Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.
консультация по теме

Антонова Ольга Тарасовна

В материале подобраны игровые приемы для работы воспитателей с детьми, имеющими недостаточно сформированные социальные навыки ("умение слушать", "умение доводить начатую работу до конца", "умение следовать полученной инструкции"). Данные игровые приемы могут быть полезны педагогам дополнительного образования, педагогам0психологам. В конце публикации предложен список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_sotsialnyh_kompetentsiy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.

   Под организацией предполагается  использование игровых приемов и упражнений в группе детей. Таким образом, создаются условия успешной социализации детей, обеспечивая их общение со сверстниками в игре. Для этого был произведен анализ психологических игр и социоигровых приемов, представленных Клаусом Фопелем [3], Еленой Лютовой-Робертс и Галиной Мониной[2], Вячеславом Михайловичем Букатовым и Александрой Петровной Ершовой[1].  Все собиратели и разработчики игр и упражнений

придерживаются также фасилитирующей позиции взрослого в участии детских игр.

    Далее описываю несколько игровых упражнений, которые направлены на развитие различных умений. Необходимо отметить, что выбранные игры решают несколько задач одновременно. Поэтому педагогам важно уделить внимание в ходе игры на действия детей, развивающие именно «умение слушать», «умение следовать инструкции», «умение доводить работу до конца».

     Перечень игр можно представить в виде таблицы.

Название игры

Цель игры

Возрастные рекомендации

Количество игроков

Другое

Сказка про нас

Развитие слухового внимания, навыков коммуникации, саморегуляции

С 5 лет

6-7

С участием взрослого, в помещении

Бродячие артисты

Развитие внимания в слуховой модальности

С 4 лет

От 3

С участием взрослого, в помещении

Танцевальное соло

Развитие слухового внимания, произвольности поведения, умения договариваться.

С 6 лет

Есть роль для 1

С участием взрослого, в помещении

Дирижер

Развитие концентрации внимания

С 6 лет

Есть роль для 1

С участием взрослого, в помещении

Филин в карауле

Учить детей следовать групповым правилам

С 4 лет

От 5

С участием взрослого, в помещении и на улице

О рыбаке и рыбке

Развитие концентрации внимания, восстановление умственной и телесной работоспособности, пробуждение любознательности

С 5 лет

Играют парами

С участием взрослого, в помещении и на улице

Рыба

Развитие координации движений, навыков взаимодействия в группе, слухового внимания, умения подчиняться инструкции

С 6 лет

Есть роль для 1

С участием взрослого, в помещении и на улице

Занимательная математика

Развитие координации движений, умения действовать в команде, выполнять инструкции взрослого

С 6 лет

Есть роль для 1

С участием взрослого, в помещении и на улице

   Вышеназванные игры можно использовать воспитателям группы на своих занятиях, а также между ними, и включать их в занятия физической культурой и музыкальные (Бродячие артисты, Танцевальное соло, Дирижер).

   

 ОПИСАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

  1. Сказка про нас.

Рекомендации ведущему. Ролей обязательно должно быть столько, сколько участников.

Детей постарше можно просить не только вставать при упоминании их героя, но и сыграть его роль, т.е. выполнить описанное в сказке действие.

Взрослый выбирает сказку, желательно короткую (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей участников). Он называет всех героев сказки, и каждый ребенок выбирает для себя роль того или иного персонажа. Ребенку нужно обязательно запомнить имя своего героя). Затем взрослый читает сказку, в текст которой вплетены все имена перечисленных им героев.

Ребенок, чей персонаж был назван, должен тут же встать и повторить за ведущим имя своего персонажа.

  1. Бродячие артисты.

Взрослый говорит детям, что сейчас они все будут бродячими артистами. Для этого каждый участник держит в руках погремушку или любой другой шумовой инструмент. Под музыку «бродячие артисты» передвигаются по помещению в любых направлениях и издают звуки с помощью погремушек. Также разрешается танцевать и подпевать в такт музыки. Неожиданно ведущий выключает музыку и говорит: «Представление окончилось. Стоп!» После этого сигнала все дети перестают издавать звуки, но могут бесшумно передвигаться по помещению, кланяться и т.д. Тот, кто не успел среагировать быстро и издал какой-либо звук после команды «Стоп», выбывает из игры. Игра продолжается до того момента, пока не останется один участник, который и будет победителем. Победителю можно будет поручить роль ведущего в следующем раунде игры.

  1. Танцевальное соло.

Рекомендации ведущему. На первых этапах количество участников – минимальное, особенно с детьми дошкольного возраста.

Дети стоят в кругу. Взрослый включает музыку. Как только она зазвучит, ОДИН ребенок начинает движение (30-40с.). В течение паузы (5-10 с.) все дети замирают. Затем снова звучит музыка, и ОДИН ребенок начинает движение.

Если двигаться начинают несколько детей, то музыка обрывается. Разговаривать с детьми старше 7 лет нельзя, с младшими детьми это ограничение не вводится, они могут договориться о том, кто будет двигаться, но только во время паузы. Двигаться может один и тот же ребенок несколько раз подряд или по очереди. Все зависит от того, как дети сумеют понять друг друга.

  1. Дирижер.

Рекомендации ведущему. Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Одного из участников (по желанию, по считалке) выбирают дирижером. Он выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из всем известной песни, которую распределяют так: каждому участнику по слову. Затем входит водящий, берет в руки дирижерскую палочку, с помощью которой он показывает участникам (хору), кто должен петь. Сначала дирижер взмахивает двумя руками: певцы одновременно выкрикивают каждый свое слово. Потом с помощью палочки он может указать на одного из участников, который произносит только свое слово. Дирижеру дается пять попыток (можно пять раз указывать на разных певцов) Задача дирижера – догадаться, что за песню задумал петь его хор. После этого он выбирает нового дирижера на свою роль (можно по считалке).

  1. Филин в карауле.

Все участники игры – звери в лесу, которые веселятся на большой поляне. Но так как в любой момент может прийти охотник, звери поставили в караул филина, чтобы тот предупредил их об опасности. Филин «сидит на дереве» и смотрит вокруг (ребенок, играющий роль филина, находится у одной из стен аудитории на небольшом возвышении, если есть такая возможность). Как только филин увидит воображаемого охотника, он приседает на корточки и приставляет указательный палец к губам. Все звери должны сделать то же самое: присесть на корточки или сесть на пол, перестать издавать любые звуки и поднести указательный палец к губам, чтобы охотник их не заметил. Как только все выполнят эту команду, ребенок, играющий роль филина, выбирает кого-то другого на свою роль, и игра продолжается.

Для того, чтобы придать игре азарта, можно ввести следующее правило: тот, кто присядет на корточки последним, выбывает из игры.

  1. О рыбаке и рыбке.

Дети делятся на пары. Один расставляет руки и держит их на уровне бедер, примерно в 25 см друг от друга. Это «ловушка, сеть для рыбы». Задача второго – провести свою руку между обеими сторонами ловушки, не касаясь ее. Ловушка в любую секунду может захлопнуться, и рыбка окажется «в сети». Если рыбак поймал рыбу, то они меняются ролями.

  1. Рыба

Рекомендации ведущему. Участие взрослого необходимо, если играют дошкольники. Для усиления игрового эффекта можно использовать очки (для школьников), чтобы не было соблазна подглядывать. Помещение должно быть безопасным для игры с закрытыми глазами.

Все дети, закрыв глаза или надев очки, ходят по комнате и кричат: «Рыба-рыба-рыба». Ведущий шепчет на ухо одному из участников, что он – не рыба. Теперь этот игрок должен продвигаться молча. Если кто-то из детей наталкивается на молчащего, то встает за ним «паровозиком» и дальше также молча двигается с ним.

Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не присоединяться к «паровозику», и в комнате не воцарится тишина.

  1. Занимательная математика.

Рекомендации ведущему. Если участники игры – дошкольники, то в зависимости от подготовки можно попросить их выполнять задания с открытыми глазами, школьников – с закрытыми. С подростками после игры можно обсудить следующие вопросы: «Какие качества необходимы участникам для успешного выполнения задания? Какую стратегию использовал каждый играющий? Что можно было сделать еще лучше?

Дети стоят в кругу. Ведущий просит их построиться, образовав

  • Геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат, трапецию, прямоугольник);
  • Цифру

   

9.Считалки.

   Некоторые игры требуют выбора ведущего участника на роль. Чтобы не возникало спорных вопросов, дети и ведущие используют в своей практике считалки. Педагогами было отмечено, что современные дети также охотно употребляют в играх считалочки. Поэтому можно предложить на выбор несколько считалок, найденных в социоигровых приемах Букатова В.М.[1; стр.15-17].

   Примеры детских фольклорных считалок:

1.Стакан, лимон –                                                  

Выйди вон!

2. Ниточка, иголочка, ти-ти –

Улети!

3.По дороге на Кавказ

  Едет старый тарантас.

  В тарантасе сидит котик,

  У него болит животик!

4.Ехал барин в тарантасе.

  Таракана раздавил-

  И за это приключенье

  Три с полтиной заплатил!

  1. Айны, деву,

Рики, факи,

Торба, ерба

Он Дэсмаки,

Дэус, дэус,

Касматэус,

Бакс!

6 Ехал мужик по дороге,

   Сломал колесо на пороге,

   Сколько ему надо гвоздей,

   Говори поскорей,

   Не задерживай

   Добрых и честных людей.

7.Дора, дора, помидора,

   Мы в саду поймали вора.

   Стали думать и гадать,

   Как бы вора наказать?

   Мы связали руки, ноги

   И пустили по дороге.

   Вор шел, шел, шел

   И корзиночку нашел.

   В этой маленькой корзинке

   Есть помада и духи,

   Ленты, кружева, ботинки,

   Что угодно для души.

Использованная литература:

  1. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 224 с.: ил.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190с., ил

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"

Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"...

Консультация для воспитателей об организация социоигровой деятельности.

Консультация для воспитателей«Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции»...

Презентация для родителей "Развитие у детей умения слушать"

В презентации содержится материал по воспитанию у детей дошкольного возраста умения не просто слышать, а вслушиваться в обращенную речь....

Конспект организации совместной деятельности детей средней группы по развитию исследовательских умений во время прогулки.

Цель. Знакомство детей со свойствами снега и его наиболее важными характеристиками....

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...