Консультация "Речь детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа) на тему

Зубова Марина Сергеевна

Консультация "Речь детей 4-5 лет"

Содержание:

1.     Введение. Речь как форма общения.

2.     Норма развития речи в 4-5лет.

3.     Задачи  и направления обучения правильному формированию речи детей в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речь детей 4-5 лет23.18 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание:

  1. Введение. Речь как форма общения.
  2. Норма развития речи в 4-5лет.
  3. Задачи  и направления обучения правильному формированию речи детей в средней группе.


1. Введение. Речь как форма общения.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых  и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь служит показателем общего развития.

2. Норма развития речи в 4-5 лет.

          Возраст от 3 до 6 лет – самый благоприятный период для развития ребенка , Именно в этот период неуемного любопытства и формируется интеллект ребенка. К 4 годам внимание ребенка приобретает более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают выделять более существенные признаки, группировать предметы.

        Для речи детей среднего дошкольного возраста характерны следующие особенности. На пятом году жизни ребенок начинает усваивать способу образования существительных с суффиксами эмоционально-экспресивной оценки существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

        В речи детей данного возраста преобладают простые распространенные предложения. Увеличивается число распространенных предложений с однородными членами (дополнениями, определениями). Впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами

      Относительно свободно четырехлетние дети пользуются сложносочиненными предложениями, как бессоюзными, так и с союзами а, и,  а также сложноподчиненными (как правило, с придаточными дополнения и времени).

   Вместе с тем, высказывая развернутые суждения и следя при этом за ходом своих мыслей, ребенок затрудняется следить и за грамматической формой их изложения. Об этом говорят ошибки в согласовании слов в предложении, пропуски отдельных членов, затруднения в конструировании каждого из простых предложений, входящих в состав сложного.

        К 4г. В норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

        Если ребенок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

     Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной,  аффективно-волевой сферах. Таким образом, речевая недостаточность у детей среднего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование их психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.

3. Задачи обучения.

      Младший дошкольный возраст – это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача – вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.

     Требования программы к обучению четырехлетних детей разговорной речи сводятся к формированию у ребенка умения слушать и понимать обращенную к нему речь, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на вопросы и задавать их. Одновременно должно осуществляться воспитание общительности, тактичности, сдержанности – качеств, необходимых человеку в общении с окружающими.

      Воспитатель учит детей понятно содержательно отвечать на вопросы, старается при этом не нарушить живости и эмоциональности речи, ее своеобразия. Однако содержательность речи ребенка, полнота и последовательность его высказываний обуславливается богатством его словаря и степенью овладения грамматическими средствами языка. Поэтому развитие связной речи должно осуществляться в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи.

      В средней группе выступает новая задача развития связной речи – обучение рассказыванию. Программой предусмотрено учить детей описывать предмет (игрушку, растение, одежду) , называя наиболее характерные признаки, а также пересказывать короткие, хорошо известные им сказки (например,»Коза с козлятами») и небольшие рассказы, впервые прочитанные на занятии.

     Звуковая сторона речи детей 4-5лет  отличается некоторыми особенностями: с одной стороны наличие восприимчивости к звукам чужой речи, с другой – недостаточное развитие способности осознавать дефекты собственного произношения, несовершенство моторики артикуляционного аппарата.

      Воспитание звуковой культуры речи у детей этого возраста сводится к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношения всех звуков родного языка. Наряду с решением названных задач необходимо также воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи, умение соизмерять громкость голоса, говорить в размеренном темпе, правильно и четко произносить слова с точным употреблением в них ударения, совершенствовать речевое дыхание.

     Особое внимание необходимо уделять отработке произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

     В средней группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Им рассказывают и читают, учат рассматривать иллюстрации. Педагог помогает детям понять содержание произведения, оценить поступки героев, воспитывает умение чувствовать  красоту художественного слова. Детей учат запоминать и выразительно читать короткие стихотворения.

Используемая литература:

1. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» В.В.Гербова

2. «Основы логопедии» под ред. Т.Б.Филичевой и др.

3. «Логопедия в детском саду» Л.Н.Смирнова

4. «Подготовка к школе в детском саду» Л.В.Управителева

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...