Формирование познавательной активности детей 6 – 7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье.
проект (подготовительная группа) на тему

Ильина Мария Валентиновна

Цель исследования:  выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема исследования: Формирование познавательной активности детей 6 – 7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье.

Проблема формирования познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и педагогики, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. При этом основное внимание уделяется изучению познавательной активности у детей школьного возраста. Вопросы же развития познавательной активности дошкольников в настоящее время недостаточно изучены.

Хотя немногочисленные исследования (Голубева А.Н. 1955 г., Денисенкова Н.С. 1991 г., Запорожец А.В. 1986 г., Князева С.Л. 1986 г.) говорят о том, что в дошкольном возрасте начинает формироваться познавательная деятельность, «направляемая и побуждаемая познавательной задачей».

Психологическое самочувствие – система субъективных ощущений, свидетельствующих о некоей степени физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния. Психологическое самочувствие ребенка и общение ребенка с близкими взрослыми, направляющими его практически имеют решающее значение в его развитии.

Таким образом, актуальность выбранной мной темы вызвана недостатком информации о влиянии психологического самочувствия на познавательную активность дошкольников.

Целью нашего исследования является выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности.

Объектом данного исследования являются дети 6 – 7 лет

Предмет исследования – познавательная активность детей 6 – 7 лет; их психологическое самочувствие.

Приступая к исследованию, я выдвинула следующую гипотезу: психологическое самочувствие детей 6 – 7 лет в семье оказывает влияние на формирование познавательной активности.

Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить наличие благоприятной семейной ситуации в семьях детей 6-7 лет.
  2. Сформировать две экспериментальные группы по результатам первой методики, в зависимости от благоприятной\неблагоприятной семейной ситуации.
  3. Изучить психологическое самочувствие детей 6-7 лет.
  4. Выявить уровень познавательной активности детей 6-7 лет.
  5. Выявить влияние психологического самочувствия на формирование познавательной активности детей 6-7 лет.

Экспериментально-психологическое исследование проводилось с сентября 2013 г. по декабрь 2013 г. на базе МДОУ «Усогорский детский сад «Снежанка».

Экспериментальная работа была проведена в 4 этапа.

На первом этапе использовался тест «Кинетический рисунок семьи» в модификации Р.Ф. Беляускайте. Цель: выявление наличия благоприятной семейной ситуации в семьях детей.

Для теста КРС была разработана система количественной оценки. Было выделено пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность в семейной ситуации. Каждый симптомокомплекс делился на симптомы, наличие которых оценивалось 0 баллов, отсутствие – 1, 2 или 3 балла, в зависимости от степени выраженности. На основании выделенных критериев мы разработали следующую шкалу оценивания: более 2,2 баллов имеют дети с неблагополучной семейной ситуацией, 2,2 балла и менее – дети с благоприятной семейной ситуацией.

По результатам теста на выявление благоприятной семейной ситуации детей 6-7 лет выявили, что у 15 детей (68 %) в семьях благоприятная ситуация, а у 7 детей (32 %) неблагоприятная семейная ситуация. На основании этого дети были поделены на две экспериментальные группы.

На втором этапе была проведена методика «Карта Стотта». Цель: конкретизировать психологическое самочувствие детей в семье.

Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 симптомокомплексов (СК). При заполнении КН наличие каждого из указанных образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие – «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу. Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается один балл, за другие – 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки. В каждом СК баллы суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Интервал от 0 до 20 % говорит о слабой выраженности качества; от 20 до 40 % - заметная выраженность; от 40 до 60 % - сильная выраженность; от 60 до 80 % - очень сильная выраженность; от 80 до 100 % - нарушение.

По результатам данной методики было получено следующее: у 15 детей (100 %) экспериментальной группы 1 преобладает слабая выраженность всех симптомокомплексов. Дети данной экспериментальной группы не испытывают недостатка доверия к людям, редко уходят в себя, стараются добиваться хорошего расположения взрослых и сверстников, усидчивы, легко концентрируют внимание и т.д. У 7 детей (100 %) экспериментальной группы 2 – заметная выраженность тех или иных симптомокомплексов. Эти дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, трудно адаптируются к окружающей обстановке и к чему-то новому. Таким образом, можно отметить, что сходства между двумя экспериментальными группами не обнаружено.

На третьем этапе использовалась методика «Лесенка», автор В. Щур. Цель: выявить тип самооценки у детей 6-7 лет.

Обработка данных:

У ребенка неадекватно завышенная самооценка, если он, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку, считает, что родители и воспитатель оценивают его также, аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого, не дифференцирует «себя – реального» и «себя – идеального».

У ребенка завышенная самооценка, если он после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него, обстоятельствами и причинами, считает, что оценка взрослого в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной.

У ребенка адекватная самооценка, если он, обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же, либо несколько ниже; дифференцирует «себя – реального» и «себя – идеального».

У ребенка заниженная самооценка, если он ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет, либо ссылается на мнение взрослых; на все вопросы отвечает: «Не знаю», считает, что оценка взрослых аналогична его собственной.

На основе полученных данных, каждому ребенку был присвоен определенный тип самооценки. У детей экспериментальной группы 1 преобладает адекватная самооценка – 9 детей (60 %); 4 ребенка (27 %) имеют завышенную самооценку; 2 ребенка (13 %) имеют неадекватно завышенную самооценку. У детей экспериментальной группы 2 преобладает низкая самооценка – 5 детей (71 %); 2 ребенка (29 %) – адекватную самооценку. Таким образом сходства между детьми двух групп не выявлено.

На четвертом этапе была проведена методика «Вопросы к картинкам», автор О.М. Дьяченко. Цель выявить уровень познавательной активности у детей 6-7 лет.

Результаты исследования оценивались по трехбалльной шкале.

3 балла – с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают более 5-6 вопросов третьего и четвертого типов.

2 балла – большее количество вопросов третьего типа. Возможно появление 1 – 5 вопросов второго типа.

1 балл – дети придумывают к каждой картинке 1 – 3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типов или отказываются от выполнения задания.

Распределение детей по уровням осуществлялось на основе показателя среднего балла.

1 – 1,7 – низкий уровень;

1,8 – 2,4  - средний уровень;

2,5 – 3 – высокий уровень.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что большинство детей экспериментальной группы 1 имеют высокий уровень развития познавательной активности, а именно 12 детей (80 %) и только 3 детей (20 %) – средний уровень; большинство детей экспериментальной группы 2 имеют низкий уровень познавательной активности – 4 детей (57 %), 3 детей (43 %) – средний уровень.

Цель, поставленная вначале нашего исследования, была достигнута в процессе нашей работы.

Задачи выполнены.

Выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза о том, что психологическое самочувствие детей 6 – 7 лет в семье оказывает влияние на формирование познавательной активности, нашла свое подтверждение.

Таким образом, дети с благоприятной семейной ситуацией, устойчивым психологическим самочувствием, адекватной самооценкой имеют высокий уровень развития познавательной активности, в то время как неблагоприятная семейная ситуация, наличие таких показателей психологического самочувствия, как тревожность, конфликтность, недоверие и т.д., а также низкая самооценка способствуют формированию низкого уровня развития познавательной активности.

По результатам моего исследования были проведены индивидуальные беседы с родителями, в основном из семей с неблагоприятной семейной ситуацией.

Оформляются стенды для родителей по темам: «Семья глазами ребенка», «Искусство быть родителем», «Психологический комфорт в детском саду и дома».

Также результаты исследования заставили задуматься о процессе взаимодействия педагогов с родителями. В котором выявился ряд недостатков:

  • Авторитаризм в общении с родителями (25% педагогов);
  • Отсутствие согласованности, взаимные претензии (50%);
  • Неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с родителями (29%).

В связи с этим в нашем детском саду запущен проект, направленный на формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивацию к самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи и формирование познавательной активности детей подготовительной группы"

Данный материал предназначен для помощи воспитателям в работе с детьми подготовительной группы по программе "Развитие речи" Большое внимание  уделяется созданию проблемной ситуации, фор...

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Родительское собрание на тему " Формирование познавательной активности детей в экспериментальную деятельность. С использованием интерактивных технологий как средство вовлечения семей (старшей группы) в образовательную деятельность ДОУ».

В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам....

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...

Экологическое воспитание как средство формирования познавательной активности детей дошкольного детей возраста

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей

Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...