Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности "Волшебное электричество"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Данный материал содержит конспект образовательной ситуации на игровой основе по теме "Электробезопасность", где дети знакомятся с понятием "электричество", правилами обращения с электроприборами. Так же представлена презентация к данному занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по безопасности

"Волшебное электричество"

Подготовила:

воспитатель

Килеева Н. А.

Цели: 

  • дать представление детям об электричестве, электроэнергии,
  • знакомить с причиной появления статического электричества;
  • учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
  • расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
  • закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
  • развивать мыслительную активность, наблюдательность;
  • воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.

Интеграция: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, музыка. 
Материал: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага в форме бабочек, кусочки шерстяной ткани, мультимедийное оборудование, запись песни "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". 
Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка. 
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами. 
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок, исполнение танца.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Дети входят в зал, встают по кругу, берутся за руки. 
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Ведь мы сегодня отправимся в страну волшебных предметов. Согласны? 
Дети садятся на стульчики. 
2.Беседа. Ребята, сегодня у нас необычное занятие.  А тему вы узнаете, отгадав загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается.

(Электричество)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Электрический ток)

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

(Лампочка)

- Есть одна сказочная героиня. Отгадайте, кто она? Она не боится работы, Красива и очень мила. Всё время в трудах и заботах У мачехи злобной была. Но крестная фея однажды На бал ей попасть помогла. Там принца она повстречала Но туфельку там потеряла. (Золушка). 
- Про бедную Золушку сказку читаю, Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю. Не справиться золушке с тяжкой работой, А на балу во дворце оказаться охота. Никто не оценит стараний бедняжки! Однако работает, сил не жалея, Надеется только на добрую фею. - Поможем Золушке? Как помочь ей? Что поможет золушке быстрее справиться с тяжелой работой? Дети: наши помощники – электроприборы. - Да, действительно, электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Вот и тебе, Золушка, помогут электроприборы.
3. Отгадывание загадок. 

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Посмотри на меня

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит. (чайник) 

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)

Что говорить – не солнце я,  

Но освещать умею.

Меня лишь включите, друзья,  

И станет жизнь светлее.  

Не будет времени для сна  

Всегда, когда я включена.( лампочка)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь.(плита)

На столе я нахожусь,

Вам, ребята, пригожусь.

Меня вечером включите

Когда читать вы захотите. (лампа)

По сатиновому полю

В рейс пошел электроход.

Он плывет, с волнами споря,

То назад, а то вперед…

Там, где он оставил след,

Ни одной морщинки нет! (Утюг)                                                  

                                                                     Вот так дом —                                                                Одно окно:                                                                Каждый день                                                                В окне кино!        (Телевизор)          

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам —

Скажешь здесь,

А слышно там. (телефон)

Посмотри на бочок

Во мне вертится волчок.

Ни кого он не бьёт,

Зато всё собьёт. (Миксер )


4. Рассказ воспитателя об электричестве
- А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться? Дети: Электрический ток. - А откуда берется электричество? 
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем. 
-- Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество? 
Молния – это такой мощный заряд электричества. А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь? В нашем зале тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? Дети: розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники и т.п. - Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку. Вот как нашей Золушке. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. 
5. Игра "Что есть, что было" Дети на слайдах видят современный электроприбор и называют, предмет, какой заменял его в прошлом. 
Настольная лампа- свеча 
Пылесос - веник 
Электроплита – очаг (костер) 
Стиральная машина- корыто 
- Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы. 
6.Беседа о безопасном обращении с электричеством. 

Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно.  Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать!

Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!

Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!

Правила: 
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара. 
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку. 
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни. 
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам. 
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы. 
Гвоздики и пальчики 
В розетку не вставлять. 
Электричество опасно- 
Это каждый должен знать! 
6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами. 
- Я думаю, Золушке понятно, как стоит обращаться с электроприборами. Они помогут быстро справиться с трудной работой. 

Нужно всем хорошо выучить правила обращения с электроприборами, а то недалеко и до пожара. А разве от электроприборов может возникнуть пожар?

 Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

Нельзя включать все электроприборы сразу. Может произойти короткое замыкание – одна из причин пожара.

Я знаю игру, которая позволит лучше усвоить всё, о чем мы говорили.

8. Игра с мячом «Для чего это нужно?».

Давайте вместе вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.

 Утюгом – гладят бельё,

 Миксером – взбивают крем

 Феном – сушат волосы,

 Лампой – освещают книгу,

 Пылесосом – пылесосят ковры,

 Вентилятором – охлаждают воздух,

 В холодильнике – хранят продукты,

 В микроволновке – разогревают еду,

 В чайнике – кипятят воду,

 На электроплите – готовят еду,

 По телефону – звонят,

 На магнитофоне – слушают музыку.

- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. 
Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество. Дети подходят к воспитателю. - Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза, сосчитать до десяти и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка). 
Вот мы и в волшебной стране! 
9.Экспериментальная деятельность. 
1 опыт. 
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену. 
Дети пытаются это сделать. 
- Почему это шарик висит, а остальные – нет? Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене. 
Вывод: в волосах "живет" электричество. 
2 опыт. 
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде. 3 опыт. У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. 
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество? 

- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до 10 и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка) Вот мы в садике опять. 
-Посмотрите на Золушку. Какая она стала красивая, нарядная. Золушка благодарит нас за то, что при помощи электроприборов, она все успела сделать и попала на бал. У нее прекрасное настроение, и она хочет показать нам мультфильм. 
10. Подведение итогов. 
- С чем мы сегодня познакомились на занятии? (с электричеством) 
- Где "живет" электричество? 
 - Электричество – наш друг или враг? 
- Что будет, если не электричество кончится? 
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? ( уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.) 
Так давайте же, друзья, 
Возьмемся очень дружно 
Электричество беречь 
И экономить нужно!

В конце– показ мультипликационного фильма об электробезопасности.

Цели:

  • расширить и укрепить знания детей об электрической энергии и опасности, которую она несет;
  • подробно ознакомить с ролью электричества в быту;
  • закрепить правила безопасного обращения с электроприборами.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие.  А тему вы узнаете, отгадав загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это …(электричество)

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается.

(Электричество)

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет.

(Электрический ток)

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

(Лампочка)

Правильно, сегодня мы познакомимся с электричеством, узнаем, как оно попадает к нам в дом, и какие правила нежно соблюдать при обращении с электроприборами.

Электричество проделывает очень сложный и долгий путь от электростанций к нашим домам, поступая по линиям электропередачи. Электричество есть повсюду. Наша жизнь немыслима без него. Телевизоры, холодильники, чайники, магнитофоны, компьютеры, утюги, кондиционеры – все это не может работать без электричества.

Ребята, а какие вы знаете загадки про электроприборы?

(Могут участвовать заранее подготовленные дети)

В полотняной стране,

по реке-простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)

Полюбуйся, посмотри –

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу. (Телевизор)

Если кнопочку нажать,

Будет музыка звучать. (Магнитофон)

Шипит, как паровоз,

А красоту волосам дает всерьез. (Фен)

Электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.

– Что общего между всеми этими предметами?

(Они работают от электричества)

Ребята! Вы хорошо знаете, какую важную роль играет электроэнергия в хозяйстве, быту и учебе. Она дает нам свет, тепло, приводит в движение различные механизмы, облегчающие труд человека. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Порой она может быть очень опасной для жизни, может нанести серьезную травму, ожог.

Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил.

Кто знает, как нужно обращаться с электроприборами?  Как вести себя рядом с линиями электропередачи и электроподстанциями?

Дома:

-Нельзя тянуть вилку из розетки за провод;

-Нельзя браться за провода бытовых электроприборов мокрыми руками;

-Нельзя пользоваться неисправными электроприборами и разбирать их включенными в розетку;

На улице:

-Нельзя залезать на опоры линий электропередачи, подходить к оборванному проводу ближе, чем на 10 метров;

-Нельзя разжигать костры, складывать воспламеняющиеся предметы под проводами;

-Нельзя ловить рыбу вблизи линий электропередачи;

-Нельзя запускать воздушных змеев и планеры возле энергообъектов;

-Нельзя забрасывать какие-либо предметы на провода и трансформаторы;

-Нельзя открывать двери трансформаторных подстанций и электрощиты на лестничных площадках, играть вблизи энергообъектов.

- Нельзя во время грозы купаться в водоемах, прятаться под деревьями. Надо идти домой.

И еще нужно запомнить: если вы увидели, что кто-то попал под действие электрического тока, немедленно позовите на помощь взрослых.

Вопрос 1: от чьих ударов нужно оберегаться?

Дети. От электрического тока. (Слово электричество)

Что освещает наш дом?

Дети. Лампочка,

Какими руками нельзя трогать электрические приборы?

Дети. Мокрыми.

Правильно, ребята! Видно вы внимательно слушали . А теперь следует вопрос: каким бывает электрический ток, если выполнять все правила при обращении с ним?

Дети. Добрым.

Молодцы! Вы не устали?

 Ну, так вот, слушайте: под чем нельзя стоять во время грозы?

Дети. Под деревом.

Очень хорошо, ну а какой бывает электрический ток, если его разозлить?

Дети. Злой.

Ну вот и последний вопрос: что любят все дети, но этого нельзя делать во время грозы?

Дети. Купаться!

Вы, ребята, должны всегда помнить, что электрооборудование опасно для жизни и здоровья. Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно может быть опасно! Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования электроприборами, быть внимательными на улице!

Теперь мы с вами изучим знаки, которые предупреждают об опасности тока. (показ слайдов с комментариями).

В конце урока – показ мультипликационного фильма об электробезопасности.

Конспект занятия "Волшебное электричество"

Цели: 

  • дать представление детям об электричестве, электроэнергии,
  • знакомить с причиной появления статического электричества;
  • учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
  • расширять представления детей о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
  • закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
  • способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
  • развивать мыслительную активность, наблюдательность;
  • воспитывать желание экономить электроэнергию, развивать интерес к познанию окружающего мира.

Интеграция: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, музыка. 
Материал: цветные воздушные шарики, пластмассовые палочки, мелко нарезанная бумага в форме бабочек, кусочки шерстяной ткани, мультимедийное оборудование, запись песни "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". 
Словарь: электричество, электроэнергия, электроприборы, электрический ток, провода, батарейка. 
Предварительная работа: беседы о бытовых электроприборах, рассматривание соответствующих картинок, изучение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами. 
Формы работы: беседа, рассматривание, наблюдение, экспериментирование, отгадывание загадок, исполнение танца. Ход занятия. 1.Организационный момент. Дети входят в зал, встают по кругу, берутся за руки. 
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Ведь мы сегодня отправимся в страну волшебных предметов. Согласны? 
Дети садятся на стульчики. 
2.Беседа. 
- К нам в гости придет сказочная героиня. Отгадайте, кто она? Она не боится работы, Красива и очень мила. Всё время в трудах и заботах У мачехи злобной была. Но крестная фея однажды На бал ей попасть помогла. Там принца она повстречала Но туфельку там потеряла. (Золушка). 
- Про бедную Золушку сказку читаю, Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю. Не справиться золушке с тяжкой работой, А на балу во дворце оказаться охота. Никто не оценит стараний бедняжки! Однако работает, сил не жалея, Надеется только на добрую фею. - Поможем Золушке? Как помочь ей? Что поможет золушке быстрее справиться с тяжелой работой? Дети: наши помощники – электроприборы. - Да, действительно, электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Вот и тебе, Золушка, помогут электроприборы. А какие и как они работают, расскажут ребята. 
3. Отгадывание загадок. Пыль найдет и вмиг проглотит Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот, нос, Коврик чистит…(пылесос) 
То назад, то вперед ходит, бродит пароход, А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. Остановишь - горе, продырявит море. ( утюг). 
Посмотри на меня В брюхе жарко у меня, А в носу моем дыра. Когда все во мне кипит, Из нее пар валит. (чайник) 
Наша тетушка игла Строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, Будет платье вашей дочке.( швейная машинка ) 
Белый шкаф стоит в углу, В нашей кухне на полу. В нем морозно даже летом Кто мне скажет: что же это? (холодильник) 
4. Рассказ воспитателя об электричестве
- А что же такое невидимое заставляет эти приборы трудиться? Дети: Электрический ток. - А откуда берется электричество? 
- Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем. 
5. Игра "Ток бежит по проводам". 
Дети встают в круг, берут в руки веревочку с узелками, поочередно перехватывают узелки, говорят слова: 
Ток бежит по проводам, Свет несет в квартиры нам. Чтоб работали приборы: Холодильник, телевизор, Кофемолка, пылесос, Ток энергию принес. 
-- Ребята, скажите, а в природе, где можно встретить электричество? 
Молния – это такой мощный заряд электричества. А вы когда-нибудь слышали, как трещит ваша одежда, когда ее снимаешь? В нашем зале тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? Дети: розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники и т.п. - Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы. А вот много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось человеку. Вот как нашей Золушке. Давайте вернемся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. 
6. Игра "Что есть, что было" Дети на слайдах видят современный электроприбор и называют, предмет, какой заменял его в прошлом. 
Настольная лампа- свеча 
Пылесос - веник 
Электроплита – очаг (костер) 
Стиральная машина- корыто 
- Да, посмотрите, сколько бытовой техники усовершенствовал человек с помощью электричества. Электричество – это великое открытие. Ученые научились получать электрический ток около 200 лет назад. Сейчас все предприятия в городе работают с помощью электричества. Человеку помогают компьютеры, станки, роботы. 
- А где еще есть электрический ток? ( на железной дороге) 
-- С помощью чего движется поезд? ( его приводит в движение электрический ток). 
7.Беседа о безопасном обращении с электричеством. 
- Золушка, электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята? Как нужно пользоваться электроприборами? Дети рассказывают правила безопасного обращения с электроприборами с помощью картинок. 
Правила: 
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара. 
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку. 
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни. 
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам. 
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы. 
Гвоздики и пальчики 
В розетку не вставлять. 
Электричество опасно- 
Это каждый должен знать! 
6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами. 
- Понятно, Золушка, как стоит обращаться с электроприборами. Они тебе помогут быстро справиться с трудной работой. 
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. 
Я приглашаю вас в страну волшебных предметов, где мы научимся ловить электричество. Дети подходят к воспитателю. - Чтобы попасть в эту страну надо закрыть глаза, сосчитать до десяти и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка). 
Вот мы и в волшебной стране! 
8.Экспериментальная деятельность. 
1 опыт. 
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену. 
Дети пытаются это сделать. 
- Почему это шарик висит, а остальные – нет? Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене. 
Вывод: в волосах "живет" электричество. 
2 опыт. 
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, и они будут притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде. 3 опыт. У меня в руках часы, но они не ходят, почему? Действительно, в них нет батарейки. Надо вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу. Часы заработали? Почему? Когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали. 
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. - В каких еще предметах есть батарейки, неопасное электричество? 
- Молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до 10 и обратно. (Дети выполняют, звучит музыка) Вот мы в садике опять. 
-Посмотрите на Золушку. Какая она стала красивая, нарядная. Золушка благодарит нас за то, что при помощи электроприборов, она все успела сделать и попала на бал. У нее прекрасное настроение, и она приглашает нас потанцевать 
9. Танец "Встаньте в круг" Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Дети танцуют. 
10.Подведение итогов. 
- С чем мы сегодня познакомились на занятии?( с электричеством) 
- Где "живет" электричество? 
 - Электричество – наш друг или враг? 
- Что будет, если не электричество кончится? 
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? ( уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.) 
Так давайте же, друзья, 
Возьмемся очень дружно 
Электричество беречь 
И экономить нужно!

Цели:

  • Закрепить знания правил пожарной безопасности.
  • Расширить представления детей о правилах обращения с электроприборами.
  • Развивать умение избегать опасности, наблюдательность, внимание.
  • Довести до понимания детей необходимость бережного отношения к себе и другим.

Оборудование: оформление комнаты Незнайки, в которой много электроприборов: микроволновая печь, тостер, электродуховка, телевизор, магнитофон, компьютер. Для игр: воздушный шарик, карточки-знаки, картинка “Утюги с перепутанными шнурами”

Предварительная работа: беседы с детьми по электробезопасности, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений.

Действующие лица:

Незнайка
Синеглазка
Знайка
Сиропчик
Медуница

Ход занятия

Воспитатель (в группе): Дорогие мальчики и девочки, к нам сегодня пришло письмо от Незнайки. Он приглашает нас в гости в Цветочный город. Примем его приглашение? /да/ Отправляемся в путь.

Дети с воспитателем идут в музыкальный зал. Их встречает Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, малыши и малышки! Я вас жду с нетерпением. Проходите, проходите!

Воспитатель вместе с детьми: Здравствуй, Незнайка!

Дети проходят в зал, садятся на стульчики.

Незнайка: Ко мне уже пришли мои друзья: Синеглазка, Медуница, Сиропчик.

Малышки на кухне помогают готовить угощение. Синеглазка разогревает в микроволновой печке пиццу, в тостере жарятся тосты, Медуница печет пирог в электродуховке к чаю /электрический чайник я уже включит – нагревается/, и взбивает сливки миксером. М–м-м-м! Вкуснятина! А Сиропчик в компьютерные игры играет.

Герои выполняют действия, названные Незнайкой/

Незнайка: А мы с вами включим телевизор, магнитофон, чтобы всем было ве-се-ло!!!

Незнайка включает телевизор, магнитофон, начинает танцевать с детьми танец “Веселые утята”.
Внезапно свет выключается в первой половине зала, перестают работать электроприборы.

Незнайка: Ой! Что случилось? Мы только начали веселиться! Кто же выключил свет?

Дети высказывают свои предположения.

Незнайка: Мы что при фонарике веселиться будем. Где-то он у меня в кармане завалялся. Вот он! (Достает из кармана фонарик, зажигает.)
Раздается стук в дверь. Заходит Знайка. Незнайка освещает его фонариком.

Знайка: Здравствуйте! Ну, что доигрались! Рассказывайте, что произошло?

Незнайка: Ничего не понимаю, просто телевизор смотрели, музыку слушали.

Синеглазка: А мы угощение готовили.

Знайка: Всё понятно. Электропроводка не выдержала! Вы включили все электроприборы сразу, и все отключилось. Я сейчас все починю.

Знайка уходит.

Незнайка: Подумаешь! Все то он знает!

Скоро зажигается свет. Знайка возвращается.

Знайка: Всё в порядке. Незнайка, с электроприборами надо обращаться аккуратно!

Незнайка: Ну, начинается! Опять учить вздумал!

Воспитатель: Незнайка, не обижайся! Твой друг Знайка совершенно прав. В наших домах много электрических приборов. Все эти вещи – наши хорошие помощники в хозяйстве и без них мы уже не можем обходиться: разогреваем обед на электрической плите, работаем на компьютере, гладим бельё, пылесосим, смотрим телевизор. Но многие из них таят в себе опасность. С ними нужно обращаться очень осторожно. Давайте отгадаем загадки и узнаем, какие электроприборы помогают нам в быту.

Два соседа-колеса 
Собирают голоса, 
Друг от друга тянут сами 
Поясочек с голосами. 
(Магнитофон)

Посмотри на мой бочок, 
Во мне вертится волчок. 
Никого он не бьёт, 
Зато всё собьёт! 
(Миксер)

Только я, только я 
Я на кухне главная. 
Без меня, как не трудитесь 
Без обеда насидитесь. 
(Электроплита)

Он охотно пыль вдыхает, 
Не болеет, не чихает. 
(Пылесос)

Не радио, а говорит, 
Не театр, а показывает. 
(Телевизор)

То назад, то вперёд 
Ходит-бродит пароход. 
Остановишь – горе! – 
Продырявишь море. 
(Утюг)

Незнайка: Молодцы, малыши и малышки, все загадки разгадали.

Знайка: Незнайка, надо знать, как вести себя при использовании бытовых приборов. Чтобы не потерять здоровье или жизнь, надо соблюдать определённые правила. Запомни хорошенько, ни в коем случае нельзя прикасаться руками к голым проводам, которые могут торчать сами по себе; нельзя даже пытаться засовывать в розетки пальчики, проволочки, да и вообще что-либо; ещё ни в коем случае нельзя лезть внутрь электроприборов, даже если они отключены от розетки!

Незнайка: А что, мальчики и девочки знают правила, как обращаться с электроприборами? Это я один такой неученый?!

Воспитатель: Незнайка, мы с удовольствием научим тебя.

Дети:

Электричество опасно –
Это каждый должен знать!
Чтобы пальчик или гвоздик
Вдруг в розетку не совать!

Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь!

Тостер, миксер, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!

Знайка: Мальчики и девочки прекрасно знают правила обращения с электроприборами. Пора, Незнайка, и тебе их выучить, а то недалеко и до пожара.

Незнайка: Разве может случиться пожар?! Мы же не баловались спичками (это я знаю – спички не игрушка!), ничего не поджигали.

Знайка: Нередко причиной пожара становится наша забывчивость, невнимательность, торопливость, например, оставленный включенный утюг, электрочайник, телевизор. Постарайтесь запомнить простое правило. Уходя из дома, нужно не спеша пройти по всем комнатам, зайти на кухню. Выключить из розеток все электроприборы, погасить всюду свет.

Нельзя включать все электроприборы сразу, как ты это сделал, Незнайка. Может произойти короткое замыкание – одна из причин пожара.

Незнайка: Я все запомнил! Давайте играть – я же вас в гости пригласил!

Знайка: Хорошо, Незнайка. Я знаю игру, которая позволит тебе лучше усвоить всё, о чем мы говорили. Мальчики и девочки будут помогать тебе.

Игра “Если возник пожар”

Дети стоят в кругу. В руках ведущего воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Если участник игры ответил неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к ведущему.

Ведущий:

Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар, 
Там всегда грозить нам будет
Злой …

Ребенок: пожар. (Передача мяча.)

Ведущий:

Раз, два, три, четыре –
У кого пожар ….?

Ребенок: в квартире. (передача мяча)

Ведущий:

Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил…?

Ребенок: утюг. (Передача мяча.)

Ведущий:

Красный отблеск побежал.
Кто с розеткою…?

Ребенок: играл. (Передача мяча.)

Ведущий:

Ты запомни, юный друг:
Ток не любит мокрых рук.
Прежде чем прибор включать,
Надо руки…

Ребенок: вытирать. (Передача мяча.)

Ведущий: Помни каждый гражданин это номер…

Ребенок: ноль один. (Передача мяча.)

Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных…

Ребенок: вызывай. (Передача мяча.)

Незнайка: Я еще хочу поиграть, да и мальчики с девочками тоже.

Знайка: Хорошо. Следующая игра на внимание.

Дидактическая игра “Проверь, все ли утюги могут работать”

Оборудование: картинка, на которой нарисованы электрические утюги с перепутанными шнурами; один из них не включен в розетку.

Воспитатель предлагает проверить шнуры утюгов и найти тот, который не включен в розетку.

Знайка: У меня есть карточки- знаки (на красных кругах):

Х – НЕЛЬЗЯ САМОМУ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! 
! – ОСТОРОЖНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!

Давайте прикрепим их к соответствующим электроприборам.

Дети с Незнайкой прикрепляют знаки.

Х – на миксер, электродуховку, утюг, микроволновую печь. 
! – телевизор, компьютер, магнитофон.

Знайка: Вот теперь, Незнайка, я уверен, что никаких неприятностей с тобой больше не произойдет.

Синеглазка и Медуница: Дорогие друзья, у нас угощение готово. Давайте пить чай.

Чаепитие.

Воспитатель: Спасибо. Как хорошо и полезно мы провели время у тебя в гостях, Незнайка. Нам пора возвращаться в группу.

Используемая литература

  1. В конспекте использовались дидактические игры из книг.
  2. “Как обеспечить безопасность дошкольников” под редакцией К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной, Л.К. Кондрыкинской – М. Просвещение,2004.

“Пожарная безопасность” Е.Ф. Прилепко – М. Издательство “Скрипторий2003”,2009.

Памятка по электробезопасности  
Дорогие ребята!
     Во избежание несчастных случаев от поражения электрическим током, необходимо твердо знать и неуклонно выполнять   основные  правила электробезопасности!
1. Уходя из дома и даже из комнаты, обязательно выключайте телевизор, магнитофон, утюг и другие электрические приборы.
2. Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток.
3. Не подходи к оголённым проводам и не дотрагивайся до них.
4. Не включай электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток.
5. Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку.
6. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
7. Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым.
8. Не подходи к провисшим или оборванным проводам.
9. Не разбивай из озорства крышки выключателей, звонков, не подвергай опасности жизнь других людей.

Тема: «Чтобы с тобой не случилась беда,

                      правила эти помни всегда»

Цели : закрепить правила безопасного обращения с электроприборами, предупредить возможные  негативные ситуации для ребенка;

развивать внимание, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, ответственное отношение к своей жизни и здоровью.

 Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку:

По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это – … (электричество)

        Молодцы! Сегодня  мы поговорим о том, какое значение имеет электричество в нашей жизни. Трудно представить себе современный мир без электричества. Сейчас электричество есть в каждом доме.  Про электричество можно сказать, что он наш друг и помощник. Когда мы называем его своим другом?

Дети: Он наш друг, потому что  оно даёт нам свет

Воспитатель: Правильно! С его помощью работают все электроприборы.

Воспитатель: А может ли электричество быть нашим врагом?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда оно может быть нашим врагом?(ответы детей)

Воспитатель: Электричество может стать нашим врагом, если с ним неправильно обращаться.  Электричество невидимо, без запаха и цвета. Его нельзя обнаружить без специальных технических приборов, поэтому оно чрезвычайно опасно. Чтобы не подвергать риску свою жизнь и здоровье, мы всегда должны помнить и соблюдать простые правила.

Чтение стихов детьми

       

1.Папа и мама сынишку бранят,
  К розетке ему подходить не велят:
“Запомни! Что злой и опасный, как зверь,
 Ток электрический прячется в ней!”

  1. Если ты пошёл гулять
    Или друга провожать,
    Закрывая в доме дверь,
    Всё ли выключил, проверь!
  2. Телевизор и компьютер
    Наши верные друзья,
    Только мокрыми руками
    Прикасаться к ним нельзя!
  3. Задымился если вдруг
    Электрический утюг,
    Что ты должен сделать, детка?
    Вынуть вилку из розетки.
  4.   Чтобы с тобой не случилась беда,
           За провода не берись никогда.
       Правило это помни, дружок!
         Не любит шутить электрический ток!

       Воспитатель:  К печальным последствиям могут привести игры вблизи        линий электропередачи, а нередко озорство и лихачество отдельных ребят подвергает опасности жизнь и здоровье других людей. Вот послушайте одну историю о том, как два мальчика решили поиграть с электричеством.  

“Два мальчика из озорства разбили в подъезде пластмассовую крышку выключателя. Возвращаясь с работы, женщина в темноте не увидела, что крышка выключателя отсутствует, протянула руку, чтобы включить свет и была смертельно поражена электрическим током.”

      Воспитатель: Правильно ли дети поступили? Какие советы вы могли дать этим мальчикам? (ответы детей)

      Воспитатель: Запомните, разбивая из озорства крышки выключателей, звонков, делая набросы на провода, вы, тем самым, совершаете поступок равный преступлению, так как это может привести к гибели людей. Предлагаю    подумать  и ответить на вопрос « А как поступил бы Ты?»

  • Возвращаясь из школы  домой, Миша, увидел валявшуюся на лестничной площадке крышку от разбитого выключателя.
    а) Миша прошёл мимо, не придав этому никакого значения.
    б) Миша позвал соседей, чтобы предупредить их об опасности, и попросил вызвать электрика.
    в) Так как родителей не оказалось дома, Миша взял отвёртку и решил починить выключатель сам
  • Маша пылесосила в комнате. Вдруг раздался треск, из пылесоса пошёл дым и загорелся провод.
    а) Маша побежала на кухню, чтобы набрать воды и залить огонь.
    б) Маша испугалась и убежала к подружке.
    в) Маша отключила пылесос от розетки, набросила на пылесос одеяло и побежала звать на помощь взрослых.

Воспитатель: Ребята! Порой кажется, что беда может произойти с кем угодно, только не с нами. Это обманчивое впечатление! Будьте осторожны! Берегите свою жизнь и жизнь окружающих вас людей!

предупреждающие плакаты и знаки электробезопасности

http://festival.1september.ru/articles/647593/img1.jpg

http://festival.1september.ru/articles/647593/img2.jpg

http://festival.1september.ru/articles/647593/img3.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Волшебство электричества» (с использованием ИКТ)

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира     через организацию опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект по основам безопасности для детей старшей группы на тему: «Электроприборы и электричество»

Конспект  по основам безопасности для детей старшей группы на тему:«Электроприборы и электричество»Подготовила: Потапенко В. В.Цель: Создание условий для формирования у детей старшего...