наш город».
    «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).
    «О названиях улиц родного города».
    «Что мне нравится в Перми».                                                                                                                  «Первые книги»                                                                                                                                  «Почему мы любим книги»                                                                                                            «Кто участвует в создании книги»
  2. Непосредственно образовательная деятельность.
    Тема: «Я расскажу Вам о Перми».
    (Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.)
  3. Аппликация  «Город Пермь».
    Продолжать формировать представление об архитектуре родного города Перми. Развивать чувство композиции, цвета.
  4. Рисование «Фонтан в нашем городе».
    Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение.
  5. Рассматривание работ художников иллюстраторов (В. Сутеев, Ю. Васнецов, Е. Рачев)
  6. Экскурсии: «Краеведческий музей», «Библиотека», «Обзорная по городу»
  7. Дидактические игры:
    «Собери герб Перми».
    «Собери из разрезанных картинок виды нашего города».
    «Угадай, где я нахожусь».
  8. Художественная литература:
    - Чтение стихотворений о Перми .                                                                                                       - Чтение сказов Бажова
    - Чтение Л. Кузьмин « Капитан Коко и Зелёное Стёклышко»                                                                           -Чтение Лев Давыдычев « Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»
  9. Сюжетно – ролевые игры:  «Путешествие по городу», «Библиотека», « Типография», «Книжный магазин»

Работа с родителями:

       1.  Подготовка материалов для книжного сборника «Пермь глазами моей семьи».

(Фотографии любимых мест города, достопримечательностей, исторических мест, составления рассказов, стихотворений, пересказа преданий, историй о родном городе. )

        2.  Оформление  книжного сборника  в бумажном и электронном виде.

4 этап – итоговый.

Совместный (родители, дети, воспитатели) просмотр презентации книжного сборника «Пермь глазами моей семьи». Награждение грамотами и благодарственными письмами участников проекта.

Рабочий план реализации программы (проекта)

Содержание деятельности

Сроки

Исполнитель

Деятельность

Результат

Детей

Родителей

1 этап - подготовительный

1. Выбор темы. Обозначение проблемы.

май

Березнева О.Н.

Написание проекта

2. Изучение методической литературы по краеведению.

Май-июнь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Помощь в организации

Расширение и уточнение знаний и представлений

3. Беседа «День рождение нашего города»                                                                                                                                                        

Июнь

Зотина О.Ю.

Ответы на вопросы, рассказы из личного опыта

Уточнение представлений у детей о родном городе.

4. Анкетирование родителей «Что вы знаете о  Перми?»

Май-Июнь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Помощь в организации

Изучения  отношения родителей к предполагаемой деятельности в рамках проекта

5.  Организация предметно - развивающей среды по теме.

Май-Сентябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Помощь в организации

Пополнение материалов дидактических игр в уголок «Маленького патриота» и «Книжный уголок»

2 – этап организация деятельности

Собрание родителей – знакомство с проектом «Создание книжного сборника «Пермь глазами моей семьи»

Август

Березнева О.Н. Зотина О.Ю., Колчанова Л.П.

Помощь в организации

Определение участников проекта, выбор организационного комитета родителей

2. Составление перечня достопримечательностей города Перми.

Август

Березнева О.Н. Зотина О.Ю., Родительский комитет

Помощь в организации

Перечень достопримечательностей для книжного сборника

Распределение объектов между участниками проекта, для отображения в творческой деятельности.

Август

Березнева О.Н. Зотина О.Ю., Родительский комитет

Помощь в организации

Выбор объектов

4. Консультации для родителей:
«Улицы нашего города»
«Знаменитые люди Перми»

« Памятники»

« Театры»

«Достопримечательности».

Август-Октябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.,

Помощь в организации

Изготовление папок-передвижек, информационных досок, подбор материала

Создание памяток  «Прочитайте вместе с детьми».

Июнь-Август

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Изготовление папок-передвижек, информационных  досок, подбор материала

3 этап осуществление деятельности.

Цикл бесед:

«Флаг, герб, символ города Перми».
«Чем славен наш город».
«Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).
«О названиях улиц родного города».
«Что мне нравится в Перми».                                                                                                                  «Первые книги»                                                                                                                                  «Почему мы любим книги»                                                                                                            «Кто участвует в создании книги»

Сентябрь- Ноябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Обсуждение тем, рассматривание иллюстраций, рассказы из личного опыта, ответы на вопросы

Помощь в подборе материала, книг, видеофильмов

Составление конспектов бесед

Краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках.

  Интерес детей к книге, как мотиву приобщения к чтению

 Разработка календарно-перспективного планирования  на 2015-2016 учебный год с учётом деятельности по проекту

Август

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Календарно-перспективный план (сентябрь-ноябрь)

Непосредственно образовательная деятельность.
Тема: «Я расскажу Вам о Перми».

Сентябрь

Березнева О.Н.

Слушания, обсуждения, ответы на вопросы, составление рассказов

Составление конспекта НОД Составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.)

Аппликация  «Город Пермь».

Октябрь

Зотина О.Ю.

Аппликация

Составление конспекта НОД  формирование представление об архитектуре родного города Перми.

Рисование «Фонтан в нашем городе».

Сентябрь

Березнева О.Н.

Рисование

Составление конспекта НОД   Представление у детей об архитектуре нашего города. Развивать творческое воображение.

Рассматривание работ художников иллюстраторов 

Октябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Рассматривание иллюстраций к книгам

Помощь в подборе иллюстраций

Знать работы В. Сутеева, Ю. Васнецова, Е. Рачева

Экскурсия: «Пермь театральная», «Библиотека», «Обзорная по городу»

Август- Октябрь

Родительский комитет Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Рассказы детей

Помощь в организации экскурсий

Пробудить в детях познавательный интерес к родному городу, к книге.

Дидактические игры:
«Собери герб Перми».
«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».
«Угадай, где я нахожусь».

Июнь-Ноябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Игровая деятельность

Помощь в изготовлении и ламинировании

Создание игр.

Дать детям краеведческие сведения о родном городе

Художественная литература:
- Чтение стихотворений о Перми .                                                                                                       - Чтение сказов Бажова
- Чтение Л. Кузьмин « Капитан Коко и Зелёное Стёклышко»                                                                           -Чтение Лев Давыдычев « Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»

Май-Ноябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Дети                   ( умеющие читать)

Слушание, обсуждения произведений. Детские чтения

Семейные чтения

Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине через художественное слово

Сформировать у детей интерес к книге, как мотиву приобщения к чтению.          

Сюжетно – ролевые игры:  «Путешествие по городу», «Библиотека», « Типография», «Книжный магазин»

Березнева О.Н. Зотина О.Ю.

Совместные сюжетно-ролевые игры

Помощь в изготовление атрибутов к игре

Закрепление пройденного материала и отражение его в игре

Подготовка материалов для книжного сборника «Пермь глазами моей семьи».

Сентябрь-Октябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю., Родители Дети

Фотографии любимых мест города, достопримечательностей, исторических мест, составления рассказов , стихотворений, пересказа преданий, историй о родном городе.

 Сбор и систематизация материалов.

Оформление  книжного сборника  в бумажном и электронном виде.

Ноябрь

Носкова Е.В, Колчанова Л.П. Березнева О.Н. Зотина О.Ю., родительский комитет

Помощь в оформлении.

Создание книжного сборника  Укрепление семейных связей, развитие партнерских отношений между детьми, родителями и детским садом в выполнении совместной деятельности

4 этап - итоговый

Совместный (родители , дети, воспитатели) просмотр презентации книжного сборника «Пермь глазами моей семьи». Награждение грамотами и благодарственными письмами участников проекта.

Ноябрь

Березнева О.Н. Зотина О.Ю., Родители Дети, Носкова Е.В., Колчанова Л.П.

Участие

Участие

Создание праздничного настроения, формирование чувства причастности к общему делу.

Стимулировать творческую активность детей и родителей, осознание их собственных возможностей и способов самореализации

Планируемые результаты реализации проекта и социальный эффект:

Деятельность родителей в реализации проекта:

  1. Помощь воспитателям в подборе интересной информации.
  2.  Беседы с детьми
  3. Чтение научно – популярной и художественной литературы.
  4.   Рассматривание иллюстраций.
  5. Создание рассказов, описательных историй, сочинение стихотворений  совместно с детьми.
  6.  Экскурсии с детьми по памятным местам
  7.  Фотографирование достопримечательностей.

Деятельность воспитателя в реализации проекта:

  1.  Проведение бесед, подбор литературы, организация экскурсии.
  2.   Создание презентаций
  3.  Разработка домашних заданий для детей и родителей.
  4.   Разработка консультаций для родителей
  5. Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта:

 Пополнение книжного уголка разнообразной литературой и альбомами

Предполагаемый результат проекта:

  1.  Создание книжного сборника « Пермь глазами моей семьи»
  2. Развитие в ребенке творческих задатков, стимулирование развития психических процессов, формирование творческой активности; объединение семей, сокращение духовной пропасти между взрослыми и детьми.
  3.  Знание детьми названий окружающих улиц.
  4.  Узнавание памятников и исторических мест , достопримечательностей  города .
  5.  Знания о людях, прославивших город.
  6.   Умение находить свой город на карте области, показывать и называть реки.
  7.   Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
  8.   Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме.
  9.  Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
  10.  Воспитание семейной привычки к чтению.
  11.  Заинтересованность взрослых жизнью детского сада.
  12.  Углубить интерес детей к книге, расширить читательские интересы.
  13.  Объединить родителей и детей в общем деле: Создание книжного сборника « Пермь глазами моей семьи».
  14.  Участие в проекте поможет детям и родителям почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником коллективного дела.

        Индикаторы и показатели достижения целей и задач программы (проекта)

  1. В реализации проекта приняли участие: дети подготовительной группы (      человек) ; родители (      человек) ; сотрудники ДОУ  (   4   человека) .
  2.  Были получены следующие результаты: участие в проекте          % семей группы;
  3.  Собран материал для  книжного  сборника  на ----------        страницах.
  4. При проведении опроса в конце проекта «Создание сборника «Пермь глазами моей семьи », возросло желание родителей заниматься совместной деятельностью дома с детьми.

Кадровое обеспечение программы (проекта)

  1. Воспитатель подготовительной группы – Березнева Ольга Николаевна, высшее педагогическое образование, по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии , методист, воспитатель, стаж работы 8 лет.
  2. Воспитатель подготовительной группы- Зотина Ольга Юрьевна среднее специальное педагогическое образование, по специальности воспитатель, стаж работы 5 лет.
  3. Заведующая МАДОУ «Детский сад №238» г. Перми – Носкова Елена Владимировна
  4. Методист  МАДОУ «Детский сад №238» г. Перми – Колчанова Любовь Петровна

Дальнейшее развитие программы (проекта)

  1. При популяризации и востребованности книжного сборника «Пермь глазами моей семьи» рассматривание возможности издания в типографии  и пополнение его новыми разделами.
  2. Реализация самостоятельных творческих семейных проектов как в детском саду (через объединение нескольких семей, педагогов), так и в домашних условиях.
  3.  Проведение критического анализа и оценки достижений взрослых и детей, а также достигнутого уровня взаимодействия семьи и детского сада.
  4. Анкетирование родителей по выявлению  потенциала семей для коллективно-творческой деятельности.
  5. Создание сборников: «Гордость семьи» (заслуженные люди, участники войн, замечательные поступки), «Являться муза стала мне» (стихи, поэмы, частушки собственного сочинения для    семейного литературного сборника), «Книга полезных светов» (рецепты домашней кухни, рецепты быстрого приготовления различных блюд),  «Очумелые ручки» (советы народных умельцев, поделки вместе с детьми, алгоритмы работы).

Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Программа дополнительного образования «Пермячок.ru Обучение с увлечением».
  3. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», Москва, «Вако», 2013
  4. Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения.  www. resobr.ru
  5. «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение» А. Зеленин, Пермь, 2009
  6. «Отдыхаем всей семьёй» Криволап Н.С. ,Минск, 2003
  7. Верхоланцев В.С. «Город Пермь, его прошлое и настоящее», Пермь: Пушка, 2002
  8. Князева Н.А. Маленький пермяк (Азбука краеведа): Учебное пособие для 1-3-х классов. Пермь: Книжный мир, 2007
  9. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева Санкт-Петербург 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе "Спортивный портрет моей семьи"

Проект "Спортивный портрет моей семьи" в старшей группе"...

Проект на тему "Камень-на-Оби глазами моей семьи"

Знакомим детей со своим городом...

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Проект посвящен памяти наших предков, участвующих в ВОВ...

Проект "История города Волжского в истории моей семьи"

Проект носит исследовательский, познаввательно-творческий характер ,где воспитанники и их родители становятся главными героями в истории своего города....

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»

Проект «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!»в рамках муниципального конкурса проектов «Их помнит мир спасённый»...