«ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья (подготовительная группа)

Нестерова Александра Андреевна

В последнее время большое количество младших школьников, которые испытывают  большие трудности в овладении сложными видами речевой деятельности. Конечно же, это  связано с увеличением детей с расстройствами устной речи, задержкой речевого развития, нарушения  психических функций (слухового и зрительного восприятия, временной и пространственной ориентировки, моторных функций и др.), а также с недостаточной психофизической подготовки детей к обучению в школе [2].  Большое количество родителей детей предшкольного возраста обращается к психологам и логопедам для корректировки этих нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_1_statya.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

К ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Баранцева Ирина Михайловна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Нестерова Александра Андреевна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Носова Лидия Ивановна

Старший воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Серикова Наталья Николаевна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Серикова Ольга Алексеевна

Воспитатель МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Суворова Ирина Борисовна

МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Визирякина Светлана Ивановна

МБДОУ д/с 28 г. Белгород

Юракова Елена Сергеевна

Педагог-психолог, МБДОУ д/с 28 г. Белгород

В последнее время большое количество младших школьников, которые испытывают  большие трудности в овладении сложными видами речевой деятельности. Конечно же, это  связано с увеличением детей с расстройствами устной речи, задержкой речевого развития, нарушения  психических функций (слухового и зрительного восприятия, временной и пространственной ориентировки, моторных функций и др.), а также с недостаточной психофизической подготовки детей к обучению в школе [2].  Большое количество родителей детей предшкольного возраста обращается к психологам и логопедам для корректировки этих нарушений.

Что же входит в  школьную зрелость? В первую очередь школьная зрелость включает в себя  показатели физического и психического развития школьника. На этапе завершения дошкольного детства и подготовки к школьному обучению у ребенка  должны быть сформированы умения и навыки, которые впоследствии ему необходимы для овладения письменной речью. Основной базой  для овладения письменной речью и чтением у ребенка являются хорошо  сформированные компоненты устной речи: это звукопроизношение, фонематические процессы, лексический и грамматический строй, а также пространственно-временные отношения, и самое главное для письменной деятельности это хорошо развитая мелкая моторика пальцев рук. Видимые нарушения одного или нескольких  компонентов могут привести к нарушениям устной и письменной речи. В чем же заключается сложность  письменной речи? При письме школьник должен произвести фонематический анализ слова, то есть соотнести каждую фонему с буквой и написать буквы в определенной последовательности. По мере освоения письма у дошкольников техническая сторона отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь - высшая ступень речевого развития[1].

К концу дошкольного детства, на этапе его завершения у ребенка, основными показателями являются сформированность  процессов, необходимых для овладения письмом, чтением  и письменной речью. Во-первых, это речевая готовность, во-вторых, это развитие графо-моторных навыков. Первое обеспечивает смысловую, речевую функцию письма, а второе  техническую сторону этого навыка[4].

Остановимся подробнее на этих двух аспектах.

Низкий уровень развития у ребенка устной речи, приводит к значительным трудностям при овладении им письменной речью. Многие психологи и логопеды доказывают, что в последнее время  у каждого третьего  ребенка возникают  трудностями при обучению чтению и письму в начальной школе. У детей начальных классов  имеют недостатки в развитии устной речи: а это нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов, замена букв и т.д.) и  низкий уровень связности речи.

Подготовка дошкольников к обучению письму должна затрагивать и тесно взаимодействовать во всех системах развития речи:

1.Воспитание звуковой культуры речи – в первую очередь это развитие речевого слуха, правильное звукопроизношение, четкая  дикция при произношении, звуковая выразительность речи (тона, ударение, сила голоса, и др.).

2.Развитие словаря –  это обогащение активного  словарного запаса у детей, закрепление умение правильно использовать слова в ситуациях общения, развивать выразительную сторону речи детей.

3. Формирование грамматического строя – это использование в собственной речи словосочетаний и предложений, умение образовывать  новые слова. На протяжении дошкольного обучения, на занятиях по развитию речи, детей знакомят с синонимии и антонимами, развивают умение подбирать слова близкие по своему значению.  

4. Формирование морфологической стороны речи, здесь подразумевается изменение слова по числам, родам и падежам, знакомство со временами глаголов и правильное употребление их в речи, выделение прилагательных в степени сравнения и подбора более кратких форм.

5.Развитие связной речи (диалог и монолог) – во первых ребенок должен уметь строить предложения и высказывания о той или иной проблеме, теме, рассказу, уметь рассуждать и описывать игрушки, картины, т.е. правильно строить монолог.. Во вторых дошкольник должен уметь вести диалог, уметь слушать, правильно отвечать на вопросы, понимать речь и вести себя в соответствии с ситуацией общения.

6.Фонетический разбор слов. На этапе дошкольного обучения детей знакомят с  звуковым и слоговым анализом слова, составом предложения, понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». В дошкольном детстве закрепляют знания о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец) [5].      

Основные  трудности у младших школьников в обучении письму в первую очередь возникают при несформированности функций руки и пальцев, которые  обеспечивающих техническую сторону письма, а точнее несформированности графо-моторных навыков. Большинство детей, приходящие в первый класс,  страдают от усталости рук и болью в пальцах, это говорит о недостаточно развитых мышцах кисти рук, плохой координации в  движениях пальцев.

- умение рисовать линии — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д.   Выполнять их с разной силой нажима на карандаш, с разной скоростью, темпом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

- удерживание карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

- сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка( игровые упражнения, позволяющие менять позу во время смены деятельности ребенка);

- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности(занятия построены на игре, приходу сказочного персонажа, который завлекает ребенка, мотивирует на выполнения задания и в процессе игры-занятия, смене деятельности ребенок не устает и удерживает интерес на протяжении всего занятия).

Выше перечисленные задачи успешно решаются на занятиях кружка «Линейная графика». Дети с удовольствием рисуют  кривые, дугообразные, волнообразные, петлеобразные, спиралевидные и другие линии, составляют из них композиции, натюрморты, картины и т.д. . Используются различные графические материалы (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости, фломастеры, восковые мелки).

      Одним из важнейших компонентом готовности руки к письму у ребенка  является развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие мелкой моторики один из важнейших показателей  готовности ребенка к школьному обучению. Хорошую тренировку пальцев и подготовки руки к письму обеспечивают пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук, игры с мелкими предметами, дорожки здоровья для пальчиков, игры с крупами, сухими бассейнами, работа с пластилином. Эти приемы воспитатели и специалисты нашего детского сада активно используют в образовательной организованной и совместной деятельности  с детьми.

Особой трудностью для детей дошкольного и младшего школьного возраста при освоении навыка письма является  неумение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа. В первую очередь в дошкольном возрасте необходимо развивать умение различать правую и левую руки и ориентироваться  в окружающем пространстве. Далее можно перейти к формированию умений ориентировки на листе бумаги.  При подготовке руки к письму нужно давать детям задания на «вхождение» в клеточку: обвести ее, провести прямые линии сверху — вниз и слева — направо по разлиновке;

Очень важно еще до школы развить у детей все компоненты, необходимые для сформированности  письменной и речевой деятельности.  Создать в детском саду и ближайшей окружении ребенка благоприятные условия для развития речи и графических навыков и организовать работу по профилактике нарушений письменной и речевой деятельности.

Список  использованной литературы:

  1. Дедова О.Ю. Особенности профессиональной компетентности педагога, осуществляющего преемственность дошкольного и начального образования / О.Ю. Дедова // Нижегородское образование. 2014. № 3. С.77-82.  
  2. Безруких М.М. Ступеньки к школе [Текст]:  Кн. для педагогов и родителей / М.М. Безруких. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил. – ISBN 5-7107-4808-0.
  3. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника [Текст]:  Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. /Е. Е. Кравцова. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 158 с. – 30 000 экз.
  4. Тивикова, С.К. Возможности дифференцированного подхода к речевому развитию младших школьников (на примере сочинений-миниатюр) / С.К.  Тивикова // Начальная школа. 2009. № 12. С.26-30.
  5. Шашкина Г.Р. Технологии обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием. //Научно-методический журнал «Школьный логопед», № 8, 2015. – С. 31 – 38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа педагогического сопровождения по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Одним из важнейших условий, обеспечивающих качество готовности детей к обучению, является система непрерывного, научно-обоснованного, прогностического  слежения систематического педагогического н...

Формирование готовности старших дошкольников к школе в игровой деятельности

В статье гооворится о готовности к школе как , многокомпонентном образовании и роли игровой деятельности в формировании готовности старших дошкольников к школе...

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению

План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней....

Отчет ( из опыта работы) Театрализованные игры как средство формирования готовности старших дошкольников к речевому общению

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности....

Условия формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности

Статья освещает важные аспекты для подготовки дошкольников к обучеию в школе....

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье я постараюсь освятить вопросы о готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной и речевой деятельностью. В статье я рассмотрю все трудности, с которыми могут стол...

Сборник физических упражнений, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО

Сборник физических упражнений, направленных на формирование готовности старших дошкольников к сдаче норм ГТО – это методическая разработка, содержащая материалы физических упражнений по норматив...