Воспитываем классикой (статья и презентация)
статья (подготовительная группа) по теме

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»

 

 

 

 

 

 

Воспитываем классикой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Самодурова В.А. (ВКК)

 

 

 

 

 

Воронеж

2016

Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки». Музыкальные занятия детей в детском саду – это вступление в необычный, удивительный мир музыки. И основная задача моей работы – приобщить ребенка к этому прекрасному миру, научить

Понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает целым рядом впечатлений, развивает слух, память, воспитывает умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности. Дети любят слушать музыку и на занятиях и в часы досуга. Поэтому ее следует органично включать в различные виды деятельности (физкультура, изобразительная деятельность и т.д.). Под звуки музыки могут «рождаться» ручейки и дорожки, падать снежок, капать дождь и расцветать цветы. Для обогащения запаса детских  художественных  впечатлений полезно слушать фрагменты классических музыкальных произведений.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок  и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развивать их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности.

Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на детей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классических образцах.

Концерты «живой музыки» в детском саду производят на дошкольников яркое впечатление. Для того чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику на концерте в детском саду, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному принципу». В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить»  на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и.д. В результате слушание музыки  проводится от случая к случаю – у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется  культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.

Музыкальный репертуар, предлагаемый детям на музыкальных занятиях, включает произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, А.Вивальди, Й.Гайдна, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.Прокофьева и Д.Шостаковича, а также современную классику: сочинения Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Агафонникова, подлинные образцы фольклора и др.

Концерты профессиональных музыкантов в детском саду должны быть регулярными (в зависимости от возможностей детского сада желательно проводить их ежемесячно, но не менее 2-3 раз в год). Они могут  быть очень разнообразными: концерт солиста-инструменталиста (скрипача, пианиста, флейтиста и др.), вокалиста, выступление балерины, исполнителя на  народных инструментах и др.

Такие яркие культурные события как концерты  классической музыки оставляют в  памяти всех его участников заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Они должны обязательно обсуждаться. Дети с удовольствием вспомнят услышанное и увиденное на концерте, расскажут о своих впечатлениях. Можно предложить им различные творческие задания: воплотить свои впечатления от музыки  в рисунках, музыкальном движении, театрализации и др. – тогда дети с нетерпением будут ждать следующей встречи с музыкой.

Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор  предлагаемой детям музыки, ее соответствие  возрастным возможностям.

Особо следует отметить, что произведения  классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических  произведений в выхолощенном  звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном  эстрадном исполнении.

Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быть фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, прием пищи, подготовку ко сну и др. Слушание классической музыки должно быть профессионально организовано – эта задача музыкального руководителя (при поддержке воспитателя).

Специальная подготовка детей к концертам классической музыки может включать знакомство детей с тем или иным музыкальным инструментом (например со скрипкой).

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развивать способности и  дарить радость, Желательно малышу слушать музыку вместе с Вами. Ребенку важно прочувствовать красоту классической музыки, копить опыт ее восприятия, различать смену настроений, прислушиваться к звучанию разных музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитываем классикой 38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»

Воспитываем классикой

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Самодурова В.А. (ВКК)

Воронеж

2016

Сухомлинский писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки». Музыкальные занятия детей в детском саду – это вступление в необычный, удивительный мир музыки. И основная задача моей работы – приобщить ребенка к этому прекрасному миру, научить

Понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает целым рядом впечатлений, развивает слух, память, воспитывает умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности. Дети любят слушать музыку и на занятиях и в часы досуга. Поэтому ее следует органично включать в различные виды деятельности (физкультура, изобразительная деятельность и т.д.). Под звуки музыки могут «рождаться» ручейки и дорожки, падать снежок, капать дождь и расцветать цветы. Для обогащения запаса детских  художественных  впечатлений полезно слушать фрагменты классических музыкальных произведений.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок  и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развивать их способности. В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности.

Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на детей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классических образцах.

Концерты «живой музыки» в детском саду производят на дошкольников яркое впечатление. Для того чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику на концерте в детском саду, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному принципу». В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить»  на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и.д. В результате слушание музыки  проводится от случая к случаю – у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется  культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.

Музыкальный репертуар, предлагаемый детям на музыкальных занятиях, включает произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, А.Вивальди, Й.Гайдна, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.Прокофьева и Д.Шостаковича, а также современную классику: сочинения Г.Свиридова, В.Гаврилина, С.Слонимского, В.Агафонникова, подлинные образцы фольклора и др.

Концерты профессиональных музыкантов в детском саду должны быть регулярными (в зависимости от возможностей детского сада желательно проводить их ежемесячно, но не менее 2-3 раз в год). Они могут  быть очень разнообразными: концерт солиста-инструменталиста (скрипача, пианиста, флейтиста и др.), вокалиста, выступление балерины, исполнителя на  народных инструментах и др.

Такие яркие культурные события как концерты  классической музыки оставляют в  памяти всех его участников заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Они должны обязательно обсуждаться. Дети с удовольствием вспомнят услышанное и увиденное на концерте, расскажут о своих впечатлениях. Можно предложить им различные творческие задания: воплотить свои впечатления от музыки  в рисунках, музыкальном движении, театрализации и др. – тогда дети с нетерпением будут ждать следующей встречи с музыкой.

Важным принципом подбора музыкального репертуара является принцип его доступности детям. Практика показывает, что в ряде случаев дошкольников знакомят с музыкальными шедеврами, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор  предлагаемой детям музыки, ее соответствие  возрастным возможностям.

Особо следует отметить, что произведения  классической музыки на занятиях должны звучать в оригинальном исполнении. Недопустимы так называемые «современные» обработки классических  произведений в выхолощенном  звучании синтезатора и убогой оркестровке. Не следует также предлагать детям для прослушивания и «псевдофольклор» в современном  эстрадном исполнении.

Необходимо помнить, что классическая музыка не должна быть фоном, сопровождающим различные режимные моменты: одевание детей на прогулку, прием пищи, подготовку ко сну и др. Слушание классической музыки должно быть профессионально организовано – эта задача музыкального руководителя (при поддержке воспитателя).

Специальная подготовка детей к концертам классической музыки может включать знакомство детей с тем или иным музыкальным инструментом (например со скрипкой).

Пусть в вашем доме звучит классическая музыка, которая своими волшебными звуками может исцелять, развивать способности и  дарить радость, Желательно малышу слушать музыку вместе с Вами. Ребенку важно прочувствовать красоту классической музыки, копить опыт ее восприятия, различать смену настроений, прислушиваться к звучанию разных музыкальных инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»

Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...

Статья к презентации

Игра как средство  развития эмоций в дошкольном детстве....

СТАТЬЯ «Мультимедийная презентация как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»

Материал опубликован в книге «Инновационный потенциал современной системы образования: материалы  I Всероссийской заочной научно-практической конференции» 30 сент. 2013 г. / [Центр обра...

статья к презентации проекта "Куклы из бабушкиного сундучка"

В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка - незаменимый спутник этих игр. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно-нравственные ценн...

Статья и презентация на тему: "Программа профессионального роста педагога, как механизм, направленный на повышение качества образования"

Каким образом выстроить работу дошкольного учреждения так, чтобы педагоги испытывали потребность в повышении своей квалификации? Какие эффективные методы и приёмы использовать для развития профессиона...

Логопедическая песочница. Статья к презентации

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми в...

Статья:"Озвученные презентации как инструмент формирования и развития речи дошкольников"

С каждым годом количество мигрантов и вынужденных переселенцев в российских городахувеличивается, и нашего поселка эта ситуация также касается. Как следствие, в дошкольномобразовательном учреждении по...