Создание условий в ДОУ для реализации детьми проектной деятельности в соответствии с ФГОС
учебно-методический материал на тему
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности
(творчскую, экспериментальную, продуктивную).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mandryka_t.n._ds_no3.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №2 структурное подразделение д/с №3
Создание условий в ДОУ для реализации детьми проектной деятельности в соответствии с ФГОС
Воспитатель первой
квалификационной
категории
Мандрыка Т.Н.
Что такое проект?
это специально организованный воспитателем, выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого проекта
- Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
- Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
- Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проект – это 5 «П»
- Проблема;
- Проектирование или планирование;
- Поиск информации;
- Продукт;
- Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Реализация проектов
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности
(творчскую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя - создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Исследовательская активность активизируется за счет:
- проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать
всё новые проблемы,
- использования операций сравнения и сопоставления,
- проблемного изложения информации педагогом,
- организации опытов и экспериментов.
Советы воспитателю по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта
- Подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Организация образовательной работы с детьми по проектной деятельности заключается в следующем:
1. В преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования (в группах; на детских игровых площадках в зависимости от сезона; дополнительных развивающих помещениях). Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к проектной деятельности необходимо оборудовать и оснастить Центр экспериментирования (или «Детская лаборатория») включающий в себя в старших группах следующее оборудование:
приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена… и т. д. ;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги;
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
2. Наработке практических материалов, позволяющих осуществлять деятельностный подход в процессе реализации проектов:
очень важно сделать в начале года перспективное планирование проектной деятельности в каждой возрастной группе дошкольников. Планирование детской проектной деятельности должно включать в себя:
проектную деятельность, организованную педагогом;
проектную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности посредством развивающей среды) ;
познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами проектной деятельности;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения – эксперименты.
3. Подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности, исследовательской (проектной) деятельности:
разработать или использовать уже существующие в дошкольной педагогике (например: «Диагностика развития способностей к исследовательской деятельности» разработанная профессором А. И. Савенковым: «Развитие умений делать выводы и умозаключения», «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы»).
В нашем детском саду сегодня созданы центры:
- «Наблюдатель» - наблюдения за комнатными растениями и эксперименты с огородом на окне;
- «Исследователь» - опыты с использованием оборудования: лупы, компасы, глобус, и др. При оборудовании центра учитывались требования ФГОС ДО: безопасность, доступность;
Поставлены задачи для приобретения оборудования для исследовательской деятельности, разрабатываем картотеку опытов по старшей и подготовительной группе, по видам исследований (почва, воздух, металл и др.), картотеку наблюдений. После оборудования прогулочных площадок планируем организовать экологическую тропу, где дети будут наблюдать за деревьями и фиксировать в паспорте тропы здоровья.
- «Поиграем» - игровой центр, содержит развивающие игры и упражнения;
- «Читалка» - литературный центр, содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы.
Организован кружок «Цветочный хоровод» под руководством Галочкиной Елены Николаевны.
Ведется кружок «Топтыжка» под руководством Каструбской Евгении Анатольевны.
В группах оборудованы зоны по оздоровлению «Здоровичок», «Юные спортсмены» - содержат нестандартное оборудование для самомассажа и профилактики плоскостопия.
Анкетирование родителей и педагогов - способствует оценке условий для реализации проекта. Содействие повышению квалификации педагогов: обучающие семинары, семинары практикумы, памятки и рекомендации - «Развитие поисково-исследовательской активности через экспериментирование», «Создание развивающей среды в группе для активизации познавательной активности детей.
Включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, коллекционирование, путешествия по реке времени и другие формы работы. Исследовательская деятельность помогает ребенку выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; трудовые поручения. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности или проблемная ситуация.
Проводимая работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Родители поддерживают, направляют детей на выполнение опытов дома. Помогают в оформлении разнообразных коллекций, создают совместные детско-родительские проекты, привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для родителей разработаны рекомендации, проводятся родительские собрания, например, «Как поддерживать интерес детей к исследованию». С помощью презентации родители знакомятся с разными темами исследовательских работ. В уголке для родителей действует рубрика «Поэкспериментируем?!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий в ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС
...
план работы по самообразованию по теме " Создание условий для художественно- эстетического развития детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС ДО"
данный план отражает мою работу по художественно- эстетическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО как с ...
«Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».
Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы ...
План – программа «Художественно – эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности в соответствии с ФГОС».
laquo;Цветные чудеса».Данный проект способствовал успешному овладению детьми нетрадиционными техниками рисования.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развити...
Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»
Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....
Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обосно...
«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...