Формирование патриотических чувств дошкольников 4-5 лет через музейную педагогику.
статья (средняя группа) на тему

Ганина Светлана Александровна

    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем  музейной  коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. 
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_muzey_v_detskom_sadu.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование патриотических чувств дошкольников (4-5лет)

через музейную педагогику.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем  музейной  коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. 
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 

Музей в детском саду – это уникальная возможность погрузить детей и их родителей в мир русской культуры.

Хочу поделиться с вами о создании мини – музея в детском саду на примере  нашего мини – музея « Валенок ». Специфика жизни современного города не позволяет дать понятие детям о жизни, быте, обычаях и праздниках русского народа. Не все взрослые, а тем более дети были в краеведческом  музее. По этой причине мы решили создать в своей группе мини-музей . Многие родители поддержали наше начинание и помогали нам. Мамы и папы, сотрудники детского сада не раз были в нашем музее и с большим интересом  наблюдали,  как  создается и развивается наш музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозицию по всем правилам, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини – музей. Часть слова  мини  в нашем случае отражает и возраст детей, для которых он предназначен и размеры числа предметов  в музее не велики. Важная часть музея: участие детей и их родителей в создании мини – музея. В процессе создания музея нам пришлось попробовать себя  и  в роли  дизайнеров, и в роли экскурсоводов.

Целью  создания данного мини – музея стала:

Формирование  патриотических  чувств  дошкольников  через музейную педагогику.

Задачи нашего мини – музея:

1.Познакомить воспитанников, родителей, педагогов с историей страны на примере народных промыслов.  Возникновения и создания валенка.

2.Обогащение предметно – развивающей среды группы с помощью создания мини-музея, закладывание культурных ценностей.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность (при создании творческих работ с использованием аппликации, рисования, лепки).

6. Привлечение родителей к сотрудничеству.

7. Формирование активной жизненной позиции. Воспитание осознанного интереса к русской народной культуре.

Ожидаемые результаты нашего мини – музея:

  1. Создание мини – музея
  2.  Повышение качества  воспитательно  – образовательной работы с детьми через создание мини – музея «Валенок»
  3. Активизация познавательной деятельности детей.

Сроки проекта:

3 месяца

На базе мини – музея проводились - различные виды занятий и развлечений. Экспонаты музея постоянно используются воспитателями и детьми на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, лепке и ручному труду, в самостоятельной деятельности  детей.

Работа над мини – музеем обеспечила разностороннее развитие детей по основным образовательным областям:

«Здоровье» - дети получили знания о валенках, как о надёжной зимней обуви (тепло, ноги не мерзнут, не заболеешь);

«Социализация» - развитие игровой деятельности (дидактические игры), театрализованные игры – драматизация (Теремок);

«Труд» - знакомство с трудом  валяльщиков – изготовителей  валенка;

«Познание» - сенсорное развитие (знакомство с войлоком), развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора. Знания о фольклоре, обычаях, о производстве валенок, их назначении.  

 «Коммуникация» - развитие речи. Речевая активность. Дети рассказывают об экспонатах, расширяют словарный запас, связно и последовательно выражают свои мысли, отвечают на вопросы, придумывают сказки, любой экспонат музея может подсказать тему для интересного рассказа.

«Чтение художественной литературы» -  подборка сказок, стихов, частушек, пословиц.

«Художественное творчество» - развитие  умений и навыков в детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации) плюс творчество.  Дети получают положительные эмоции при создании работ, учатся воображать, фантазировать.

Этапы работы:

  1. Организационный
  2. Практический
  3. Итоговый
  4. Конечный результат

 Формы  работы с детьми:  

I.Продуктивные виды деятельности

  1. Занятие по аппликациям  «Укрась валенок»
  2. Занятие по рисованию «Валенок для  Деда Мороза»

II. Работа по физическому развитию.

Подвижные игры: «Кто быстрее добежит», «Попади в цель», «Проскачи и не урони», «Кто дальше кинет».

III. Работа по художественно – эстетическому направлению.

Рассматривание иллюстраций с узорами на валенках.

IV. Слушание частушек, сказок,  рассказов, стихов о валенках.          

 Формы  работы  с  родителями:

  1. Консультации
  2. Привлечение к изготовлению экспонатов для мини музея.

  Итог: Создание Мини – музея помогло воспитателям в работе   духовно – нравственного  воспитания, развития речи детей, расширению их кругозора. Дети познакомились с историей  народных промыслов.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции

Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....

«Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» (Консультация)

«Изучая предков, узнаём самих себя,  без знания истории мы                                  ...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"

Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...

План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Выступление на семинаре: «Воспитание интересов дошкольников к народным традициям через музейную педагогику»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду....

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...