Главные вкладки

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке
    учебно-методический материал на тему

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников  на прогулке

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением физического развития детей  № 4 «Родничок» муниципального

     образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры

    городской округ город Радужный

    Семинар-практикум для воспитателей -

     «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке»

    Из опыта работы воспитателя группы общеразвивающей

    направленности от 5-ти до 6-ти лет № 5 «Ягодка»

    Бородкиной Нины Владимировны

    2015

    Актуальность.

           В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

          Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.    Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно  ориентирована на каждого ребёнка.  Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта  образами природы – полными и яркими.

          Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять  первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить  своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

          С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).

         Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

         В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости  объектов и явлений природы. «Живое»  действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные  связи.

    Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

        Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность  и способность  к самостоятельному экспериментированию.    

                                     

    Задачи:

    1.Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

    2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

    3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

    4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

                         

    Этапы реализации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:

    1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

          Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

    2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

         Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

    3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

          Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

    4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

          Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.            

            В познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие эффективные методы познания закономерностей  и явлений окружающего мира,  как - наблюдение, экспериментирование, экскурсии.  

           Остановимся подробнее на каждом из них:

    Наблюдения.

     

         Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей  большой интерес.  

            В осенний период   в  ходе прогулок  с детьми мы: Сравниваем листочки по форме, величине, цвету,  наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков.  Собираем  шишки (сортируем, классифицируем, группируем), тренируемся  в порядковом счете.  Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Развиваем исследовательский интерес к осенней  природе и природным явлениям.

          В  зимний период в ходе прогулок  с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки  и рассматриваем их по величине, форме.  Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу.  Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.

          В ходе прогулок  с детьми в весенний  период мы: Формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений.    Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной.   Осуществляем исследование  длины и ширины ручейков, сравниваем их.  Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем  корабликов в лужи и ручейки.  Наблюдаем за сосульками,  за ветром и облаками. Рассматриваем   первые листочки, сравниваем их по величине.

           В летний  период на прогулках с детьми мы:  Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов.  Развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой.  Осуществляем наблюдения за дождем, ветром,  облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.

     

    Экспериментирование.

           Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.

           Технология экспериментирования является одной из составляющих области познавательное развитие, которая предполагает:  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;  формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).

          Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и  наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 

         Экспериментирование проводится в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности. Опыты с природным материалом, совместная и самостоятельная деятельность на прогулке позволяет дошкольнику лучше познать окружающий мир. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

         При планировании экспериментальной деятельности по ознакомлению с явлениями природы необходимо учитывать сезонность.  А также должны быть созданы необходимые условия для исследовательской деятельности: как для  проявления детьми самостоятельности и удовлетворения своих потребностей и интересов, так и совместной деятельности со взрослыми, где ребенок обучается определенному алгоритму действий.

          На прогулке можно проводить следующие эксперименты:

    - «Твердое - жидкое»;

    - «Лед-вода»;

    - «Где быстрее растает лёд»;

    - «Следопыты»;

    - «Взаимодействие воды и снега»;

    - «Свойства снега, воды, песка»;

    -  «Почва на участке»;

    - «Жизнь под снегом»;

    - «Солнечные зайчики»;

    - «Откуда берутся семена»;

    - «Почему семена прорастают?»;

    - «Куда дует ветер?»;

    - «Свойства песка» и др.

             В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково–исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность,  инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.

    Экскурсии.

            Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также  по экологической тропе  проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию  исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.

           Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

            

         Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада - всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные  вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

    Структура исследовательской деятельности на прогулке по разделам:

    «Живая  природа. Неживая природа»

    в старшей,  подготовительной к школе группах.

    Неживая природа

    Объекты исследования

    Старшая группа

    Содержание работы (что исследуем)

    Подготовительная группа

    Содержание работы (что исследуем)

    «Почва»

    • Песок, глина, камень – составные части почвы.
    • Разные виды почвы. Свойства песка
    • Перегной, его образование, значение для растений. Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит её плодородие, что это влияет на рост и развитие растений.
    • Почва – среда обитания растений и животных.
    • Для чего удобряют почву. Научить удобрять почву.
    • Определение благоприятности почвы  для развития некоторых растений (влажность, плотность, заражённость микроорганизмами).
    • Значение почвы для растений, животных, человека.
    • Воздействие человека на почву, её значение для людей.

    «Воздух»

    • Значение температуры воздуха для жизни растений и животных.
    • Сравнение воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из неё) и предметами.
    • Воздух – среда обитания живых организмов, значение воздуха для жизни.
    • Что такое ветер
    • Воздух, его сила. Использование воздуха человеком (флюгер, ветряная мельница)
    • Влияние воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира.
    • Отрицательное и положительное влияние человека на атмосферу (воздух)
    • Приспособление человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественном воздухом).

    «Вода»

    • Вода – среда обитания растений, животных, человека.
    • Сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
    • Переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
    • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)
    • Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете. Круговорот воды в природе, механизм конденсации (туман, роса и т.д.).
    • Чистая и грязная вода. Способы очистки воды. Отрицательная и положительная роли человека.
    • Значение воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни)

    « Земля, космос»

    • Дать представление о Солнце, Луне, земле. Познакомить с причинами смены дня и ночи, времён года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

    Живая природа

    Объекты исследования

    Старшая группа

    Содержание работы (что исследуем)

    Подготовительная группа

    Содержание работы (что исследуем)

     «Растения»

    • Выявление основных признаков живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений.
    • Выявление основных функций частей растения.
    • Подвести к пониманию зависимости видоизменения растения от факторов неживой природы (вода, свет, тепло)
    • Побуждать устанавливать некоторые взаимосвязи в  экосистемах: между живой и неживой природой, растениями и животными.

    • Сформировать умения определять видоизменения строения растений как приспособление к природно – климатическим условиям зонам Земли.
    • Побуждать к выделению взаимной обусловленности живой природы и факторов неживой природы (свет, влага, температура, почва) в разных условиях (уличные, комнатные растения)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

    Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

    КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

    КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

    Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

    Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

    Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

    Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

    музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

    Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

    "Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

    познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

    Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

    Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...