Главные вкладки

    Привитие навыков самообслуживания детям с нарушением зрения
    план-конспект занятия (младшая группа) по теме

    Миненкова Наталья Вячеславовна

    Привитие навыков самообслуживания детям с нарушением зрения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Привитие навыков самообслуживания детям с нарушением зрения

    Третий год жизни - период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие, особенно это становится заметно у детей с нарушением зрения. Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. И соответственно воспитание маленьких детей начинается с привития навыков самообслуживания. Умывание, одевание и т. д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

    По мнению Г. М. Ляминой самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка раннего возраста: совершенствуются навыки самообслуживания; играя, ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками 2 -3 последовательных эпизода из жизни; самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься ( слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы), в игре дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения[1].

    В.И. Логинова и П.Г. Саморукова утверждают, что основным средством воспитания навыков самообслуживания в группах младшего дошкольного возраста является – включение каждого ребенка в стабильный режим. Макаренко А. С. читал, что режим – это средство воспитания, правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений. Действительно, режим, который отвечает биологическим и социальным моментам, способствует регулированию самих потребностей. Так правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудится, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Выполнение режимных моментов при совместной деятельности воспитателя и воспитанника позволяет осуществлять процесс формирование навыков самообслуживания, элементов человеческой психики и т. д. Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного осуществления всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность[2].

    Как отмечала С.М. Хорош, уровень развития у ребенка раннего возраста с нарушением зрения навыков самообслуживания зависит от разных причин: состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, общего развития, а также от состояния зрительного дефекта и депривации вызванной им. Но главное – это целенаправленное воспитание, использование единых педагогических приемов в дошкольном учреждении. Для того, чтобы навыки прочно усвоились, помимо обучения детей, использования педагогических воздействий, помощи, оказываемой взрослыми при выполнении различных бытовых процессов, целесообразно организовать дидактические, сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживанию дети будут выполнять с интересом и желанием, а это залог успеха. Например, навыки самообслуживания (одевания, раздевания) закрепляются в играх с куклами, которых малыши многократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, необходимыми для формирования навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда[3].

    А так же целесообразно, по мнению В.З. Денискиной для упражнения детей раннего возраста с нарушением зрения в расстегивании пуговиц, шнуровании и завязывании шнурков делать специальные пособия – «пальто» с петлями и пуговицами, «сапоги» с отверстиями для шнурков, «пояс» с пуговицей и петлей. Ребенок, совершая нужные действия, овладевает навыками застегивания, расстегивания, шнурования и пр.[4]

    По мнению Л.И. Плаксиной детям младшего дошкольного возраста с нарушением зрения необходимо предлагать игры, имеющие дидактический характер, например: «Уложим куклу спать», «Покормим куклу», «Оденем куклу на прогулку». В таких играх у детей формируются трудовые навыки, закрепляются некоторые приемы действий. Содержание таких игр-занятий непременно должно быть направленно на то, чтобы формировать трудовые навыки, хотя наряду с этим воспитатель может решать и другие воспитательно-образовательные задачи. Формируя у малышей с нарушением зрения навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий[5].

    Л. И. Фильчикова рекомендует при обучении детей раннего возраста с нарушением зрения навыкам самообслуживания чтение рифмованных строк. Малыши любят веселые коротенькие, понятные им стишки, потешки. Потешка – это жанр устного народного творчества, потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест, благодаря чему ребенок с легкостью запоминание действия, которые ему необходимо совершать. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому воспитатели могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка выручает и в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Запоминая их, они соотносят их с необходимыми делами и правильными поступками[6].

    Е.Н. Подколзина предлагает увлечь детей с нарушением зрения деятельностью по самообслуживанию с привлечением интереса к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой упаковке, предлагает развернуть его, рассмотреть понюхать. Действенным приемом обучения детей навыкам одевания и раздевания является показ инсценировок с помощью игрушек. Сюжеты можно придумывать самые разные, например «Как слоненок учился надевать колготки» и пр. Ребенку необходимо похвала и яркое проявление чувств, но здесь следует помнить, что поощрение или порицание ребенка в присутствии товарищей воспитатель должен сделать в такой форме, чтобы не вызвать обиды, зазнайства. На положительный пример, нужно не только указать, но и постараться раскрыть перед детьми пути достижения результата (посмотрите, как красиво повесил полотенце Володя. Сейчас я еще раз покажу, как это делать. Завтра поупражняемся еще, и все научимся делать это.Чтобы предупредить влияние отрицательных примеров, порою бывают целесообразно остановить внимание детей на их последствиях и для самого малыша, и для окружающих. Следует всегда учитывать индивидуальные возможности малыша. Стараться устранять ощущение его несостоятельности. Тут важно чуткое, внимательное, доброе, ласковое, дружелюбное отношение к ребенку. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не умеет правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми. Чем аналогичные им в одевании (шапку, рейтузы снять проще, чем надеть) ребенку легче сначала научиться мыть руки, а мотом уже – умывать лицо[7].

    Последовательное усложнение требований, постепенный перевод ребенка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать приобретенные навыки. Вместе с тем нельзя и сдерживать естественное в этом возрасте стремление к самостоятельности. Это не только задерживает общее развитие, но и часто ведет к эмоциональным срывам в поведении: малыш либо перевозбуждается, либо становится пассивным, безразличным к окружающему. Навыки самообслуживания закрепляются повторением. Так для того, чтобы научить малыша одеваться, необходимо не только объяснять ему и показывать все операции в определенной последовательности, но и поупражнять его в этом. Постепенно он станет выполнять все действия качественно, движения приобретут ловкость. Известно, что знание, как нужно поступать, и даже умение делать это правильно, не всегда влечет за собой желаемое поведение. Например, мальчик отлично знает, куда нужно повесить пальто, и умеет это делать, однако небрежно бросает его на скамейку. Потому что часто эту обязанность выполняют за него взрослые Привычки, приобретая прочность, очень трудно поддаются перевоспитанию. Поэтому очень важно сразу учить детей действовать правильно, не допуская ни каких отклонений. Воспитатель должен постоянно обращать внимание на то, не мокрая ли у ребенка одежда, хорошо ли он вытер руки, пользуется ли он салфеткой во время еды, застегнул ли ремешки на туфлях и т. п. В противном случае малыш привыкнет к неряшливости и неопрятности. Для того, чтобы ребенок учился сам замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде и во внешнем виде сверстников, действенным приемом является придуманные поучительные истории, рассказанные в подходящей жизненной ситуации[8].

    В самообслуживании, так же как и в любых других видах деятельности, подчеркивает В.З. Денискина необходимо учить ребенка с нарушением зрения уже на ранних этапах, доводить начатое до конца и выполнять его качественно, например, не только снимать одежду в определенной последовательности, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее, чтобы малыш научился распознавать лицевую и изнаночную сторону вещей, нужно поупражнять его. Необходимо обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия, например, воспитатель, объясняет что намокшие на прогулке вещи следует относить сушиться по одной: легче и удобнее нести, проще разложить или развесить каждую; полотенце после употребления нужно сначала расправить сложить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол, выглядит аккуратно; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки одевают с носка, предварительно собрав их в гармошку; для того чтобы правильно надеть платье, свитер, шапку, нужно сначала определить, где у них перед (на одежде детей этого возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, зашивка, метка и др.) . Для того чтобы дети с нарушением зрения, придя в детский сад, лучше ориентировались в своей одежде, легче находили ее, нужно попросить родителей дома обращать внимание ребенка на характерные признаки своей вещи, ее цвет. А так же в самообслуживании, особенно в период обучения младших дошкольников тем или иным навыкам, особое внимание следует обратить на исключение, каких бы то ни было неприятных ощущений у детей. Холодная вода; неудобная одежда, в рукава которой затекает вода во время умывания (а за это ругают), скомканная под пальто кофта, стесняющая движения, или носок который сбился и трет ногу (надетые самостоятельно); холодный суп, остывший потому, что долго ел сам, а не кормили, могут вызвать у малыша стойкое нежелание делать что-нибудь самому. В формировании навыков самообслуживания нельзя обойтись без такого приема, как показ и объяснение, которые должны быть четкими, наглядными. Обучая детей с нарушением зрения тем или иным действиям: надеть и снять кофту, завязать шарф, намыливать руки до появления пены, правильно держать вилку и т. д., нужно наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему непосредственную помощь. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно воспитатель сопровождал не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает малышу с нарушением зрения быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. А так же, прежде чем начинать приучать маленького ребенка к самостоятельности в самообслуживании, необходимо создавать условия: отвести постоянное удобное место для игр и хранения игрушек, чтобы он мог сам их брать, когда нужно, а затем убирать; сделать вешалку на уровне роста ребенка, чтобы он мог вешать полотенце, вешалку для верхней одежды, приобрести маленький стул, на котором ребенку было бы удобно сидеть при одевании, посмотреть, может ли ребенок самостоятельно застегивать и расстегивать свою одежду и т. д. Воспитателю следует помнить о непроизвольности поведения, характерной для детей этого возраста[9].

    Бывает так, что ребенку с нарушением зрения, освоившему какие- то действия, надоедает их выполнять. В этом случае его можно заинтересовать поручением, выполнение которого связанно с нужным действием. Например, дать задание проверить. Правильно ли накрыт стол к обеду (малыш должен при этом сам добавить недостающее). Вместе с тем, если ребенок уже умеет одеваться и раздеваться, положить и повесить одежду на соответствующее место. Выполнение этого нужно требовать от него постоянно. Немаловажное значение имеет усвоение младшими дошкольниками следующих правил: нельзя выходить из-за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках; по окончанию еды нужно поблагодарить взрослого, тщательно вытереть салфеткой губы, пальцы; вставая тихо задвинуть стул; не мешать тем, кто еще не закончил есть.

    Готовность ребенка выполнять правила поведения за столом будет способствовать привлекательный вид блюд. Поэтому, например, подавая пищу, не следует заранее мельчить ее. Пусть малыш сначала увидит котлету, запеканку, пудинг целиком. Это также поможет ему быстрее приучиться есть одновременно с новым блюдом (мясо, рыба) гарнир.

    Эффективным средством формирования самостоятельности дошкольников, по мнению В. И. Логиновой, будет выполнение постоянных трудовых поручений – дежурства. С этой целью уже в раннем возрасте ребенку с нарушением зрения рекомендуется начинать прививать умения и навыки дежурства по столовой. Воспитатели готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки и т. д.[10] 

    Таким образом, для формирования самостоятельности и привития навыков самообслуживания важно во всех разделах коррекционно-развивающей работы планировать и осуществлять систему задач с нарастающей трудностью с учетом зрительного дефекта. Безусловно, их привитие требует волевых усилий, как со стороны детей воспитателей, так и их родителей.


    [1] Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М., 2006. 239 с.

    [2] Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.

    [3] Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. 2-е изд. М.: Экзамен, 2004. 128 с.

    [4] Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.

    [5] Плаксина, Л.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. М.: Экзамен, 2003. 256с.

    [6] Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. 2-е изд. М.: Экзамен, 2004. 192с.

    [7] Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планированиеи конспекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е.Н. Подколзиной. М.: Город Детства, 2007. 256 с.

    [8] Там же.

    [9] Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с

    [10] Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

    Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

    Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

    Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

    Развитие коммуникативных и трудовых навыков у детей с нарушениями зрения в процессе ознакомления с профессиями

    Стендовый доклад в МГОСБ для слепых и слабовидящих, в рамках областного семинара "Адаптация детей с нарушениями зрения в современном мире"...

    ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...

    Паспорт проекта «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения»

    в паспорте проекта разработан план работы на год по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...