Городское методическое объединение музыкальных руководителей.
учебно-методический материал на тему

Ширикалова Елена Николаевна

Семинар,мастер-класс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска.

Тема: «Развитие сотрудничества у старших

дошкольников в процессе пения».

                                              http://ds-parkoviy.ucoz.ru/ds18/musika.jpg

                     

                       МАДОУ г. Нижневартовска  ДС № 68 «Ромашка»,

ХМАО – Югра.

                 

                                                        Подготовили музыкальные руководители:

                                                                     Ширикалова Е.Н.,    Чустрова И.В.

                                 

                                       

                   

                                       г.Нижневартовск-2014.

В настоящее время социализация личности является важной составляющей системы образования. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, требуют от каждого человека обращения к нормам и правилам общения и поведения, основные из которых заложены в этикете, позволяющем быть успешным в социальном взаимодействии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который вступил в силу с 01.01.2014г. выделены 5 основных направлений развития детей, среди которых первостепенное место отводится социально-коммуникативному развитию детей.

В соответствии с ФГОС, социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания и др.

Наш детский сад в этом году принял статус-пилотной площадки по ФГОС по социально-коммуникативному направлению.

    В этой связи мы направили свою работу на развитие сотрудничества у старших дошкольников в процессе хорового пения, где детский коллектив объединённый общими творческими целями и задачами становится  не просто исполнителем поставленной перед ними задачи ,а  союзниками и партнёрами.

  Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для эмоционального музыкального общения между ними. Важным принципом существования хора является коллективное начало, которое способствует музыкально-исполнительской деятельности, становлению сотрудничества ребёнка в ней, решению детьми таких задач, как способность действовать совместно по заданному образцу, слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение оценивать свою работу и работу других детей.

     Цель нашей работы заключается в пропаганде хорового искусства и детского музыкального творчества, приобщение воспитанников к богатейшим традициям мировой художественной культуры, как средство формирования общей культуры и духовной культуры в целом, нравственных качеств и творческого мышления воспитанников.

 Хоровое исполнительство не может существовать вне социально-коммуникационного процесса. Музыкальная коммуникация в данном виде искусства осуществляется по своим особым законам, поскольку хоровое исполнительство имеет свою специфику: коллективный характер творчества; обязательное наличие фигуры дирижера; работу артистов хора с собственными голосами; открытость, доступность хорового пения и другие особенности.

Хоровое исполнительство, в свою очередь, благодаря своим свойствам и функциям, имеет ряд преимуществ в коммуникационном аспекте по сравнению с другими видами музыкальной деятельности. Выделим из них следующие:

• Доступность. Демократизм. Хоровое исполнительство предоставляет человеку возможность стать прямым или косвенным участником хорового пения. Хоровое пение понятно для всех, кто имеет слух.

• Позитивность. Петь приятно, поскольку музыка воздействует на эмоциональную сферу человека, настраивает на позитивный лад.

• Влияние на сознательный и подсознательный уровень. Использование в хоровом исполнительстве человеческого тембра приводит к прямому активному эмоциональному отклику реципиентов на подсознательном уровне. В условиях хорового коллектива данное влияние умножается в десятки раз. Имеющийся вербальный текст и программность хоровых произведений действует на сознательный уровень реципиента.

• Воспитательная и дидактическая функции. Вместе с пением соучастники слышат и повторяют определенный поэтический текст, и таким образом и подсознательно, и осознанно впитывают идеи, знания, образы, заложенные авторами.

• Эстетическая функция. Формирование ценных ориентиров, эстетического вкуса, приобщение к культурному наследию.

• Объединяющая функция. Хор объединяет людей в общем деле, что упрощает связи внутри коллектива и увеличивает силу воздействия идей на слушателей. Данная функция реализуется и на макроуровне (личности, группы людей), и в масштабе народа, государства, мира (массовость).

• Социальная функция. Народность, массовость хорового искусства. Возможность формировать культурный уровень населения.

  Итак, хоровое пение, благодаря выделенным свойствам, представляет собой мощный транслятор, объединяющий людей на основе общих идей. Вместе с этим прослеживаются масштабные возможности сознательного и подсознательного влияния хорового искусства на формирование системы ценностей в социуме.

 Изучив технологии известных педагогов, обращаясь к опыту работы педагогов разделяющих и углубляющих идею развивающего потенциала музыки, её роли в становлении, воспитании и самораскрытии детской личности, я разработала систему по развитию сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в процессе хорового пения.

Одним из видов социально-коммуникативного развития являются

Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.

К ним относится практически весь детский фольклор — частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но — с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.

Так Музыкально-вокальная игра-«Яблонька»-учит детей проявлять самостоятельность в инсценировании хороводной песни. Поставленная перед детьми задача требует максимальной сосредоточенности от каждого ребёнка в отдельности и от всего коллектива в целом. Здесь ярко проявляются музыкальные и творческие способности детей, умение договариваться и действовать сообща.

Содержание игры: Участвует вся группа детей. По содержанию хороводной песни определяются несколько ролей: яблонька, ветер(несколько детей),зайчики (несколько детей),солнышко. Дети самостоятельно распределяют роли и выполняют действия согласно тексту песни.

  «Яблонька».

   (Сл.Н.Забилы,муз.Е.Тиличеевой)

Маленькая яблонька, подрастай!

Маленькая яблонька, расцветай!

Солнышко весеннее, жарче грей!

Зрейте, зрейте, яблоки, поскорей!

Мы в обиду яблоньку не дадим,

Мы от ветра яблоньку оградим,

Станем ветер северный отгонять,

Будем нашу яблоньку охранять.

Мы в обиду яблоньку не дадим,

Мы за нашей яблонькой приглядим,

Станем серых зайчиков отгонять, будем нашу яблоньку охранять.

Сотрудничество-одна из основ общения. Оно задаёт основания жизненно важным способам поведения и деятельности дошкольника, обеспечивающим его самореализацию в условиях взаимодействия с другими людьми.

Для развития коммуникативных умений и навыков использую хороводы, игры приветствия, коммуникативные телесные и контактные игры, народные хороводные игры.

 Известно, исполнение обрядовых песен хором и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включённых в это действо исполнителей. Активные участники хоровода начинают ощущать коллективную силу своей группы.

  Структура хороводных песен связана с их динамической (игровой и танцевальной) функцией и характеризуется системой повторений. Жанровый признак хороводных песен-припев, основанный на мелодии запева.

   Изначально не было признано сочинять хороводные песни для детей, про их детство, про их близких. Однако, детям нужны современные хороводы, которые были бы наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. До последнего времени таких хороводов не было.

Но мы нашли возможность  и представляем вашему вниманию  «Новогоднюю – хороводную песню написанную поэтом Михаилом Грозовским  и композитором Станиславом Коренблитом из цикла методических материалов под названием «Весёлый день дошкольника», приобщающей детей к современной культуре, развитию чувства групповой принадлежности.

                                              Новогодняя.

1.Целый год его мы ждали часа новогоднего.

Ой, верно, да, верно, часа новогоднего.

 2. Сами вешали игрушки, наряжали ёлочку.

Ой, верно, да, верно, наряжали ёлочку.

 3. Заблестали, засверкали звёздочки с гирляндами.

Ой, верно, да, верно, звёздочки с гирляндами.

4.Снеговик привёз на праздник нам из леса весточку.

 Ой, верно, да, верно, нам из леса весточку.

5. Заплясали возле ёлки зайки с медвежатами.

Ой, верно, да, верно, зайки с медвежатами.

6.Скоро, скоро к нам приедет Дед Мороз с подарками!

Ой, верно, да, верно, Дед Мороз с подарками!

7.Скоро, скоро мы увидим милую Снегурочку!

Ой, верно, да, верно, милую Снегурочку!

8.Будем петь мы с ними вместе песню новогоднюю.

 Ой, верно, да, верно, песню новогоднюю.

 Сотрудничество-согласованная совместная и ценностно значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов.

   В пении и песенном творчестве использую приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания (Придумай и спой песенку, «Закончи мелодию», дидактические игры «Передай звук по цепочке», «Весёлый бубен.)

Так, знакомя детей с песней «Зимний вечер»- Муз.М.Ройтерштейна  предлагается сесть в круг и спеть песню про темноту, чтобы её позвать в гости. Трогательную песню надо петь без аккомпанемента фортепиано, сопровождая пение лёгкими равномерными шлепками: по своим коленям двумя руками, затем , раскинув руки, по коленям соседей справа и слева(как в игре  «Плетень»).Такое движение завораживает и объединяет, создаёт атмосферу единения. Петь негромко, побуждая детей прислушиваться друг к другу и наслаждаться самим  процессом  совместного пения.

Для успешного выполнения работы применяла различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй), в ходе которой разучивались хороводные песни направленные на сотрудничество, дружбу и взаимодействие между людьми.

                               «Дружат дети всей земли».

               (сл.В. Викторова,муз. Д. Львова-Компанееца)

1.Шире круг,шире круг, музыка зовёт,

   Всех друзей, всех подруг,

    В шумный хоровод.

Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружа реки и леса,

Дружат в хоре голоса.

2.Шире круг, шире круг, музыка зовёт,

  Всех друзей, всех подруг,

   В шумный хоровод.

Дружат птицы в вышине,

Дружат рыбы в глубине,

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран.

3.Шире круг, шире круг, музыка зовёт,

   Всех друзей, всех подруг,

   В шумный хоровод.

Дружат солнце и весна,

Дружат звёзды и луна,

Дружат в море корабли. Дружат дети всей земли.

Игровая ситуация «Стань звездой». Воспитанникам предлагается принять участие в конкурсе на звание лучшего исполнителя детской песни. Сам конкурс проводится по аналогии  известных конкурсных телевизионных программ. Предлагаемая ситуация интересна дошкольникам по содержанию, отражает особенности современной  музыкальной субкультуры детей. Однако она требует большой отдачи и активности от всех участников. В ходе игры необходимо проявит умение  управлять собой, уступать другим, согласовывать действия в коллективном выступлении, а также быть нацеленным на  достижение общего результата. Кроме того, в игре ярко проявляются музыкальные способности детей. Стимулом к проявлению инициативы станет получение главного приза. На музыкальных занятиях  и в ходе индивидуальной работы с детьми музыкальный руководитель готовит их к сольному выступлению, пению дуэтом, вокальной группой и хором под музыкальное сопровождение или фонограмму. В музыкальном зале или группе специально оформляется сцена для выступления «маленьких звёзд». В качестве зрителей приглашаются дети других групп детского сада и родители участников конкурса.

   Общение-одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

  Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства, воспитывать в них добрые, товарищеские взаимоотношения и ощутить радость  от коллективного исполнения. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно-эмоционального мира ребёнка, через приобщение к ценностям музыкального искусства, ведь музыка-искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей.

                                   Список литературы:

1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б.В.Асафьев.-Л.:Музыка,1973.-283с.

2.Бердяев Н.А. О назначении человека/Н.А.Бердяев.-М.:Нацка,1993.-267с.

3.Выготский Л.С.Психология искусства/ Л.С.Выготский.-М.: Наука,1968.-238с.

4.Вендрова Т.Е.  Пусть музыка звучит/Т.Е.Вендрова-М:Просвещение,1990.-96с.

5.Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания//Искусство в школе,1995-№2,с.64-65.

6. Назайкинский Е.О. О психологии музыкального воспитания/Е.О.Назайкинский.-М.:Музыка,1972.-340с.

7.СохорА.Н.Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия//Вопросы социологии и эстетики/А.Н.Сохор.

М.:Искусство,1986.-238с.

8.А.Г.Гогоберидзе,В.А.Деркунская Детство  с музыкой/А.Г.Гогоберидзе,В.А.Деркунская-ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2010г.-656с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение музыкальных руководителей Вязниковского района «Инновационные аспекты взаимодействия с семьёй в музыкальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Инновационные подходы во взаимодействии с семьями по вопросам развития музыкальных способностей у дошкольников.«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир г...

План мероприятий городского методического объединения музыкальных руководителей на 2019-2020годы

Материал содержит список мероприятий, планируемых для проведения на Методличесом Объединении музыкальных руководителей г Хабаровска в 2019-2020 году....

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...

Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.

Важнейшие направления дошкольного образования: - позновательное развитие;- восприятие музыкальных произведений;- дидактические игры;- познавательно-исследовательская деятельность....