Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».
консультация на тему

Товарищева Елена Владимировна
«Мы не должны забывать о своем 
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные  отличия  сохраняются
и в ХХ1 веке, если будем  озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»Д. Лихачев
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития  гуманитарной культуры, ориентирующей  педагога на воспитание  подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей 
Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение?
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего  детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет
Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: – это идет  от души, а душа добра и красива.
Не секрет, что изобразительное искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими. Искусство осваивает и, вместе с тем, представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.
Ребенок формируется на основе эстетического восприятия, образных представлений. Впоследствии это обеспечивает ему успешное владение учением и спокойную адаптацию к переходу из детского сада в школу.
Искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение, в связи с этим, имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и созерцаемый детьми в разных идах художественной деятельности
Хочется  подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка.Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребенка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. В этой деятельности опыт не только формируется, но осознается и переживается. В связи с этим, как отмечает Т. С. Комарова, художественно-творческая деятельность направлена как на отражение впечатлений, полученных в жизни, так и на выражение своего отношения к изображаемому. Она подчеркивает, что выражение это есть проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества. Это имеет особое значение для  духовно-нравственного воспитания.
Проблема духовно – нравственного воспитания детей в последнее время стала чрезвычайно актуальной. Все понимают поистине болезненное состояние нашего общества и предлагают свои пути решения этой проблемы. Понимая уникальность дошкольного возраста, этого периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму.
С 2013 года я начала работу над проблемой духовно – нравственного воспитания детей средствами изобразительной деятельности . Мною  был разработан цикл занятий названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. На этих занятиях  дети творят своими руками , и свои работы  дарят детям инвалидам бабушка, дедушкам.
- знакомство с календарными православными  и татарскими праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха,  СөмбелэНардуган, Науруз
Проводим - тематические выставки детского творчества.
На этих занях  я могу передать детям знания о культуре и традициях нашего края. Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности способствует творческому росту детей.  Дети  группы в которой я работаю  постоянно участвуют в различных всероссийских и республиканских конкурсах. Кроме этого, данная работа способствует установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям. 
В моей работе также помогают и родители. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому я в своей работе пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Родители  участвуют в совместных праздниках. . Дети вместе с родителями знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье так и в татарской семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.Родители  активно принимают  совместное участие вмастер классах. В группе устраивают праздники как православные так и татарские. 
В заключении мне хотелось бы сказать: потребность создать у ребенка целостную картину мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Сверхзадача для педагога в данном случае вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства.Источником прекрасных образов, чувств, мыслей, проявлением интеллектуальных и познавательных компонентов являлись изобразительное искусство.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мы не должны забывать о своем 
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные  отличия  сохраняются
и в ХХ1 веке, если будем  озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»
Д. Лихачев

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития  гуманитарной культуры, ориентирующей  педагога на воспитание  подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей

Дошкольное детство – важный этап  в становлении морального облика человека.  В эти  годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает  появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются  с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение?

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего  детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  сохранялся с раннего детства и до школьных лет

Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: – это идет  от души, а душа добра и красива.

Не секрет, что изобразительное искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими. Искусство осваивает и, вместе с тем, представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.

Ребенок формируется на основе эстетического восприятия, образных представлений. Впоследствии это обеспечивает ему успешное владение учением и спокойную адаптацию к переходу из детского сада в школу.

Искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение, в связи с этим, имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и созерцаемый детьми в разных идах художественной деятельности

Хочется  подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка.Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребенка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. В этой деятельности опыт не только формируется, но осознается и переживается. В связи с этим, как отмечает Т. С. Комарова, художественно-творческая деятельность направлена как на отражение впечатлений, полученных в жизни, так и на выражение своего отношения к изображаемому. Она подчеркивает, что выражение это есть проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества. Это имеет особое значение для  духовно-нравственного воспитания.

Проблема духовно – нравственного воспитания детей в последнее время стала чрезвычайно актуальной. Все понимают поистине болезненное состояние нашего общества и предлагают свои пути решения этой проблемы. Понимая уникальность дошкольного возраста, этого периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму.

С 2013 года я начала работу над проблемой духовно – нравственного воспитания детей средствами изобразительной деятельности . Мною  был разработан цикл занятий названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. На этих занятиях  дети творят своими руками , и свои работы  дарят детям инвалидам бабушка, дедушкам.

- знакомство с календарными православными  и татарскими праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха,  СөмбелэНардуган, Науруз

Проводим - тематические выставки детского творчества.

На этих занях  я могу передать детям знания о культуре и традициях нашего края. Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности способствует творческому росту детей.  Дети  группы в которой я работаю  постоянно участвуют в различных всероссийских и республиканских конкурсах. Кроме этого, данная работа способствует установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям. 

В моей работе также помогают и родители. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому я в своей работе пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Родители  участвуют в совместных праздниках. . Дети вместе с родителями знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье так и в татарской семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.Родители  активно принимают  совместное участие вмастер классах. В группе устраивают праздники как православные так и татарские.

В заключении мне хотелось бы сказать: потребность создать у ребенка целостную картину мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Сверхзадача для педагога в данном случае вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства.Источником прекрасных образов, чувств, мыслей, проявлением интеллектуальных и познавательных компонентов являлись изобразительное искусство.

Сообщение на тему

«Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства».

На муниципальном методическом объединении

«Художественное творчество».

                                                             Воспитатель МБДОУ №6 «Улыбка»

                                                          Товарищева Елена Владимировна.

                                   Вторая кв.категория.

2015год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"

Данную работу я готовила  на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...

Сообщение на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и опре...

«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства».

Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства»....

Отчет по самообразованию за 2022-23 уч. год на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравств ен...