Беседа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

- Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси.

- Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

- Развивать восприятие, воображение, речь.

- Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_natsionalnaya_odezhda_hanty_mansi.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»

 

 

Цели:

- Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси.

- Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

- Развивать восприятие, воображение, речь.

- Воспитывать любознательность, уважение к традициям коренных народов Севера, интерес к культуре народов ханты и манси.

 

Материал: картинки с изображением быта ханты и манси (шьют одежду, вышивают бисером, охотятся, ставят чум); картинки с изображением одежды и обуви; образцы орнаментов для украшения одежды.

 

Словарная работа: обласок, малица, платок с кистями, халат, кисы, орнамент, бисер, чум, юрта.

 

Ход:

 

Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласила в гости бабушка Имиль. Музей находится далеко, за рекой. Добраться туда нелегко. Поплывём мы с вами на хантыйской лодочке, которая называется обласок. Этот обласок выдолблен из толстого ствола дерева.

(Имитация движений греблей вёслами.)

Вот мы с вами и в музее. Посмотрите внимательно на эти картины.

Что вы видите?

 

Дети: Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр, мужчины ловят рыбу, едут в оленьих упряжках, строят дом.

 

Воспитатель: Правильно. Молодцы, вы очень внимательные.

-Посмотрите, как одеты женщины. На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.

- Как вы думаете, из чего ханты строят свой дом, который называется чум?

 

Дети: из палок и из шкур оленя.

 

Воспитатель: правильно, дом из бересты называется чум. Еще ханты живут в избушках.

Я вам сейчас покажу небольшой кусочек шкуры оленя, вы можете его погладить, потрогать, чтобы понять какая шкура толстая и теплая.

 

Ребята: Вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении. Во время сбора ягод или при ходьбе по кочкарнику (по кочкам) его можно поддернуть за пояс.

- Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.

 

Физкультминутка:

Игра «Поймай оленя». (Задеть петлей веревки друг друга).

А теперь, рассмотрите орнамент, украшающий одежду. Все элементы орнамента имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев: «Рог оленя самца», «Заячьи ушки», «Лапы лисы», «След маленьких крестов», «Рябь воды», «Накаты волн», «Голова соболя», «Гнездо птицы», «Ноги маленькой лягушки», «Пасть щуки», «Солнце», «Ветки березы».

- Как вы думаете, почему так называется орнамент, почему ханты дали такие названия? Что вам напоминает этот орнамент?

(Ответы детей)

 

Воспитатель: Правильно, орнамент похож на ушки, лапки, рожки животных, на солнышко, на волны.

Молодцы ребята, вы были очень внимательны, и бабушка Имиль дарит вам образцы орнаментов «Ветки берёзы», «Солнце».

Теперь можно отправляться обратно в детский сад, где мы раскрасим цветными карандашами подаренные орнаменты.

Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.

 

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята расскажите, где мы сейчас с вами были.

Дети: Мы были в музее.

Воспитатель: На чем мы добирались до музея.

Дети: На лодке, которая называется обласок.

Воспитатель: С одеждой каких народов мы познакомились. (Ханты, манси)

Как называется одежда мужчин? (Малица)

Как называется обувь? (Кисы, унты)

Какую одежду носят женщины? (Платье, халаты, платок на голове)

Чем украшается одежда? (Орнаментом, вышивается бисером)

Кто запомнил названия орнаментов?

Почему у них такое название? (Орнамент похож на лапы, следы животных и птиц, на ветки деревьев)

Что вам подарили в музее? (Орнаменты)

Для чего он нужен?

В заключение дети раскрашивают орнаменты цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ

ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ...

консультация "национальные праздники хантов и манси"

В консультации для педагогов и родителей говорится о некоторых главных национальных праздниках народов севера. Традициях праздника, времени года, особенностях....

Национальный праздник Ханты и Манси " Вороний день"для детей старшего дошкольного возроста

Интегрированное занятие-развлечение Национальный праздник ханты и манси: «Вороний день.»  Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В п...

Беседа - презентация " Индийская национальная одежда"

Знакомство детей с видами, красотой и разнообразием красок в индийской национальной одежде....

Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси»

Конспект совместной деятельностивзрослого с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области«Художественно-эстетическое развитие» (рисование по нетрадиционной технике-...

Проект "Национальный костюм Хантов и Манси"

Национальный костюм Хантов и Манси  проект...