Главные вкладки

    Становление процессуальной игры - одна из главных линий развития детей раннего возраста
    консультация по теме

    Филоненко Юлия Александровна

    Материал для пед совета

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stanovlenie_protsessualnoy_igry.docx18.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Становление процессуальной игры – одна из главных линий развития детей раннего возраста.

    Особое место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. С раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, появляется стремление жить общей жизнью с ними. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – предметной, или процессуальной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, «понарошку», может действовать как взрослый.

        Особенность таких игр заключается в том, что в них многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является воображаемым. Чаще всего ребенок имитирует ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.).

       Третий год жизни – время расцвета процессуальной игры.

       К 3 годам у ребёнка должен значительно расшириться репертуар игровых сюжетов. Жизненный опыт ребенка и помощь взрослого дают ему материал для новых игр. Малыши начинают лечить кукол, играют в магазин, парикмахерскую и др.

       На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя роли. Первоначально, подражая действиям взрослого, он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует, как мама, врач или парикмахер. Такая игра получила название «роль в действии». В начале третьего года жизни малыши, выполняя то или иное игровое действие, начинают обозначать его как свое собственное, например: «Аня суп варить». Иногда, как правило, с подсказкой взрослого, ребенок называет себя другим именем, например, «мама», «папа», «тетя Валя», однако развернуть сюжет вокруг этой роли пока не может.  

       Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно должно начать формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу – дочкой или сыночком и т.п. В игре появляются диалоги с персонажами, например, разговор ребенка от своего лица и лица куклы. Таким образом, к концу раннего возраста у ребёнка должны быть готовы основные предпосылки для перехода к ролевой игре – ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

    Для того, чтобы достичь этой цели нужно выполнить следующие задачи:

    1. Способствовать обогащению жизненного опыта детей.
    2. Помогать детям переносить знания об окружающем в игру.
    3. Научить их ставить разнообразные игровые цели.
    4. Формировать предметные способы решения игровой задачи: игровые действия с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами.
    5. Вызвать у малышей интерес к играм сверстников, приучая играть, не мешая друг другу.
    6. Формировать умение самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи, выбирать любые способы их решения.а). с сюжетными игрушками).с предметами-заместителямив).с воображаемыми предметами.

    Для способствования обогащению жизненного опыта детей, мы используем такие методы, как наблюдение, целевые прогулки; рассматривание картин, иллюстраций, фотографий; обследование, экспериментирование с предметами; чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть; свободное общение; прослушивание дисков, аудиозаписей; посильное участие детей в трудовых действиях взрослых; продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности.

    Игровой опыт детей, целью которого является развитие умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры, мы обогащаем с помощью дидактических, подвижных, театрализованных, игр со строительным материалом и др. - близкие по персонажам, тематическому содержанию к планируемой сюжетно-отобразительной игре; обучающих сюжетно-отобразительных игр.

    Также создаем условия для самостоятельной игры, соответствующих уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Для этого мы вносим и обыгрываем игрушки, предметы: игровые атрибуты; маркеры пространства; предметы оперирования, создаем проблемные ситуаций через игрушку(и), создаем проблемные ситуации, направленные на использование предметов заместителей и воображаемых предметов.

    У некоторых детей более раннего возраста не до конца сформировано умение самостоятельно ставить игровые задачи, выбирать способы их решения, играть, не мешая друг другу. В связи с этим мы продолжаем способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач, формируем у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом, с помощью таких приёмов, как диалог воспитателя с детьми по ходу обучающих игр; создание воспитателем проблемных ситуаций через ролевую речь(мотивация к игре; развитие сюжета).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста

    Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...

    Презентация проекта: "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста"

    Использование пальчиковых игр станет важным этапом во всестороннем музыкальном воспитании детей. Работа носит обучающий, воспитательный, практический характер. Педагогический проект средней продолжи...

    Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".

    «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

    Игры - экспериментирования в воспитании и развитии детей раннего возраста

    "Исследовательская деятельность в воспитании и развитии детей раннего возраста"...

    "Неизведанное рядом как одно из основных направлений развития детей раннего возраста".

    Неизведанное рядом, познание окружающей действительности через детское экспериментирование. Цели экспериментирования, задачи, методы, формы, методические рекомендации....

    Ведущие линии развития детей раннего возраста

    В статье представлены ведущие линии развития детей от 3 месяцев до 3 лет....

    Подвижная игра одна из форм физического воспитания детей раннего возраста

    В данное пособие содержит информацию о физическом развитии детей раннего возраста. Перечислины различные виды подвижных игр с кратким описанием. Дополнительно прелагается информационный буклет подвижн...