Главные вкладки

    Статья к презентации
    презентация на тему

    Дурягина Галина Петровна

    Игра как средство  развития эмоций в дошкольном детстве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_razvitiya_emotsiy_v_doshkolnom_detstve.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Слайд 1.  Игра как средство  развития эмоций в дошкольном детстве.

    Слайд 2.

    В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии детей, взрослые часто  забывают о важности их эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Важно передать  детям  определённые первоначальные навыки  эмоционального  общения, которые  необходимы ему в дальнейшем для последующего обучения в школе и просто для жизни.  Детей  уже в дошкольном возрасте необходимо  научить распознавать  эмоциональное  настроение     окружающих и управлять собственным  эмоциональным  состоянием.

    Слайд 3.   При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Отмечается, что  современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом.  Из - за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность,  гиперактивность,  застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

    Слайд 4

      В Программе  воспитания и обучения в детском саду  уделено внимание  возрастной характеристике  психического развития  детей на каждом этапе дошкольного детства. Например, для детей средней группы  характерна  повышенная обидчивость. Это   представляет собой возрастной феномен. Кроме этого   взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. Следовательно, деятельность педагога,   направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуально и важна.

     Что для этого нужно сделать воспитателю?

    Во – первых,  уметь создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.

    Во – вторых,  учить детей управлять своим эмоциональным состоянием. Это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Т.е., если дети будут уметь контролировать свои эмоции,  и будут уметь общаться с окружающими,  то в группе образуется  особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

    Слайд 5

    Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

    1. Необходима эмоционально-развивающая среда, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.

    2.Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов.

    2. При специально организованной деятельности (например,  музыкальной) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).

    3. В процессе выполнения совместной трудовой деятельности  (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

    4. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

    Слайд 6.

    Коллеги!  Вам,  наверное,  не раз приходилось слышать  о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. К таким ресурсам относится  игра, потенциал которой используется в неполной мере, в частности,  в целях эмоционального развития детей, так как  в  развитии   ребёнка  главное место занимает его  эмоциональная  сфера.

    Игра  - это единственный не насильственный способ заинтересовать  ребёнка  в выполнении каких-либо действий, направленных на его  развитие. Так как  у  детей  отсутствует понимание о необходимости получения этих навыков и знаний, и если взрослый человек может осознанно и целенаправленно учиться чему-либо, то у  ребёнка такая целенаправленность отсутствует. Дети  с удовольствием занимаются только тем, что нравится им самим. Нельзя  ребёнка  заставить слушать наставления о правильном эмоциональном  поведении, ему это будет не интересно.  Игра же  дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

         Какие же задачи необходимо предусмотреть в работе с детьми?

    На слайде 7. .

    Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.. Учить детей распознавать положительные и отрицательные эмоциональные проявления по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.). Продолжать работу по формированию образа «Я» и  уверенности в себе. Помогать детям рассказывать о своих чувствах. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, проявлять симпатии по отношению друг к другу. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. 

    Слайд 8.

     На каждой возрастной ступени  дети усваивают  необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

    Слайд 9.

    В педагогической литературе представлено множество игровых методик  эмоционального

     развития   детей.         Практически , все они сводятся к набору  игр , которые в

    той или иной мере оказывают развивающее воздействие на эмоции  ребёнка  или на их осмысление. С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: словесные, настольно-печатные, подвижные игры, творческие и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались

    Слайд 10.     Огромным потенциалом для эмоционального развития детей обладают театрализованные игры.  В театрализованной деятельности отрабатываются  умения эмоционально передавать образ выбранного персонажа: использовать интонацию, мимику, жесты, характерные особенности походки и др. При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них добро и зло разграничены, даны четкие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребенку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой ситуации обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней.

    Для этих игр можно, например, использовать народные сказки. Сказку "Заячья избушка", сказку "Кот, петух, лиса". Если в первой сказке черты главных героев даны четко и однозначно (лиса - отрицательный персонаж, а петух - спаситель зайца - положительный), то во второй сказке характеристика уже знакомых положительных и отрицательных персонажей, которые взаимодействуют в воображаемой ситуации, несколько иная. Характер персонажей этой сказки сложнее и богаче, чем в предыдущей, поэтому ребенок, опираясь на свой опыт, получает и новый, обогащенный, игровой и эмоциональный опыт в воспроизведении сюжета сказки. По мере рассказывания сказки можно заметить, как у детей нарастает интерес к персонажам и их жизни. Оживление, смех, тревога свидетельствуют о предвосхищении событий, об эмоциональном отношении к возникающим коллизиям, ожидании благополучного конца.

    Наиболее часто дети играют в кукольный и настольный театр, участвуют в играх-драматизациях, инсценируют потешки, песенки, небольшие  сказки и литературные тексты. Игровые упражнения и игровые этюды играют подготовительную роль. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Например « Кате подарили новую куклу, какое у нее настроение», «Когда у человека хорошее настроение, он что делает?» «Покажите, как Катя радуется новой кукле?»  Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные игровые задания  на:

    - выражение эмоций

    мимикой (жестами): «удивись, как Мишка: Кто ел из моей миски и разбил её?»       или,    вспомнив отрывок из сказки «Заюшкина избушка»,  дети могут показать как «сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает»                                                                                                                                                                                                                    

    Дальше этюды могут усложняться. Во - первых, можно разыгрывать с детьми этюды, в которых эмоции сменяют друг друга: удивление — страх, боль — радость, и др. Во - вторых,  проигрывать этюды, в которых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции: один сердится — другой пугается.

    Сюжетно-ролевая игра тоже  может использоваться по-разному. Ведь очень часто ребенок не играет с другими детьми только потому, что он их «не видит», не понимает. У него отсутствуют элементарные навыки общения. Цель педагога — помочь ребенку обратить внимание на сверстников, привлечь его к их разным качествам, положительным сторонам. И это надо делать через отношения ролей.

       Слайд 11. Одной из форм игры,  распространенной в дошкольном возрасте, является хороводная игра  и игра с правилами.  Роль в сюжетной игре с правилами может использоваться и для изменения качеств самого ребенка. Например, агрессивному мальчику говорила: "Ты большой, сильный гусь, ты умеешь быстро летать, не боишься волка, ты можешь защитить маленьких гусят от опасности!" - и ребенок, который пытался всех обогнать и гордился этим, начинал загораживать гусенка (сверстника) от волка.        Из данного примера видно, что роль помогла ребенку коренным образом изменить свое поведение и свое отношение к сверстнику.

    Воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:

    Слайд 12

    • игры с детьми на накопление эмоций;

    • игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

    • игры на преодоление негативных эмоций;

    • игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;

    • игры на развитие эмпатии у детей и другие.

    Начиная с  4 лет детям   можно  предлагать  игровые упражнения  для тренировки  эмоций.

    Попросите ребенка: нахмуриться

    • как осенняя туча;

    • как рассерженный человек;

    • как злая волшебница;

    улыбнуться

    • как кот на солнце;

    • как само солнце;

    • как Буратино;

    позлиться

    • как два барана на мосту;

    испугаться

    • как заяц, увидевший волка;

    • как котенок, на которого лает собака;

    устать

    • как папа после работы;

    • как человек, который несет тяжелую сумку с продуктами.

    • как муравей, притащивший большую соломинку

    отдохнуть

    • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

    Слайд 13  Так,  например,  ежедневным утренним ритуалом нашей группы  является игра

    «Поделись с другом»

    Раз, два три, четыре,        дети стоят парами, движения как в считалке

    Мы живем с тобою в мире!        пожимают друг другу руки

    Добрый ты, щедрый я –

    Значит мы с тобой друзья.        держатся друг с другом за обе руки

    Мы не жадины, значит        руки на пояс, губы надуть

    Мы не хнычем и не плачем.

    Будем вместе веселиться        игра в ладошки парами

    И хотим мы поделиться …        руки прижать к груди

    Волшебный стул

    Все стоят в кругу, руки за спиной

    Кто сегодня все красивей?

    Кто сегодня всех счастливей?

    Поскорее появись –

    На волшебный стул садись.         Ведущий,  в это время обходит всех за спиной и кому-то кладет в ладони фишку. Этот ребенок садится на стул в центр круга.

    Все дети хвалят «сидящего»  в кругу.

    Он им отвечает: "Я вас всех благодарю. Всем "Спасибо!" говорю".

    Слайд 14.

    Рекомендую обратиться к программе «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ» авторы  Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. В разделе  «ЯЗЫКИ ОБЩЕНИЯ» Тема «ЯЗЫК ЧУВСТВ» приведены примеры интересных дидактических игр на развитие эмоций «Настроение», «Мой портрет» и другие.

    Слайд 15. Не менее важны музыкальные игры. Так совместно с музыкальным руководителем можно  сделать подборку игр, которые снимают психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения. Такие  игры рекомендуются детям, страдающим, психомоторными и эмоциональными расстройствами.

    Например,  игра «Будь внимателен!»

     Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

    Дети шагают под «Марш» С.Прокофьева. Затем на слова «Котик-коток»,  

    произнесенное ведущим, дети должны идти тихо, крадучись, «Зайчики»,

     начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

    Или другая игра -  «Сова»  (рекомендована для детей 4—5 лет)

    Дети выбирают водящего - сову, которая садится в гнездо и спит, В. это время дети начинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь!» Сова открывает глаза и начинает летать. Все играющие сразу должны замереть. Кто пошевелится или засмеется, становится совой. Игра сопровождается музыкой О. Гейльфуса «Балалар».

    Нравится детям  музыкальная игра:

    «Кукушонок кланяется»

    Кукушка кукушонку

    купила капюшон.

    Кукушкин кукушонок

    В капюшоне смешон.

    Этюд сопровождается детской песенкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняется вперед - вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется, дети представляют кукушонка в капюшоне,  заразительно смеются.

    Применение  определённых игровых методик должно сопровождаться и

    другими приёмами  эмоционального   развития   ребёнка  в совокупности. Среди основных методов и приёмов  можно использовать:

    Слайд 16.

    1. Наблюдение;

    3.Наглядность;

    4. Моделирование;

    5. Использование произведений художественной литературы;

    6.Развитие речи;

    7. Использование музыки;

    8. Изобразительная деятельность.

    Так наблюдение позволяет понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние имеют на него те или иные  игры. Так выражение лица играет важную роль в общении. Психолог К.Изард отмечал, что «эмоции, отражающиеся на лице,  слышны лучше, чем речь». Поэтому необходимо, чтобы  воспитатель понимал, что ей «сообщает» ребенок, а ребенок должен «увидеть» эмоциональную реакцию взрослого. В процессе проведения  игры  воспитатель должен обращать внимание на следующие моменты:

    - хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга;

    - какие отношения преобладают - добрые или конфликтные;

    -какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.

    Применение наглядности в игровых методиках как метода  эмоционального   развития  имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. Поэтому под наглядностью

    здесь понимается пример  эмоционального  поведения воспитателя. На практике допустимо применять  игры  с зеркалом, в котором  ребёнок  может видеть, как он изображает те или иные эмоции.

    Интересным для  эмоционального   развития   детей  является  использование моделей. В качестве моделей  эмоционального  состояния в  играх  можно использовать:

    - силуэты людей, подвижные аппликации

    Действуя с подвижной аппликацией,  ребенок  упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику  эмоционального  состояния.

    Для формирования  эмоциональной  сферы у  детей  большую роль играет  мир словесного искусства. Здесь можно включать в элементы  игры  небольшие рассказы и сказки (примеры приводились выше).  

    Важным элементом  игр  при  эмоциональном  развитии  является музыка. Вслушиваясь в слова и музыку игр - хороводов,  ребенок  приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными  средствами.

    Изобразительная деятельность  детей также влияет на эмоциональное развитие детей. Здесь важно использовать как можно большую цветовую гамму, создание образов, отражающих настроение и впечатления  ребенка.

    Существуют основные правила организации совместной игровой деятельности  по эмоциональному развитию детей.

     Необходимо отметить, что   подготовка к совместной деятельности по эмоциональному развитию детей  носит целенаправленный и чётко спланированный характер,  включающий комплекс форм, методов и приёмов.

    Слайд 17

    1.Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, лучше всего после дневного сна.

    2.Длительность по времени не более 20 минут.

    3.Происходит открытое общение, которое обеспечивает  взаимопонимание и взаимодействие (расположение в форме круга).

    4.Учитывается  актуальный  на данный момент эмоциональный опыт  каждого ребенка.

    5. Качественно подчеркивается момент успеха ребенка.

    6..Расширяются  каналы социализации: по принципу от простого к сложному: от эмоций к чувствам, от невербальных знаков общения к вербальным, от проигрывания ситуаций к принятию на себя роли, от подражания к саморегуляции.

    В начале я говорила о том, что взрослые зачастую забывают о важности их эмоционально- личностного развития детей.

    Слайд 18. Поэтому, необходимо содействовать становлению устойчивого интереса родителей к изучению личности ребенка в процессе игрового взаимодействия с ним, к игровой деятельности детей как к средству их  эмоционального развития, как к форме организации детской жизнедеятельности; а также формировать умения и навыки сотрудничества, позитивного и целесообразного общения, обогащать опыт продуктивного и развивающего взаимодействия в совместной игровой деятельности родителя и ребенка.

    Работу с родителями необходимо направить на привлечение их к сотрудничеству в вопросах социально-эмоционального воспитания через организацию совместных межгрупповых развлечений, прогулок, участие в субботниках и подготовках театральных выступлений, концертах, клубных встречах и других мероприятиях.

      Рекомендую оформить консультации на тему:  «Игра как средство эмоционального и социального развития ребенка дошкольного возраста»,  « Роль эмоций в жизни и развитии ребенка».  Провести семинар  – практикум на тему: «Игра как средство обогащения опыта моделирования социальных отношений и поведения», рассмотрев следующие вопросы:

     « Возможности разных видов игр в эмоциональном развитии ребенка. Возможности разных видов игр в решении задач социально-нравственного воспитания ребенка» или семинар с приглашение педагога –психолога    «Влияние стиля общения со взрослыми на личностное становление ребенка и развитие его эмоциональной сферы»

    Слайд 19  В заключении хочу сказать, что  педагог,  вводящий  ребенка  в мир сложных человеческих взаимоотношений,  сам должен  быть уверен в себе, должен  адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах и поступках, владеть нормами этикета, способами стимуляции социально-эмоционального развития детей.

    Слайд 20.

    Литература.

     1. Арнаутова Е.П. - М.: Изд. дом «Карапуз». - 2001.

    2.Белопольская Н.А. и др. Азбука настроения. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

    3.Дружные ребята (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / Под редакцией Р.С. Буре. М., 1997.

    4. Крюкова С.В., Слободянник М.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей  - М.: Генезис, 2010.

    5.  Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир (Социально-эмоциональное развитие детей) – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    6.  Щипицына Л.М., Защиринская О.В. «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ».2008


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»

    Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...

    статья к презентации проекта "Куклы из бабушкиного сундучка"

    В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка - незаменимый спутник этих игр. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценн...

    Логопедическая песочница. Статья к презентации

    В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми в...