Приобщение дошкольников к русской народной культуре.
методическая разработка на тему

Костоусова Елена Леонидовна

Методы и приемы знакомства старших дошкольнико с русской народной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Огромный опыт, накопленный национальной традицией семейного воспитания, пока малоизвестен в современных семьях, почти не применяется воспитателями.

     Одна из серьезных проблем современной жизни -неподготовленность детей к коллективной ролевой деятельности, где успех дела часто зависит от умения участников  играть как главные, так и второстепенные роли.  Установка на победу любой ценой, исполнение непременно главной роли, неуважение к партнерам - типичные черты психологии современных детей.

      Я считаю, что активное освоение традиционной культуры поможет детям лучше осознать и сохранить собственную индивидуальность. Ребенок, который прикоснулся к народной культуре, будет уметь полноценно, с достоинством играть в семье, общественной и трудовой деятельности любую роль, которую представят ему жизненные обстоятельства, в том числе, и «не престижную»  (с точки зрения господствующих в обществе бытовых представлений). Результат такой жизненной позиции - гармоничное, спокойное отношение к жизни, к ее трудностям, стремление жить так, чтобы твое счастье  зависело не от «удачи или неудачи», а от умения строить свою деятельность на основе осознания целого и важности твоей роли в этом целом, какова бы она ни была. Чтобы могли люди добрые сказать словами старинной колыбельной: «Этот человек - поколенья не пустого».

      Я давно интересуюсь народными традициями и обрядами, увлекаюсь русской народной куклой. Когда я стала работать над этой темой с детьми моей группы,  я провела диагностику знания у детей основ русских народных традиций.

     Диагностика позволила сделать вывод, что дети  знают некоторые русские народные сказки, песенки и потешки, но совсем не знакомы с русскими народными играми. Знания о народном костюме, о  народной игрушке тоже очень поверхностны. Из русских народных праздников большинству детей знакомы лишь Рождество, Масленица и Пасха.

    Исходя из этого,  я поставила следующие задачи:

Пробудить интерес к истории и культуре России.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество.

Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

Сформировать чувство национального достоинства.

Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

     

      Также я провела опрос родителей через анкетирование , который показал, что подавляющее большинство родителей согласны с необходимостью использования народных традиций  в воспитании детей. Анкетирование показало, что родителям интересны народные праздники, история  и народное  творчество. Большинство родителей совсем не знакомы с  русской народной куклой.  Поэтому я провела консультацию для родителей      «Значение русской народной куклы в приобщении дошкольников к истокам национальной культуры». Многих  мам и бабушек заинтересовала тема народной куклы. Родители помогли обеспечить занятия по изготовлению кукол цветными лоскутками, нитками, другими материалами. Некоторые дети самостоятельно делали кукол дома вместе с родителями.

       Работу по приобщению детей к русским народным традициям я проводила на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации я старалась  использовать элементы народного творчества: народные орнаменты, иллюстрации к русским народным сказкам, иллюстрации  убранства русской избы и предметов народного быта. Для самостоятельной деятельности детей я изготовила кубики на тему костюмов народов мира, раскраски русских народных костюмов, раскраски народных кукол .  Так же изготовила карточки с зашифрованными русскими пословицами.  На занятиях по конструированию мы с детьми изготавливали простейших кукол

       Кукла – ПЕРВАЯ среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: ее создает человек.  Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

       Сегодня, к сожалению  кукол - дети. Кукла - зримый посредник между миром взрослых и миром детства. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

       Полки современных магазинов ломятся от изобилия всевозможных игрушек. Но самой любимой куклой всегда остается та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненных линий, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук чувствуется то, что мы называем ДУШОЙ.

      В своей работе я старалась приобщить детей к чарующему миру куклы, дать возможность попробовать изготовить ее своими руками. Для того чтобы детям легче было сделать куклу, я разработала алгоритмы изготовления кукол . Мы с детьми сделали куклу ПЕЛЕНАШКУ, БЕССОННИЦУ, КУВАДКУ (другое название ЗАКРУТКА) и куклу СТОЛБУШКУ (Владимирскую). Перед тем, как приступить к изготовлению куклы, я знакомила детей с историей каждой куклы, ее использованием в крестьянской семье . Для изготовления кукол мы использовали различные лоскутки, бересту, цветные нити. Также я показала детям различные способы изготовления игрушек из соломы, льна, травы.

      Я познакомила детей с некоторыми русскими народными праздниками. Деревенские календарные праздники были разнообразны и многочисленны . Они были подчинены циклу сельскохозяйственных работ.  Крестьяне создавали легенды, образы и символы святых наделяли человеческими качествами. Поэтому важное место в праздничной символике принадлежало куклам.                                                                                                                          

          Простоватые на вид, куклы очень разнообразны по исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, но они отличаются от других игрушек. В первую очередь кукла - это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни, помочь хорошему урожаю. Куклы бережно хранились в семье и передавались из поколения в поколение, вместе с традициями их изготовления. Я самостоятельно изготовила кукол,  связанных с различными праздниками и использовала их в своих рассказах о народных праздниках. В группе я создала мини музей народной куклы .

         Куклы позволяют в детских играх достаточно достоверно отображать мир взрослых. В игре с куклами воспроизводятся все значимые события в жизни человека: рождение и смерть, свадьба, праздники, бытовые сцены (нянчить ребенка, ходить в гости и т.д.) В работе я постаралась дать сведения  о ролевых играх  на основе

фольклора, традиций народного речевого этикета. В работе я сделала подборку народных песенок и потешек, которые дети с удовольствием используют в играх с куклами.

      Большое внимание я уделяла «одеванию куклы», при этом познакомила детей с традиционным русскими  мужским и женским костюмами (рубаха, сарафан, понева), женскими головными уборами (кокошник, кичка, сорока) .

     В процессе решения задачи развития детей в народной традиции я использовала детский фольклор: игры, сказки, загадки, скороговорки,  песенки, потешки .

      Особое внимание уделяла подвижным коллективным играм . С детьми мы разучивали различные считалки  и сговороки, без которых невозможно начать любую традиционную игру.

      Разнообразные считалки  очень хорошо использовать для развития памяти и внимания, упражнений в устном счете. Для этой цели в народной традиции существует также немало игр с перечислением, кумулятивных сказок, предназначенных для соревнования в цепкости и объеме памяти.

       Огромную роль в приобщении дошкольников к народной культуре имеют пословицы и поговорки. М. А. Шолохов писал о значении пословиц и поговорок не только для языка, но и для национального самосознания народа: «И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с  такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». Я сделала подборку пословиц и поговорок о родине, мире, об учении, дружбе, совести, правде и смелости, о временах года и широко использовала их на занятиях с детьми .

      Для развития речи и закрепления правильного звукопроизношения незаменимы скороговорки . Дети с удовольствием заучивают скороговорки и соревнуются друг с другом в правильности и скорости произношения.

        Один из великолепных упражнений для ума - это традиционные загадки . Я постаралась отобрать те, которые доступны детям дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...