"Проектная деятельность в музыкально-литературном кафе по восприятию художественной литературы и фольклора дошкольниками"
методическая разработка на тему

Нуфер Ольга Николаевна

    Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание знакомству дошкольников с лучшими произведениями художественной литературы и фольклора для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

    Как научить детей интересно, творчески, полноценно  жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост –  научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему  успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektmicrosoft_word.docx21.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в музыкально-литературном кафе по восприятию художественной литературы и фольклора дошкольниками»

    Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание знакомству дошкольников с лучшими произведениями художественной литературы и фольклора для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

    Как научить детей интересно, творчески, полноценно  жить в динамичном, быстро меняющемся мире? Ответ прост –  научить ребенка творческому видению, исследовательскому поведению. Именно эти качества личности позволят ему  успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни.

  Проектная деятельность, как подчеркивают Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец [1], является инновационной педагогической технологией в современном дошкольном образовании. Поэтому с введением ФГОС  образовательная область «Художественно-Эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),  а также восприятие музыки, художественной литературы, фольклора педагогическому коллективу было предложена  идея открытия  в детском саду литературно-музыкального кафе. В своей работе учитываем   следующие                   принципы осуществления проектной деятельности:

  • форма игры,
  • познавательная и исследовательская деятельность,
  • форма творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Проектная деятельность проходит в 3 этапа, рассчитана на взаимодействие детей, родителей, воспитателей.

В задачах, которые мы поставили для решения проектной деятельности, мы уделили особое внимание привитию детям  интереса к личности поэта, писателя. Детям интересно знакомиться  с фактами биографии поэта, писателя.          

Уже в  дошкольном возрасте дети способны воспринимать и понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые закладывают в дошкольном детстве. Каждый ребенок, участвующий в проекте проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения в различных видах детской деятельности. Но восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Сложность восприятия и понимания  заключается  в том, что это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Начиная с младших групп, мы в детях развиваем предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений художественной литературы, фольклора. Осуществляется эта работа с помощью литературных произведений разных жанров. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства литературного произведения и глубокое идейное содержание, необходимо помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, раскрыть их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, чтобы им полюбились и надолго запомнились  образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту, музыкальность и ритмичность стихотворения, глубже осознавать его содержание. 

В музыкально-литературной гостиной детского сада прошли следующие педагогические проекты:                                                                                                      -Осень пришла к нам, на порог детского сада, разукрасила музыкальный зал  в желтые,  и багряные цвета листьев, радуясь, что наступила её пора,  и в детском саду впервые гостеприимно открыло свои двери музыкально-литературное кафе «Осенний блюз». Каждая  семья, участвующая в конкурсе, подарила нам осеннее разноцветье артистизма, творчества, выдумки, фантазии, интеллектуальности. По окончании мероприятия родителям вручены благодарственные письма

-Литературно-музыкальное кафе по творчеству В. Берестова «Как хорошо уметь читать». Это мероприятие было организовано по инициативе учителя-логопеда и проведено совместно с сельской библиотекой.

-В 2013 году к 105-летию со дня рождения Н. Носова замечательного детского писателя в детском саду был организован педагогический  проект «В путешествие по произведениям Н. Носова».  Из этого проекта дети узнали, что Николай Николаевич Носов,  начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

- В ходе проекта «Малахитовая шкатулка» дети узнали, что в  2014 году исполнилось 135 лет со дня рождения замечательного мастера слова - Павла Петровича Бажова. Его чудесная книга «Малахитовая шкатулка», итог жизни писателя, явилась в свет в 1939 году, когда автору исполнилось уже 60 лет. Волшебные и реальные герои этой уникальной книги открыли неведомую ранее страницу русского фольклора – «сказы» уральских рабочих – и сразу покорили сердца детей и взрослых.       

Отдельно хочется отметить взаимосвязь детского сада и библиотеки. Они наши давние партнеры.  Приятно чувствовать их заинтересованность и настоящее понимание педагогического процесса, им удается исполнение самых разнообразных ролей - деда Лесовика и Кикиморы, Бармалея и Бабы Яги, Скоморохов. Сказочные персонажи, их приключения помогают нам  в формировании положительных ценностей и жизненных приоритетов у наших дошколят.   Встречи с маленькими читателями - наша добрая традиция - всегда проходит в тёплой непринужденной атмосфере. Интересно проходят экскурсии старших дошкольников в сельскую библиотеку, где для детей проводятся конкурсы знатоков по произведениям К. И. Чуковского и А. С. Пушкина.  Своевременна была встреча  встречу с детьми в детском саду, на которой познакомили детей с творчеством С.Я. Маршака, посвященную 125-летию со дня рождения поэта и переводчика.            

  В результате проектной деятельности наши дети учатся воспринимать и понимать литературные произведения и посредством этого формируются как личность.

                                         

Старший воспитатель О.Н. Нуфер СПДС «Колобок» с. Пискалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»

Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА) Тематическое поле – «Ценностное отношение к благотворительности созидательной деятельности взрослого на благо других»

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие художественной литературы являе...

Доклад на пед.совете ноябрь 2017 г. «Развитие речи младших дошкольников через восприятие художественной литературы и фольклора»

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

План - конспект НОД по коммуникативной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклора Тема: «Путешествие в зимний лес»

План - конспект НОДпо коммуникативной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклораТема: «Путешествие в зимний лес»...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...