Роль музыки в познавательном развитии ребенка в ДОО. Мастер класс. Выступление на городском методическом объединении музыкальных руководителей.
материал

Светлана Витальевна Кистанова

Важнейшие направления дошкольного образования: 

- позновательное развитие;

- восприятие музыкальных произведений;

- дидактические игры;

- познавательно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_poznavatelnom_razvitii.docx22.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №23

Роль музыки в познавательном развитии ребёнка в ДОО.

Мастер класс.

Выполнил: Кистанова Светлана Витальевна,

музыкальный руководитель,

 первая квалификационная категория,

выступление на гор. МО

музыкальных руководителей

 (октябрь 2023г.)

Чебаркуль


Роль музыки в познавательном развитии ребёнка в ДОО.

Мастер класс

Добрый день, уважаемые коллеги!

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений

дошкольного образования. Задача педагога – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности и познавательной активности. Основными формами организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях являются:

1. Восприятие музыкальных произведений.

2. Дидактические игры.

3. Познавательно-исследовательская деятельность.

Восприятие музыкальных произведений – это один из основных видов музыкальной деятельности человека. Музыка успокаивает, вызывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость. У детей слушание музыки развивает познавательный интерес и расширяет музыкальный кругозор.

Слушая музыкальные произведения, беседуя о характере и содержании музыкального произведения, ребенок знакомится с историей и культурой родного края и России. Усваивает представления о природе, о жизни и деятельности человека. 

Дидактические игры – следующая форма организации познавательной деятельности на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, созданных

для решения задач обучения, воспитания и развития детей. Сущность дидактической игры - решать умственные задачи, предложенные им в занимательной форме и находить решения проблемных ситуаций.

Например, дидактические игры«Узнай и спой песню по картинке»;

«Музыкальный магазин»«Назови композитора» – способствуют развитию восприятия и музыкальной памяти.

Познавательно-исследовательская деятельность - следующая формаЭто своего рода детская лаборатория, в которой ребенок получает массу сведений о новом объекте в процессе его практического исследования. Дети учатся задавать вопросы (из чего? для чего? как использовать?), задумываются над ответами на них, пытаются найти ответы самостоятельно.

Например, знакомя детей с музыкальными и немузыкальными звуками, педагог подводит детей к исследованию, определяя проблемные вопросы: «Что такое звук?»«Как он, получается?»«Откуда берутся звуки?», а затем вводит в процесс создания детских самодельных игрушек-инструментов. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков и творческое самовыражение.

Таким образом, представленные формы проведения музыкальной деятельности позволяют обеспечить развитие познавательной деятельности.

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

У меня есть сундучок,

Что же в нем скрывается?

Руку только протяни,

Что лежит, ты в нем возьми.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом. Для начала я предлагаю прослушать две, знакомые нам с детства песни, а затем, наши участники исполнят ритмический рисунок одной из них, а вы, должны угадать, какая именно песня прозвучала.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «В траве сидел кузнечик», «Маленькой ёлочке», в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника, память. Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.

2. А вот еще одно упражнение «Игра на мячах» (зеленые нотки)

Раздаются воздушные шары и барабанные палочки. Надо повторить заданный ритм. (бум-бум- туки - тук)

Такие упражнения развивают у детей координацию движения, развивают слух, помогают скооперировать движения под музыку.

3. Переходим к следующим играм

(Участвуют все присутствующие)

Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а) хлопок;

б) шлепок по коленям;

в) притоп;

г) два пальчика над головой.

  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

4. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов) (желтые нотки) 

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещотка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(балийский ксилофон)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик, треугольник)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(тон-блок)

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Развивается чувство ансамбля.

5. Театр пантомимы (задание для участников с синими нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку, изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Игровые тренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

«Использование тактильно - сенсорных пособий в образовательной деятельности для развития моторных функций и когнитивных способностей дошкольников» (мастер – класс для педагогов городского методического объединения групп раннего и дошкольного возрастов)

Актуальность: развитие мелкой моторики и сенсорных представлений остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, в том  числе детей с ОВЗ, оп...

План мероприятий городского методического объединения музыкальных руководителей на 2019-2020годы

Материал содержит список мероприятий, планируемых для проведения на Методличесом Объединении музыкальных руководителей г Хабаровска в 2019-2020 году....

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г. Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохранение психофизического и социального здоровья детей с ТНР»

Материалы городского методического объединения музыкальных руководителей г.Волгодонска «Организационно-педагогические подходы в деятельности музыкального руководителя, направленные на сохра...