Создание условий в ДОУ для реализации детьми проектной деятельности в соответствии с ФГОС
учебно-методический материал на тему

Мандрыка Татьяна Николаевна

    Реализация проектов происходит через различные виды деятельности

(творчскую, экспериментальную, продуктивную). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mandryka_t.n._ds_no3.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №2 структурное подразделение д/с №3

Создание условий в ДОУ для реализации детьми проектной деятельности в соответствии с ФГОС

                                                                                          Воспитатель первой

                                                                                         квалификационной  

                                                                          категории

                                                                                   Мандрыка Т.Н.

Что такое проект?

это специально организованный воспитателем, выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого  проекта

  • Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
  • Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
  • Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Проект – это 5 «П»

  • Проблема; 
  • Проектирование или планирование; 
  • Поиск информации; 
  • Продукт;
  • Презентация. 

Запомнить просто – пять пальцев руки

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.). 

Реализация проектов

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности

(творчскую, экспериментальную, продуктивную). 

Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Исследовательская активность активизируется за счет:

  •  проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать   

     всё новые проблемы, 

  •  использования операций сравнения и сопоставления, 
  •  проблемного изложения информации педагогом,
  •  организации опытов и экспериментов.

Советы воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко изучить тематику проекта
  •  Подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  •  Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Организация образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:

1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования (в группах; на детских игровых площадках в зависимости от сезона; дополнительных развивающих помещениях). Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности необходимо оборудовать и оснастить Центр экспериментирования (или «Детская лаборатория») включающий в себя в старших группах следующее оборудование:

приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена… и т. д. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов:

очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:

проектную деятельность, организованную педагогом;

проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды) ;

познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;

демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

долгосрочные наблюдения – эксперименты.

3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности:

разработать или использовать уже существующие в дошкольной педагогике (например: «Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности» разработанная профессором А. И. Савенковым: «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы»).

В нашем детском саду сегодня созданы центры:

- «Наблюдатель» - наблюдения за комнатными растениями и эксперименты с огородом на окне;

 - «Исследователь» - опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, и др. При оборудовании центра учитывались требования ФГОС ДО: безопасность, доступность;

Поставлены задачи для приобретения оборудования для исследовательской деятельности,  разрабатываем картотеку опытов по старшей и подготовительной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотеку наблюдений. После оборудования прогулочных площадок планируем организовать экологическую тропу, где дети будут наблюдать за деревьями и фиксировать в паспорте тропы здоровья.

- «Поиграем» - игровой центр, содержит развивающие игры и упражнения;

 - «Читалка» - литературный центр, содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.

Организован кружок «Цветочный хоровод» под руководством Галочкиной Елены Николаевны.

Ведется кружок «Топтыжка» под руководством Каструбской Евгении Анатольевны.

В группах оборудованы зоны по оздоровлению «Здоровичок», «Юные спортсмены» - содержат нестандартное оборудование для самомассажа и профилактики плоскостопия.

Анкетирование родителей и педагогов - способствует оценке условий для реализации проекта. Содействие повышению квалификации педагогов: обучающие семинары, семинары практикумы, памятки и рекомендации - «Развитие поисково-исследовательской активности через экспериментирование», «Создание развивающей среды в группе для активизации познавательной активности детей.

         Включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы работы. Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы;     опыты; дидактические игры;        моделирование ситуаций; трудовые поручения. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности или проблемная ситуация.

Проводимая работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Родители поддерживают, направляют детей на выполнение опытов дома. Помогают в оформлении разнообразных коллекций, создают совместные детско-родительские проекты, привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для родителей разработаны рекомендации, проводятся родительские собрания, например, «Как поддерживать интерес детей к исследованию». С помощью презентации родители знакомятся с разными темами исследовательских работ. В уголке для родителей действует рубрика «Поэкспериментируем?!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию по теме " Создание условий для художественно- эстетического развития детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО"

данный  план   отражает  мою  работу  по художественно-  эстетическому  развитию  детей  в  соответствии  с ФГОС  ДО  как  с ...

«Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

Каждый ребенок -  художник.                         Трудность в том, чтобы ...

План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».

laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...

Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»

Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....

Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обосно...

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...