Формирование готовности старших дошкольников к школе в игровой деятельности
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гасумова Парвана Гадыр кызы

В статье гооворится о готовности к школе как , многокомпонентном образовании и роли игровой деятельности в формировании готовности старших дошкольников к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование готовности старших дошкольников к школе в игровой деятельности

Содержание

Введение

  Теоретические основы формирования готовности старших дошкольников к школе в игровой деятельности

  1. Формирование готовности старших дошкольников к школе в педагогике и психологии

1.2 Роль игровой деятельности в формировании готовности старшего дошкольника к школе

Заключение

Список литературы

 Введение

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, впервые разработан ФГОС дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус суверенной и самоценной ступени образования.

Ключевая установка  стандарта  - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Ребенок-выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

При этом главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они смогли спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.

Формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Вопросы формирования готовности к обучению в школе рассматривают ученые: Божович Л.И., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Мухина В.С., Керн А, Безруких М.М., Кравцова Е.Е.и многие другие.

Асмолов А.Г., ведущий эксперт в сфере дошкольного образования, директор Федерального института развития образования  отметил, что "Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры".[2]

В ФГОС дошкольного образования, в отличие от ФГТ, игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей.

Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, например, авторы новой редакции Примерной  общеобразовательной программы дошкольного образовании «От рождения до школы» дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение игры незаслуженно принижается. Многие педагоги и родители больше думают, как  раньше ребенка научить читать и писать. А между тем игра таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности.

В игровой деятельности  формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать  коллективно. Все это необходимо будущему школьнику.[17]

Школа – это большая игра со многими правилами, и ребенок, не научившийся полноценно (и, главным образом, по правилам) играть в дошкольном детстве, оказывается неготовым выполнять требования школы.

Таким образом, вопрос о влиянии  игровой деятельности в формировании готовности дошкольника к школе, очень актуален. Применение игры  во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста, позволит существенно повысить уровень его подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности.

  Теоретические основы формирования готовности к школе старших дошкольников в игровой деятельности

1.1 Формирование готовности детей к школе в педагогике и психологии

Формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько. Он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьных учителей, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети. Однако единого и четкого определения понятия «готовность к школе» пока нет, ровно как до конца не установлены наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

Исследованием подготовки детей к школе занимались ученые под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка [26]. 

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Кравцовой Е.Е., проблема готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности [14]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе.

По мнению Керна А., поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях [25].

Безруких Л.М. считает, что готовность ребенка к обучению в школе – это уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка [4].

Венгер Л.А. трактует понятие готовность к школе как определенный уровень: социальных умений, включающих умения общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение, развитие тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено (это организация деятельности, развитие речи, моторики, координации, а также личностного развития характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию) [7].

Вопросы формирования готовности к обучению в школе рассматривают также ученые: Божович Л.И., Мухина В.С., Фридман Л.М. и многие другие.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также готовность к новой форме социальных отношений, в ситуации школьного обучения.

Понимая, готовность к школьному обучению как многокомпонентное образование, к числу ее компонентов можно отнести:

  • физиологическую готовность;
  • интеллектуальную готовность;
  • личностную (мотивационную) готовность;
  • социально-психологическую готовность.

Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения.

Физиологическая готовность.  Готовность ребенка к обучению в школе определяется, прежде всего, его анатомо-физиологическим и психическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает вовлечение его в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) отмечается бурное  развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной [21].

В возрасте 6 -7 лет происходят значительные изменения в нервной системе ребенка, прежде всего это касается головного мозга, его строения и работы. И это очень важно, так как именно этот орган играет решающую роль в усвоении новых знаний, обеспечивает деятельность учения. Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов – возбуждения и торможения: возрастает возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогает ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями, с возросшими требованиями старших, что важно для нового этапа его жизни – поступления в школу.

В старшем дошкольном возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В тоже время,  мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонко координированные движения при письме, развиты еще недостаточно.  Поэтому первоклассникам так трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают.

С началом обучения в школе значительно возрастает нагрузка на зрение. Обнаружив,  у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, телевизор и т.д.), увеличить длительность прогулок, игр на улице, заняться закаливанием.

В возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому, с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Нужно помнить о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основе,  которой делается заключение о физиологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность образного мышления, воображения, творчества, основ словесно-логического мышления, а также владение средствами познавательной деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием таких способностей, как способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность [27].

При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в школе. Хорошая  обучаемость ребенка косвенным образом свидетельствует о существовании учебной мотивации, поскольку обучение чему-то новому возможно только при наличии познавательного интереса и желания хорошо справиться с заданием. Качественное же выполнение задания означает, что ребенок успешно прошел, предшествующие фразы развития в дошкольном детстве и теперь может обучаться в школе

Выготский Л. С. один из первых, четко сформулировал мысль, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления [8]. С этой точки зрения быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Ребенок, который не способен следить за рассуждением учителя и вслед за ним приходить к простейшим выводам, является еще не готовым к обучению в школе.

Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является объем знаний, которым он владеет. Безусловно, определенный кругозор, представления ребенка о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы как фундамент, на котором строится усвоение нового. Но это далеко не все. Программа начальной школы потребует от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы, т. е. достаточно развитых способов познания. Однако высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Следовательно, мышление является одним из наиболее важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

   Личностная (мотивационная) готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией [21].

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие, и протекание учебной деятельности.

Социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться, Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности,  справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [7].

Все рассмотренные составляющие готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формирования у ребенка ставшего первоклассником, качеств, необходимых школьнику для успешного освоения программного материала, развития позитивных сторон его личности. Формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания о способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.

1.2 Роль игровой деятельности в формировании готовности старшего дошкольника к школе

Игровая  деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, подводит ребенка к порогу учения: в ней выступают на первый план соблюдение правил и установка на получение определенного результата (достижение выигрыша). Теперь разберем это более подробно. В их «чистом» виде игра и учение на первый взгляд прямо противоположны    друг  другу.

Основной вид детской игры — совместная сюжетно-ролевая игра — основана на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках  заданных правил и строгого руководства взрослого. И все же именно в сюжетно-ролевой игре складывается ряд качеств, необходимых школьнику.

Эльконин Д.Б. называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане [32].

 Замысел игры, по мнению Усовой А. П., – это не плод отвлеченной фантазии детей, а результат наблюдения ими происходящего вокруг[31].  И именно замысел у детей старшего возраста, обеспечивает создание обстановки действия (ребенок идет от мысли к действию). Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Эти правила могут создаваться самими детьми, исходить из общего замысла игры или устанавливаться взрослыми. Правила регулируют игровое поведение участников, организуя их взаимоотношения в игре, координируют содержание игры. Поэтому в сюжетно-ролевой игре дети постепенно учатся не просто подчиняться правилам «вообще», но подчиняться правилам общественного поведения.

Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого [7]. И это - не только, овладение навыками общения, которые, сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу,  могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение — это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, властвуют, подобно взрослым, над вещами и событиями, обладают их  авторитетом и правами. Но все это только «понарошку». И, в конечном счете, именно вживание в роль взрослого приводит к тому, что ребенок перестает удовлетворяться иллюзорным изменением своего места среди окружающих и начинает стремиться к тому, чтобы и в самом деле его изменить, приобрести новое положение человека, занимающегося серьезным, уважаемым всеми делом, — положение школьника. [7]

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. Театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений или (собственных инсценировок), приспособленных для исполнения на сценической площадке. Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально—насыщенную речь, активизирует словарь.

Большую роль в формировании готовности дошкольника к школе играют дидактические игры. Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать ее, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры.

Обучающая (дидактическая) задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей,  развитие воображения, слухового восприятия и т. д.),  на закрепление знаний,  умений, навыков и представлений (например, умения выделять признаки предметов, навыка игры на музыкальном инструменте, представления о составе числа и т. д.).

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т. д.).

 Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы, загадывают загадки).

Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия (подбирать картинки, правильно называя изображенные на них предметы; искать предметы, сортируя их по величине; загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате, и т. д.).

Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи и подчиняется ей: игровое действие невозможно определить, не зная поставленной задачи; игровые правила способствуют решению обучающей задачи, но чем больше ограничений в игре, тем труднее решить поставленную задачу.

Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие).

Основное отличие дидактической игры от прямого обучения в том, что именно результат привлекает ребенка, делает для него выполнение действий по правилам интересным, увлекательным. Усвоение знаний выступает в этом случае как побочный эффект.

Дидактические игры и игровые приемы при постановке учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их использование для подготовки шестилетнего ребенка к систематическому обучению состоит в том, чтобы облегчить переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, сделать его постепенным.

Это означает, что на протяжении года удельный вес игровых и собственно учебных форм должен меняться. Если вначале преобладают первые, то затем ведущее место занимают вторые. По мере такого сдвига будет возрастать уровень произвольности поведения ребенка, его готовность учиться.

Подвижная  игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно  повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. Подвижные игры создают благоприятные условия для  развертывания активной  двигательной деятельности. Хотя определенное содержание и правила чаще всего обуславливают вид движений играющих, тем не менее,  есть простор для самостоятельного, творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей в соответствии с индивидуальными особенностями  физического и психического развития.

Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры, в большей мере обусловлена следующим: формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций носят активный,  деятельный характер. Именно этим определяется многоплановость влияния подвижной игры.

В сюжетных подвижных играх, содержание и характер действий  детей отражают их представление и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе и повадках животных и т.д. Одной из особенностей таких игр является возможность воздействия на детей через образы, в которые  они перевоплощаются, а также через правила.

В бессюжетных  играх действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами.

Большую ценность имеют правила подвижных игр. По мнению Лесгафта П.Ф., они выступают как своебразные законы, выполнения которых обязательно для всех участников игры[16]. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умение управлять своими чувствами, движениями. Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров помогать друг другу, радоваться успехам товарищей. Одновременно в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребенка: тренируется внимание, уточняются имеющиеся представления, понятия, развивается воображение, память, сообразительность.

Таким образом, влияние игровой деятельности на формирование готовности старшего дошкольника к школе, не вызывает сомнения. Применение игры  во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста, позволит существенно повысить уровень его подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности.

Заключение

Формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей, а также готовность к новой форме социальных отношений, в ситуации школьного обучения.

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Игровая  деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, подводит ребенка к порогу учения. В игровой деятельности  формируются такие качества необходимые будущему школьнику, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать  коллективно.

Список литературы

  1. Абрамян. Л.А. ,Антонова. Т.В. ,Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника /  Под редакцией С.Л.Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.- 286с.:
  2. Асмолов А.Г. Сайт ФИРО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=9082.
  3. Баринова Н.М. « Игры, которые готовят к школе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://connect1.webinar.ru/play/vdm.ru/47036-igri_k_shkole.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Проблемы психологической адаптации.-М.: Просвещение, 1996. 230с.
  5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов (сост. В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского) - М. , 2005.- С.125.
  6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991 — 160 с: ил.
  7. Венгер Л.А.. Венгер А.Л.. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Знание, 1994.-192с. 11-15.
  8. Выготский Л.С. Детская психология / Собр. соч. в 6 т.- М.: Просвещение, 1984.- Т 4.- С. 254.
  9. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание ,2004, № 4.-с.42-48.
  10.  Гринек Т. В. Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе  / Т. В. Гринек, И. Н. Каменская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф.  - Уфа: Лето, 2012.
  11.  Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. Книга для родителей / В.Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.
  12.  Евдокишина О.Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание,2008,№2.с.74-77.
  13.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Козлова С.А, Куликова Т.А.-10-е изд., стер. - М. : Издательский центр « Академия», 2009.- 416с.
  14.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 2005. – С. 143.
  15.  Круглова Н.Ф.. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка - М.: Эксмо, 2010-192с. 38-40.
  16.  Лесгафт П.Ф.Сборник статей / под редакцией Зоновьева А.А., Шахведова Г.Г – Л.: Печатный двор, 1950.- с 33-70.
  17.  Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1979.-175с., 8л.ил. 159-161.
  18.  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- М.: Педагогика, 1990.- 160с.
  19.  Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: 2005. – 388 с.

20. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! -  М., 2000. - 83 с.

21.Нижегородцева Н.В., В.Д.Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов. Педагогов и родителей.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. -256с. 11-12.

22.Никифорова Л.А., Трихунова В.В..  Играем в школу //  Ребенок в детском саду, 2007,№4.с.59-67.

23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., Педагогика, 1988.

24.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — с 327.

25.Петроченко Г.Г. "Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе", М. 1978 - 291с.

 26.Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. Запорожца А.В. ,  Эльконина. Д.Б. - М., 2004. – 374 с.

27.Савина Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере интеллектуальной готовности)  /  Савина Л.Б., Руднева Р. П., Шевченко С. Ф. // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

28.СерюковаЕ.Н. Игры, которые готовят к школе //  Ребенок  в детском саду, 2011,№2.с.81-84.

29.СтожароваМ.Ю. Проблемы формирования « школьной зрелости» дошкольника //  Ребенок  в детском саду, 2011,№2.с.33-38.

30. ТимошкинаН.А. Подвижные игры – средство формирования готовности детей к обучению в школе  // Начальная школа,2007,№8.-с.16-17.

31.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В.Запорожца. М., «Просвещение» 1976. 96c/

32. Эльконин Д.Б. Психология игры. –– М.: Владос, 1999 г. - 360 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

Статья на тему: "Психологическая готовность старших дошкольников к школе"

Проблема психологической помощи старшим дошкольника к школьному обучению является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем. Её востребованность психологической и педагогической п...

«Интеллектуальная и личностная готовность старших дошкольников к школе»

Проблема готовности ребенка к обучению в школе является актуальной, поскольку волнует каждого родителя, имеющего ребенка дошкольного возраста. Неравнодушны к решению этой проблемы также и воспитатели ...

Статья "Готовность старшего дошкольника к школе"

Многие родители сомневаются, стоит ли отдавать ребёнка в школу после старшей группы или оставить ещё на год в подготовительной. С одной стороны, по возрасту подходит, но, с другой стороны, не хватает ...

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье я постараюсь освятить вопросы о готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной и речевой деятельностью. В статье я рассмотрю все трудности, с которыми могут стол...

«ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В последнее время большое количество младших школьников, которые испытывают  большие трудности в овладении сложными видами речевой деятельности. Конечно же, это  связано с увеличением детей ...

Опыт работы "Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми"

Опыт работы по теме «Формирование патриотических чувств у  старших дошкольников через реализацию двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми» формировался...