ИКТ в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Луговская Надежда Александровна

Применение ИКТ в практической работе (из опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3

«ЧЕБУРАШКА»

Опыт работы:

Информационно - коммуникационные технологии  (ИКТ)   в      нравственно-патриотическом  воспитании дошкольников

ЛУГОВСКАЯ  НАДЕЖДА  АЛЕКСАНДРОВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

      Цель нравственно-патриотического воспитания - пробудить у детей  интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее прошлому. Поиск  содержания, средств, методов, осуществляемых педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, а так же появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное. Важная роль в этом процессе принадлежит информационно-коммуникационым технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют. Внедрение  в образовательный процесс новых информационных средств наряду с другими призвано обогащать представления детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

        Одной  из наиболее удачных форм подачи познавательного материала можно назвать применение электронных презентаций. Это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, изображение и звук, то есть те факторы, которые способны привлечь и  удержать внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность скомпоновать материал, учитывая возраст, уровень развития, запас знаний, что позволяет проводить работу в данном направлении продуктивнее. Применять  можно на различных этапах занятия – при изучении нового материала, на закрепление пройденного. Цифровые ресурсы мобильны. Удачно подобранный материал для презентации (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность. Соблюдается основной  принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала и формирует познавательную активность. Возможности использования ИКТ в условиях детского сада было бы более эффективным при наличии компьютера, интерактивной доски. Но пользуемся тем, что есть – телевизор и проигрыватель DVD.

      В своей работе я использую видеофильмы,  презентации, созданные самостоятельно. Так,  познакомив  детей с понятием «малая» Родина, после проведенного занятия по данной теме (беседа о селе, его жителях, улицах, достопримечательностях, памятных местах ), детям был показан видеофильм. Показ фотографий с видами села сопровождается песней «Малая Родина» в исполнении Я.Евдокимова. Дети узнают  на фото свои любимые места в селе, свою  улицу, школу, детский сад и представление о «малой» Родине для детей перестает быть чем-то абстрактным. И, просят повторить не просто фильм, а фильм-песню о «нашей малой Родине». При просмотре – подпевают. Когда пришло время познакомить детей с историей села, возникла проблема в подборе наглядного материала. Рассказ без него был неполным. Ведь воображения детей недостаточно для того, чтобы представить незаселенные места, полноводную реку, которая с течением времени превратилась в речушку и пр.. Для обобщения представлений детей об образовании села подбирала картинки из Интернета так, чтобы дети увидели местность такой, какой ее увидели их предки - переселенцы : широкая полноводная река, просторные луга, сопки и пр. А так же то, чем богаты здешние места. Вначале  был просто показ слайдов, и только после того, как дети усвоили материал, слайды были мной смонтированы в фильм и озвучены. Просмотр фильма дает детям возможность окунуться в прошлое и более верное представление об истории рождения села. Очень нравится моим детям песня «Моя Россия» Г. Струве. Они поют ее с удовольствием. Понятия «Родина», «Отечество» сложны для восприятия  детьми. Использовала  презентацию на эту песню из Интернета, дети смотрели с интересом, но все-таки я решила создать презентацию, включив в видеоряд  фотографии  детей группы. Это способствует формированию чувства сопричастности маленьких жителей дальневосточного села к жизни огромной страны – России.

      Невозможно оценить уровень наличия   патриотических чувств у детей в полном объеме, так как чувства любви, привязанности, сопричастности мониторингу не поддаются. Но если ребенок:

- знает свое имя, отчество, фамилию, название села, района , края;

- называет улицы села и знает,  почему они носят такие названия;

- узнает флаг, герб, гимн России;

- проявляет интерес к прошлому села и страны, к творческому наследию, к народным промыслам;

-в общении с близкими и товарищами проявляет только лучшие человеческие качества;

-заботится об окружающей среде и проявляет познавательную активность в отношении ее (а таких детей в моей группе подавляющее большинство), то можно сказать, что начало нравственно-патриотическому  воспитанию положено.

     Критериями эффективности работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с применением ИКТ  считаю следующее:

-положительную динамику личностного роста  детей – развитие у детей чувства собственного достоинства, ощущения сопричастности к жизни  семьи, детского сада, села, страны;

-повышение их информационной  осведомленности – дети больше узнают об окружающей действительности, об истории села и страны, о природе и пр. ;

  - возрастание интереса детей, их родителей к истории и культуре родного края – в ходе работы возникают вопросы, желание больше узнать о крае , в котором  проживаешь. Тесная взаимосвязь с родителями является  важным условием нравственно-патриотического воспитания детей.  Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

-развитие социальной активности детей - участие в мероприятиях, приуроченных к народным праздникам, к Дню Победы, Дню села и другим праздникам .

       Использование новых технологий  в образовательном пространстве дошкольного учреждения способствует профессиональному мастерству педагогов. Задача их — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. А для того, чтобы решать образовательные задачи более рационально, с использованием компьютерных технологий, работники дошкольных учреждений осваивают компьютерные программы, Интернет. Внедрение в детском саду информационно-компьютерных технологий создает благоприятные условия для развития познавательной активности детей.