Статья "Духовно - нравственное воспитание в ДОО"
статья на тему

Мальцева Александра Васильевна

Статья для педагогов ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание в ДОО

Составитель: Мальцева Александра Васильевна,

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 23» г. Сыктывкара

«Воспитание – это обучение нравственной жизни.

Будет нравственность, будет и духовность;

не будет нравственности – не будет ничего,

никакого воспитания».

С. Л. Соловейчик

Духовно-нравственное воспитание в ДОО является неотъемлемой частью всестороннего воспитания и развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, традиций и ценностей.

В. В. Зеньковский называл дошкольный период «золотой порой для духовно – нравственного становления личности ребенка». По его мнению, в духовно – нравственной сфере дошкольников выделяются такие личностные качества, как доверие, милосердие, послушание, правдивость, трудолюбие. В мотивационно - потребностной сфере появляется необходимость в нравственных ориентирах в отношениях с людьми и миром, в познании мира и принципов мировосприятия.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека,  формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); 
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Целью духовно – нравственного воспитания в ДОО является формирование «совестной доминанты» личности ребенка, постепенное раскрытие и выявление духовных ресурсов личности на основе принятия детьми дошкольного возраста духовно – нравственных ценностей, характерных для традиционной культуры.

Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей в России являются: закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах: 

  • культурно-историческом  (на основе примеров отечественной истории и культуры), 
  • нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), 
  • этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Задачи духовно – нравственного воспитания могут решаться через следующие направления работы:

  • приобщение детей к традиционным для России духовно – нравственным ценностям;
  • раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;
  • формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;
  • знакомство с русской православной культурой;
  • создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Главное средство духовно – нравственного развития личности ребенка – введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция разных форм организованной образовательной деятельности и видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно – речевой, продуктивной, игровой и др.  

        Формы духовно – нравственного воспитания в ДОО могут быть следующими:

  • организация семейных праздников, совместных досугов;
  • участие воспитанников во всех видах деятельности;
  • совместное проведение проектов, благотворительных акций, выставок, ярмарок, фестивалей;
  • использование активных методов общения на занятиях, во время игровой деятельности;
  • организация активных видов деятельности (экскурсии, паломнические поездки и др.);
  • проведение тематических бесед;
  • участие детей в общественно полезном труде и др.

На основе закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в нашем ДОО разрабатывается собственная концепция духовно – нравственного воспитания детей через социально - педагогический проект «Возрождение», который предусматривает три направления: «Я и мой мир», «Народные традиции и праздники на Руси», «Растим детей патриотами».

Концепция духовно – нравственного воспитания

МБДОУ «Детский сад № 23»

Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребенка.

Таким образом, в каждом образовательном учреждении возможна разработка собственных программ, методик, проектов духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и перед педагогами стоит особая миссия по передаче воспитанникам детского сада накопленного предыдущими поколениями опыта, культуры, традиций, веры для его личностного становления и развития. Именно в этом заключается единство цели, мотивов, действий и результата духовно – нравственного развития личности в процессе духовно – нравственного воспитания детей.

Литература:

  1. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. По ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  2. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.
  3. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. – СПб.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...