Главные вкладки

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

    Кирилихина Елена Владимировна

    "Формирование  у детей старшего дошкольного возраста морально-нравственных качеств через приобщение  к культуре и традициям русского народа"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл план работы22.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы по формированию у детей морально-нравственных качеств  через приобщение к культуре и                             традициям русского народа

                                                    Кирилихина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ №83 «Утиное гнездышко» г. Сургут

    п/п

    Вид деятельности

    Задачи

    Методы и приемы

    1.

    Беседа «Мудрые сказки»

    Формировать представление о добре и зле, способность правильно оценивать и характеризовать поступки героев.

    Беседа, сопоставление персонажей, анализ пословиц.

    2

    «Худо тому, кто добра не делает никому»

    Беседа «Что значит быть добрым и эаботливым»

    Выяснить с детьми морально-нравственные качества доброго человека: обратить внимание на то, что качества личности (доброта, заботливость, стремление помочь другому) взаимосвязаны.

    Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

    3

    Чтение сказки «Крошечка-Хаврошечка»

    Формировать ценностное отношение к положительным качествам: доброта, трудолюбие, щедрость и отрицательное отношение к лени, равнодушию, жадности

    Выразительное чтение, беседа, «нравственная лесенка», рисование персонажей.

    4

    «Маленькое дело лучше большого безделья»

    Беседа о лености , трудолюбии.

    Формировать в детях положительное отношение к такому качеству как трудолюбие, и отрицательное отношение лености.

    Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

    5

     Слушание  русских народных песен

    Воспитывать интерес к музыкальному фольклору, знакомить с жизнью и бытом русского народа

    Беседа, сравнительный анализ, рисование своих впечатлений.

    6

     Детское  творчество «Старые сказки на новый лад»

    Воспитывать желание наделять отрицательных героев положительными качествами, способствовать формированию потребности и мотивов нравственного поведения.

    Беседа, изменение конца сказки, сравнение героев старой и новой сказки, иллюстрирование.

    7

    Чтение сказки «Заяц-хваста». Рассматривание иллюстраций  Е. Рачева.

    Учить эмоционально воспринимать иллюстрации, понимать их содержание, всматриваться в образы, формировать умение по образу определять качества героя.

    Беседа, рассматривание иллюстраций, сопоставление и сравнение персонажей (Заяц в сказках  «Заяц-хваста», «Колобок», «Заюшкина избушка»).

    8

     Тематическое развлечение «Сердце матери лучше солнца греет»

    Формировать чуткое, заботливое отношение к матери, сформировать положительный образ, обладающий такими качествами – чуткость, терпение, заботливость, самопожертвование.

    Беседа, подбор пословиц, дидактическое упражнение «Я начну, я ты продолжи», чтение стихотворений, пение песен, муз. игры, изготовление коллективного поздравительного плаката.

    9

    Русские народные игры

    Вызвать интерес к народным играм, развивать внимание, ловкость, быстроту, силу и стремление к победе, способствовать сплоченности детского коллектива, проявлению лучших качеств – доброты, взаимовыручки.

    Рассказ воспитателя о народных играх, беседа о взаимоотношениях в процессе игры, знакомство с правилами, разучивание текста (слов), движений.

    10

    «Как аукнется, так и откликнется» Беседа о чуткости и равнодушии.

    Формировать морально-нравственные качества на примере анализа конкретных ситуаций и поступков.

    Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц, дидактическое упражнение «Назови и объясни».

    11

    Составление загадок о личностных качествах героев (Рукодельница и ленивица).

    Учить детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености

    Сравнение фольклорных жанров (загадка, пословица), составление загадок.

    12

    Чтение туркменской сказки «Падчерица».

    Сформировать положительный образ, обладающий такими морально-нравственными качествами, как: скромность, трудолюбие, заботливость, терпение.

    Выразительное чтение, сопоставительный анализ персонажей сказок: Падчерица и Хаврошечка, «Нравственная лесенка», рисование героинь.

    13

    Игра-драматизация «Заюшкина избушка».

    Воспитывать у детей сострадание, умение понять горе другого, желание оказать помощь тому, кто в ней нуждается, формировать такое чувство как смелость.

    Сопоставительный анализ, сравнение персонажей, чтение по ролям.

    14

    Беседа «Соврешь - не помрешь, да вперед не поверят».

    Формировать у детей умение положительно оценивать проявление у сверстников честности и отрицательно относиться проявлению лживости

    Беседа, подбор и толкование пословиц, дидактическое упражнение «Придумай новый вариант пословицы»

    15

    Чтение сказки «Морозко».

    Формировать ценностное отношение к положительным качествам: доброта, трудолюбие, заботливость, щедрость и отрицательное отношение к качествам: лени, равнодушию, жадности.

    Выразительное чтение, игра-беседа с персонажами, сопоставление с поступками детей в группе.

    16

    Беседа «Рождественские и Новогодние обычаи на Руси»

    Приобщать  детей к традициям русского народа, познакомить с древними православными праздниками (Рождество, Святки), объяснить их происхождение и назначение.

    Рассказ воспитателя, разучивание колядок, придумывание новых колядок с пожеланием счастья, здоровья.

    17

    «Гостю щей не жалей – погуще налей» Беседа о щедрости и жадности.

    Помочь детям понять и осознать такое морально-нравственное качество как щедрость и противоположное ему – жадность.

    Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

    18

    «Видно сокола по полету, а молодца по поступкам».

    Помочь детям понять и осознать морально-нравственные качества: храбрость, смелость, трусость.

    Беседа, анализ пословиц, придумывание сказок по пословицам.

    19

    Беседы о русских богатырях. Чтение былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче.

    Вызвать интерес к фольклорному жанру – былина.

    Выразительное чтение, беседа,  рассматривание картин, слушание отрывка из «БОГОТЫРСКОЙ СИМФОНИИ» Бородина.

    20

    Спортивное развлечение «Есть такая профессия Родину защищать».

    Воспитывать  уважение к защитникам отечества, расширять и закреплять знания о родах войск, развивать двигательную и речевую активность.

    Чтение стихотворений,  игры – эстафеты, дидактическое упражнение «Назови род войск», «Кому какая техника».

    21      

    Игра-путешествие  «Чудеса Матушки - Руси»

    Продолжать знакомить детей с народным искусством Руси, красотой ее промыслов, великолепием природы.

    Рассматривание картин русских художников, народных игрушек, слушание русских народных мелодий,  хороводные игры, игра «Нарисуй орнамент».

    22

    «В здоровом теле – здоровый дух»

    Продолжать знакомить с фольклором, развивать интерес к народной мудрости, способствовать приобщению к ЗОЖ.

    Беседа, подбор пословиц и поговорок о здоровье, составление рассказов по пословицам, п/и.

    23

    Чтение сказки «Два Мороза».

    Формировать в детях положительное отношение к такому качеству как трудолюбие и отрицательное к лености.

    Выразительное чтение, воображаемый диалог с героями.

    24

    «Дружить – значит весело жить».

    Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям., выяснить с детьми какими качествами они хотели бы наделить своего друга.

    Беседа, обыгрывание проблемных ситуаций, подбор и толкование пословиц.

         25

    Слушание музыкальных произведений: «Баба Яга» А.К Лядова; «Избушка на курьих ножках» М.П Мусоргского,  «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И Чайковского

    Учить по характеру музыки отличать положительных и отрицательных персонажей.

    Беседа, дидактическое упражнение «Подумай и отгадай», зарисовка впечатлений.

    26

    КВН по пословицам и поговоркам

    Помочь углубить нравственный опыт детей, способствовать  формированию положительных  качеств.

    Дидактические упражнения: «Продолжи пословицу», «Назови и объясни пословицу», «Придумай новый вариант пословиц»,  «Нарисуй пословицу», «Придумай сказку, рассказ по пословице».

    27

    Досуг «Богатырская Русь».

    В непринужденной форме знакомить с прошлым своего народа, приобщать к вечным истинам и ценностям, формировать такие морально-нравственные как смелость сила духа

    игра – драматизация былины «Сказ о богатыре Илье Муромце»,  народные игры, слушание народных мелодий.

    28

    Слушание песен военных лет: «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского,  «На безымянной высоте» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского,  «Алеша» муз. Э. Колмановского, сл. Ваншенкина, «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.

    Воспитывать уважительное отношение к военной странице истории нашей страны, к воинам защитникам.

    Беседа, рассматривание иллюстраций.

    29

    «Победа в воздухе не вьется, а руками  создается»

    Формировать представление о  таких качествах как мужество, храбрость, отвага, воспитание чувств патриотизма.

    Рассказ о воинах-защитниках Отечества, мультимидийная презентация «Музей Боевой Славы», чтение сказки «Каша из топора».

    30

    Чтение сказки «Иван Царевич и серый волк»

    Учить дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях, развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов.

    Выразительное чтение, игра-беседа с персонажами, анализ словесных и музыкальных образов (С.В.Рахманинов).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

    Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

    Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

    "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД"

    1. Блок " Улица " ( сентябрь - октябрь )Цель: знакомство с улицей ( тротуар, проезжая часть, пешеходный переход..), обучение детей правилам поведения на улице и необходимым мерам предосторожности.Форм...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по психомоторному развитию

    Перспективный план предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию интереса и потребности в чтении

    План разработан с учетом лексической темы, подобраны методические приемы, коррекционная работа....