Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей.
статья на тему

Горбунова Ольга Ивановна

Доклад, в котором представлен цикл занятий "Времена года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narod_1.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Это привело к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства, единства человека с окружающим миром. В формировании у детей отношения к природе как к живой приобретают огромное значение.

Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрируя свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в одно целое. Пение, игра на инструментах и танцевальные движения не просто сопровождали ритуальные тексты, но активно включали человека в процесс переживания родства и единения с природой.

Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимали участие все, и каждому отводились свое место и своя роль. Использование принципов организации народного действа на праздниках в школе отвечает стремлению объединить сегодня ребенка и воспитателя, особенно у нас в детском доме.

Праздник, в котором и дети, и взрослые являются активными участниками, обретает воспитательную и развивающую направленность.

Методическая литература на тему «Народный календарь и дети» разнообразна и обширна. Народный календарь – не просто набор определенных дат, отмеченных ритуалами, это способ выражения народного мировосприятия.

Реконструкция народных праздников, выхваченных из мировоззренческого, культурного контекста, зачастую выглядит искусственно и надуманно. Полноценное функционирование народного календаря сегодня так же нереально, как невозможно возвращение к мировосприятию далекого прошлого для общества, стоящего на иной, еще языческой, ступени развития.

Русский народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляют собой синтез двух религий – язычества и православия. Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Почему символом Воскресения Христа является крашенное яйцо? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа?

Как правило, авторы методических пособий и рекомендаций к проведению фольклорных праздников с детьми не задаются такими вопросами. В результате смысл символов ускользает. А действо приобретает развлекательный характер.

С точки зрения экологического воспитания идеи единства природы и человека более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости. На первом этапе можно ограничиться знакомством с архаическими представлениями славян в рамках тематики «Времена года в русском фольклоре». Достаточно выбрать из огромного объема информации основные, базовые понятия, связав с ними привлекаемые примеры; дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ; познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.

Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, их духовным смыслом.

Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.

Поэтапное раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.

Если просто выучить с детьми песенку-веснянку и сказать, что раньше пели такие песни. То она может быстро забыться. А если объяснить, почему эти песни пели, как это было важно, предложить детям пофантазировать, придумать свои действия, тогда старинные тексты оживают, а игра, возникающая на занятии, запомниться.

Можно предложить веселую эстафету – кто быстрее «забросает снежками» снежную бабу. Чья команда закончит игру первой, та и победила.

Задание, которое дети всегда выполняют с удовольствием, - придумывание движений к хороводным песням, игровая драматизация их текстов.

Но сначала необходимо разъяснить непонятные слова или обороты, встречающиеся в тексте.

Собственно фольклорные песни и игры воспринимаются детьми с большим интересом на фоне своего игротворчества.

Цикл  занятий «Времена года в русском фольклоре» может быть выстроен следующим образом.

Тема 1. Идея единства природы и человека в народном календаре.

Одушевление природных явлений в фольклоре, обращение к ним как живым существам. Особый настрой чувств наших предков, ощущавших себя частью природы и участниками природных событий.

Тема 2. Осенние праздники и обряды.

Осень – время уборки и урожая, жатва.

Отношение к хлебу в народе – пословицы, поговорки, славильные песни. Участие каравая во многих народных обрядах.

Матушка-Осенина, богини Берегинии, Рожаницы, Лада, Параскева Пятница, Богородица – женские воплощения осени и покровительницы семейного благополучия.

Тема 3. Мифология жилища и хозяйственной деятельности.

Значение семьи в традиционной культуре. Почитание старших членов семьи.

Дом и двор как особое, «свое» пространство, оберегающее жизнь человека от вмешательства чуждых и враждебных сил.

Магические и ритуальные функции окон и дверей. Главные обереги в доме: печь, матица, красный угол. Функциональное хозяйственное назначение всех частей дома, выраженное в названиях углов и сторон. Порядок в доме как оберег и выражение благополучия в семье. Домовой – мифический хозяин дома. Рассказы о домовом.

Сказки, загадки пословицы и поговорки о доме.

Традиции росписи стен и потолков, домашней утвари, вышивка.

Проведение занятий по темам «День рождения домового», «Русская изба», «Оберег».

Тема 4. Зимние праздники и обряды.

Начало зимы в народном календаре со времени окончания всех работ и выпадение первого снега.

«Золотые вечера» - зимние святочные посиделки с песнями, сказками, загадками и гаданиями. Обряды колядования, детские песни – колядки. Смысл ряжения и его символика.

Масленица. Ритуальная еда. Игры и забавы на масленичной неделе. Родительские вечерки.

Тема 5. Весенние праздники и обряды.

Начало земледельческого круга работ, начало годового круга с пробуждением природы. Возрастное соотнесение жизни природы и жизни человека: необходимость участия детей в весенних обрядах.

Праздники птиц – вестников весны. Обережные символы птиц в вышивках и росписях.

Праздники Егория – покровителя пастухов. Загадки о домашних животных.

Древнее значение Пасхи как праздника пробуждения природы, торжества жизни.

Тема 6. Летние праздники и обряды.

Семикова неделя. Праздник березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки.

Образ Ярилы – летнего солнца, стоящего в зените. Ритуальные поклонения солнцу как божеству. Петух – образ солнца. Песни и сказки про петуха.

Праздник Купалы. Значение воды, огня, земли в это время.

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала помогают детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем представлении.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Сознание любого народа экологично в своей основе, поскольку строится на гармонии человека с природой. Приобщение детей к вековым традициям своего народа – естественный путь их экологического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....