КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ
календарно-тематическое планирование на тему

Лейман Оксана Николаевна

  Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умение пользоваться фразовой ручью при ответах на вопросы)    Развитие внимания и памяти.  Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnye_zanyatiya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ

                             

                               Занятие 1

   (По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»)

Цель:

  1. Развитие зрительного восприятия (форма, величина).
  2. Закрепление словесного обозначения величин и навыков счета.
  3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
  4. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умение пользоваться фразовой ручью при ответах на вопросы).
  5. Развитие внимания и памяти.
  6. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  большая мягкая игрушка;

  плакат с изображением двух квадратных (большого и маленького) и двух круглых (большого и маленького) окошек;

  плакат и изображением героев сказки «Курочка Ряба»;

матрешки (по количеству детей);

  наборы из трех кубиков (для психолога и каждого ребенка);

  наборы из трех игрушек (для психолога и каждого ребенка).

Ход занятия – описан на стр.7

 

                               Занятие 2

   (По сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»)

Цель:

1.Развитие зрительного восприятия (цвет, величина).

2.Развитие мышления (группировка предметов по цвету и величине).

3.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, развитие умения задавать вопросы и отвечать на них).

4.Развитие внимания и памяти.

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, развитие эмпатии.

Оборудование:

  большая мягкая игрушка;

плакаты с изображениями не раскрашенного и раскрашенного петушков;

  карточки к упражнению «Петушки» (по количеству детей);

  коробки с карандашами (разного размера и цвета).

Ход занятия – описан на стр.11.

 

                               Занятие 3

   (По сюжету русской народной сказки «Репка»)

Цель:

1.Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).

2.Закрепление навыков счета.

3.Развитие мышления и воображения.

4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5.Развитие целенаправленного  внимания и зрительной памяти.

6.Развитие мелкой моторики.

  1. Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  мягкая игрушка;

  фланелеграф;

  плоскостные изображения репки, деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки для работы с фланелеграфом;

  наборы геометрических фигур: желтый круг, шесть квадратов, уменьшающихся по размеру и разных по цвету (для психолога и каждого ребенка);

  предметные картинки: ель, часы, коза, шкаф, мак, автобус;

  тарелочки, линейки-трафареты, листы бумаги, цветные         карандаши, (по количеству детей);

  репка для угощения детей.

Ход занятия – описан на стр.17

 

                               Занятие 4

 

Цель:

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные», совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

3.Развитие мелкой моторики.

4.Развитие умения согласовать свои действия с действиями взрослого.

5.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  мягкие игрушки;

  карточки к упражнениям «Найди одинаковые предметы», «Кто, где живет?», «Две собачки» (по количеству детей);

  простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия – описан на стр.21

 

                               Занятие 5

 

Цель:

1.Развитие зрительной слуховой памяти.

2.Развитие мышления  (классификация).

4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  мягкая игрушка (собачка Жучка);

  предметные картинки: мак, гриб, бабочка, береза, машина, собака;

   карточки к упражнениям «Какой предмет лишний?», «Накорми домашних животных» (по количеству детей);

  тарелочки, линейки-трафареты, листы бумаги, простые         карандаши, (по количеству детей).

Ход занятия – описан на стр.23

 

                               Занятие 6

 

Цель:

1.Развитие восприятия.

2.Развитие внимания и памяти.

3.Развитие речи и мышления.

4.Развитие навыков счета.

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  мягкие игрушки;

  круглые картинки: зеркало, мяч, тарелка, воздушный шар и т.п.;

  карточки к упражнениям «Фигуры под зонтиком», «Пирамидки» (по количеству детей);

  тарелочки, листы бумаги, простые  карандаши, (по количеству детей).

Ход занятия – описан на стр.27

                               Занятие 7

 

Цель:

1.Развитие зрительного и тактильного восприятия.

2.Развитие внимания, памяти, мышления.

3.Развитие навыков счета.

4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  мягкие игрушки;

  сюжетные картинки с изображением времен года;

  геометрические фигуры: желтый круг, зеленый квадрат, красный треугольник (для психолога и каждого ребенка);

  карточки к упражнению «Помоги рыбкам» (по количеству детей);

  пушистые игрушки (кошка, собака, тигренок и т.д.) и гладкие предметы (мяч, карандаш, матрешка и т.п.);

  тарелочки, простые  карандаши (по количеству детей).

Ход занятия – описан на стр.30

                               Занятие 8

 

Цель:

1.Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

2.Развитие внимания и наблюдательности.

3.Развитие мышления и зрительно-двигательной координации.

4.Развитие речи (активация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).

5.Развитие общей и мелкой моторики.

6.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

  мягкая игрушка;

  наборы из красного, синего и желтого кубиков (по количеству детей);

  предметные картинки (будильник, свеча, чайник, мороженое, грелка, солнце, чашка, снежинка) к упражнению «Горячий, холодный, теплый»;

  рамки М.Монтессори, карточки к упражнению «Домики» (по количеству детей);

  тарелочки, цветные  карандаши, (по количеству детей).

Ход занятия – описан на стр.33

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Занятие 1. «БОЖЬЯ КОРОВКА»

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • Развитие зрительного восприятия (цвет, формы, размера предметов);
  • Развитие внимания, речи и воображения

Материалы:

  Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы);

  Большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;

  Черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;

  Лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).

Ход занятия – описан на стр. 8

Занятие 2. «ЛИСТОПАД»

Задачи:

  • Создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • Развитие слухового внимания. Произвольности, быстроты реакции;
  • Развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

  Большой зонт;

  Магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки;

  Два кленовых листа (для каждого ребенка);

  Желтая, красна, зеленая гуашь;

  Лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).

Ход занятия – описан на стр. 13

Занятие 3. «МЯЧИК»

Задачи:

  • Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  • Повышение эмоционального тонуса;
  • Развитие чувства ритма, координации движений;
  • Развитие ориентации в пространстве;
  • Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

  Большой мяч;

  Матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия – описан на стр. 15

Занятие 4. «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Задачи:

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Развитие слухового внимания, производительности, способности быстро реагировать на инструкцию;
  • Снижение излишней двигательной активности;
  • Обучение различию цветов, соотнесению предметов по цвету;
  • Развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождения вещей;
  • Развитие общей моторики;
  • Развитие памяти, речи воображения.

Материалы:

  Картина или фотография «осенний лес»;

  Игрушечный ежик;

  Игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

  Красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каждого  ребенка);

  Красная, желтая и зеленая корзинки.

Ход занятия – описан на стр. 18

Занятие 5. «ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА»

Задачи:

  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик);
  • Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие восприятия, речи и воображения.

Материалы:

  Игрушка (кукла бибабо): «Петрушка»;

  Игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

  Бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика);

  Бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);

  Обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;

  Мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Ход занятия – описан на стр. 22

Занятие 6. «НОВЫЙ ГОД»

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • Отработка быстроты реакции;
  • Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Игрушечный Дед Мороз;

  Новогодняя елка;

  Пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой;

  Краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;

  Лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка);

  Матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и т.п.).

Ход занятия – описан на стр. 26

Занятие 7. «МЯЧИКИ»

Задачи:

  • Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
  • Развитие ориентации в собственном теле;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

  Большой красный мяч и маленький синий мячик;

  Мячи среднего размера (для каждой пары детей);

  Магнитофон, кассета с записью спокойной музыки  и ритмичной плавной мелодии;

  Лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

Ход занятия – описан на стр. 30

Занятие 8. «ЗАЙКА»

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • Развитие умения подражать движениям взрослого;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
  • Снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
  • Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Мягкие игрушки: заяц и лиса;

  Магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки;

  Матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.

Ход занятия – описан на стр. 33

Занятие 9. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения и агрессии;
  • Снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
  • Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Набор для выдувания мыльных пузырей;

  Магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;

  Мячи;

  Мячи для подскоков (хоппы).

Ход занятия – описан на стр. 36

Занятие 10. «МУЗЫКАНТЫ»

Задачи:

  • Создание положительной эмоциональной обстановки;
  • Сплочение группы, обработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
  • Развитие образности и слухового восприятия;
  • Развитие слуховой и зрительной памяти;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Ширма;

  Игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла);

  Игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Ход занятия – описан на стр. 41

Занятие 11. «МАМИН ДЕНЬ»

Задачи:

  • Оптимизация детско-родительских отношений;
  • Воспитание доброго отношения к маме;
  • Развитие двигательных навыков;
  • Развитие слуховой и зрительной памяти;
  • Развитие восприятия, внимания и речи.

Материалы:

  Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);

  Головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);

  Ширма;

  Колокольчик.

Ход занятия – описан на стр. 45

Занятие 12. «МИШКА»

Задачи:

  • Сплочение группы, развитие эмпатии;
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
  • Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • Развитие  внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Игрушечный медвежонок;

  Магнитофон, кассета с записью пения птиц;

  Гуашь желтого цвета, лист с изображением банки (для каждого ребенка), кисточка (поролоновый тампон).

Ход занятия – описан на стр. 48

Занятие 13. «НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА»

Задачи:

  • Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  • Формирование положительной самооценки;
  • Развитие умения  подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
  • Развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  • Развитие  общей и мелкой моторики;
  • Развитие чувства юмора, речи и воображения.

Материалы:

  Игрушечная мышка;

  Розовый и черный косметические карандаши;

  Большие игрушечные часы;

  Магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.

Ход занятия – описан на стр. 52

Занятие 14. «КОЛОБОК»

Задачи:

  • Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
  • Снятие страхов перед сказочными героями;
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие  внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Куклы бибабо (персонажи сказки «Приключения Колобка»);

  Матерчатый мешочек;

  Фрукт и овощ;

  Пластилиновый шарик (для каждого ребенка);

  Дидактический набор «Мисочки»;

  Деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине);

  Спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая скамейка, обруч.

Ход занятия – описан на стр. 57

Занятие 15. «КОТЯТА»

Задачи:

  • Формирование положительной самооценки;
  • Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
  • Снятие мышечного напряжения;
  • Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  • Развитие слухового восприятия. Умения воспроизводить услышанные звуки;
  • Развитие моторики, координации движений. Ориентации в собственном теле;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Развитие  внимания, речи и воображения.

Материалы:

  Магнитофон, кассета «голоса животных и птиц»;

  Желтые, красные. Синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);

  Игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.

Ход занятия – описан на стр. 63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ «УКРАШАЕМ ПРАЗДНИЧНУЮ ЁЛОЧКУ»

Конспект направлен на то, чтобы учить детей составлять целостное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением элементов друг на друга. Занятие по аппликации...

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...