Главные вкладки

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ
    статья на тему

    Гончарова Зоя Сергеевна

    Статья содержит методические рекомендации по организации деятельности детей в Монтессори-группе, созданию и оформлению зон деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_goncharova.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

    В МОНТЕССОРИ-ГРУППЕ

    Гончарова З.С.,  воспитатель

    МБДОУ детского сада № 10 «Светлячок»

     г. Старый Оскол

    Уже почти 100 лет  имя М. Монтессори (1870-1952) привлекает к себе огромное внимание общественности. Ей посвящены десятки книг и сотни статей на большинстве языков мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. В результате многолетней напряженной творческой деятельности М. Монтессори создала стройную систему, которая благодаря высокому технологизму может быть перенесена в дошкольное, школьное, семейное воспитание.

    В настоящее время  исследование данной педагогической системы и её методов является актуальной, так как Монтессори, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог здесь выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована на личность ребенка.

    Суть метода, разработанного  М.Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, выбрать свой собственный путь.

    Именно поэтому  М.Монтессори видела роль педагога не в обучении и воспитании, а в руководстве самостоятельной деятельностью детей и предпочитала использовать термин «руководительница»  вместо «учитель».

    М. Монтессори была ярым противником классно-поурочной системы, традиционную мебель она заменила легкими переносными столами и стульями.  Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу и, лежа или сидя на них, занимались с дидактическим материалом.

    В России первый детский сад, работающий по системе Марии Монтессори открыли в 1913 году, но поистине всколыхнувшая общественность волна Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму.

    В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Учебного материала не хватало, денег на закупку нового оборудования не было, поэтому приходилось создавать пособия своими руками.

    Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающейся итальянки. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп на базе традиционных садов. Некоторые из них уже полностью перешли на эту методику.  

    Наш детский сад также не остался равнодушным к данной методике.   Монтессори-группа  включает в себя множество зон: зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона языка, зона математики, зона космического развития. Двигательное развитие осуществляется в основном на линии, образующей круг. Именно с него начинается каждый новый день в группе, это особая форма приветствия детей со своими друзьями и педагогами, которая помогает почувствовать себя значимым и настроить на серьёзную работу Здесь же мы проводим пальчиковые и подвижные игры; знакомим детей  с окружающим животным и растительном миром, с сезонными изменениями, с социальной действительностью. 

    Каждая зона  снабжена пособиями и материалами, с помощью которых ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать. Дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику; изучают окружающий мир. Каждый ребенок самостоятельно выбирает зону и материал, с которым он хочет поработать в настоящий момент. При этом он может заниматься самостоятельно или в группе с другими детьми.

    Ключевым в Монтессори-группе является свобода, поэтому мы учим детей уважению свободы других детей. В группе существуют свои правила: нельзя мешать другому, если он работает; каждый материал в группе в единичном экземпляре, поэтому если ребенок хочет поработать с конкретным материалом, но он занят, следует подождать пока он освободится; нельзя шуметь, так как это мешает другим  детям; после работы с материалом следует убрать его на место. Эти правила очень быстро усваиваются детьми, так как поддержание порядка в группе является обязательным требованием для всех.

    Первой по очередности в Монтессори-группе является зона практической жизни, в которой происходит адаптация ребенка, развитие воли, независимости и удовлетворение сенситивных периодов развития. Так как среда и презентации зоны практики имеют четкую последовательность, развивается логическое мышление и концентрация внимания. Эта зона включает в себя предварительные упражнения, упражнения по уходу за внутренней и внешней средой.

    В зоне практической жизни присутствуют разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Основной целью этих практических упражнений, является развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности. 

    Не менее интересными являются занятия в зоне сенсорики, это дает базу для развития во всех отраслях.  Работа с материалом рассчитана на развитие зрительного восприятия размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница), формы (геометрический комод). Развивается стереогностическое восприятие (геометрические тела, волшебный мешочек, сортировка); тактильное восприятие (доски для ощупывания, шершавые таблички, ткани); тепловое восприятие (тепловые баллончики, тепловые таблички); слуховое восприятие (шумовые коробочки, музыкальные звоночки); восприятие запахов (цилиндры с запахами).

    Некоторые материалы зоны сенсорики приходилось создавать своими руками, что делает их более интересными для детей. Примером может послужить упражнение «Волшебные прищепки». Это  упражнение хорошо подходит для развития мелкой моторики и  одновременно является и тактильным упражнением. Состоит пособие из коробка с цветными бельевыми прищепками. Задание состоит в том, чтобы на края коробки нацепить прищепки, затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в коробку.  Это упражнение  кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма. После того, как дети освоят это упражнение, можно внести в него соревновательный элемент. Для этого следует предложить  детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.  Также можно изменить задание, разграничив для сбора цвета прищепок для каждого ребенка.

    Следует понимать, что ребенок нуждается в многообразии информации, но вводить её нужно постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности, так как для монтессори-ребенка материалы – это ключ к познанию мира.

    Новый материал преподносится ребенку в форме презентации. Здесь мы знакомим ребенка с материалом и наблюдаем за его реакцией,  

    Самоконтроль дает возможность ребенку увидеть собственные ошибки, устранить их самостоятельно.

    В ознакомлении детей с окружающим миром мы придерживаемся основного направления Монтессори – познание мира через рецепторы: увидеть, услышать, ощутить. Для этого в зоне космического развития  мы решили сделать модель солнечной системы, чтобы  дети своими глазами могли увидеть модель космического пространства.  Говоря другими словами, мы стараемся использовать интерес ребёнка – как средство мобилизации его внутренней активности на каждом этапе развития.

    Для нормализации детей мы ежедневно проводим в группе минутки тишины. Для этого дети садятся или ложатся на ковер в круг или в свободном положении. Затем мы включаем спокойные звуки природы (шум леса, воды, пение птиц), просим детей расслабиться, закрыв глаза. Это позволяет совершенствовать слуховое восприятие ребенка, его лингвистический интеллект. Она успокаивает его, учит различать звуки, регулировать громкость своего голоса, контролировать себя. «Палочка дождя» является ещё одной любимой игрушкой для наших малышей. Все дружно садятся в круг, и в полной тишине передают друг другу шумящую коробочку, прокручивая её в руках. При этом слышится будто стук дождя по стеклу. Но послушать палочку дождя дети могут и в индивидуальном порядке, уединившись в «куполе тишины». Минутки тишины  способствуют духовному развитию детей. 

    Работа на линии, уроки тишины, музыкальное воспитание, палитра художественных видов деятельности способствуют формированию способности к целостному восприятию мира. В процесс ознакомления с темой обязательно включаются все анализаторные системы ребёнка, комплексы ощущений всех органов чувств. Этому способствуют Монтессори - материалы, представленные в практической, сенсорной, языковой, математической зонах.

    Развивающую среду для детей можно создать и дома. И первое, что мы советуем родителям: помните, что ребенку важно больше двигаться, изучать окружающие его вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции,  чтобы исследовать соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка различными и бесконечными «нельзя», необходимо создать безопасные условия для его неутомимой исследовательской деятельности.

    Список литературы:

    1. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 65 лет/ Мария
    2. Упражнения с Монтессори – материалами» под ред. Е.Хилтунен, М.; 1998г.
    3. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. - Пг.: Время, 1924. - 82c.
    4. Хилтунен Е.А. «Монтессори –педагогика», М.; 2003.
    5. Хилтунен Е.А. Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов.Народная книга. – 2013.- 348с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация деятельности детей на прогулках.

     Организация деятельности детей на прогулке очень важна. Но ее надо правильно  организовать и продуманно «внедрить» в процесс прогулки. Ведь, во время прогулки очень важно, чтобы дети в течение какого...

    Воспитательно - образовательный план организации деятельности детей в ДОУ

    Воспитательно - образовательный план организации деятельности детей в ДОУ....

    Организация деятельности детей на прогулке (подготавителная группа)

    Подготовительная группаСентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:—  формировать понятия о смене времен года;—  уточнять представления об особенностях каждого сез...

    Сертификат о принятии участия во всероссийском вебинаре "Организация деятельности детей на прогулке. Картотечное планирование прогулок детей с 2 до 7 лет."

    Тема:"Организация деятельности детей на прогулке. Картотечное планирование прогулок детей с 2 до 7 лет (ФГОС)"...

    Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

    Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

    Формы организации деятельности детей в условиях Монтессори-группы

    Как организовать работу детей в Монтессори-группе....