ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смекалочка» в подготовительной группе Область «Познание»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Гермогенова Анастасия Гавриловна

ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смекалочка»

в подготовительной группе

Область «Познание»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx165.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Сардана» с.Хатыстыр Алданский улус РС(Я)

ПРОЕКТ

РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смекалочка»

в подготовительной группе

Область «Познание»

Срок реализации проекта  сентябрь-май 2014-2015 год

Автор проекта: Гермогенова Анастасия Гавриловна

Проект реализации образовательной деятельности  «Смекалочка»

                                                                                              «Перед  каждым ребенком открыта своя дорога  

                                                                                                нормального развития» В.В.Зеньковский

Команда по осуществлению проекта:

Гермогенова Анастасия Гавриловна – 1 кв. категория

Мартынова Наталья Борисовна -2 кв. категория

Участники:

Дети подготовительной к школе группы и их родители.

Тип:

Информационно-практический, познавательный.

Способ реализации проекта:

Совместные  игровые занятия  детей и их родителей.

Цель:

  • Разработка и апробация модели взаимодействия ДОУ и родителей в процессе познавательного развития.
  • Развивающая  цель – развитие и усовершенствование логического  мышления (Внимания, памяти, восприятия)
  • Воспитывающая цель – выявление уровня  овладения ребенком умений и знаний в соответствии с программой обучения.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

•        Создать  оптимальные условия для познавательного развития      каждого ребенка, учитывая его возрастные особенности.

•        Вооружать знаниями  детей для психологической  подготовки к   обучению в школе.

•        Привлечение  и помощь родителей  при  реализации данного проекта.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Актуальность:

Проблема подготовленности ребенка к школе была актуальна всегда. Каждый родитель хочет и желает видеть своего ребенка самым умным, самым лучшим, самым успешным. По мнению научных исследований все равно 30-40% детей приходят в среднюю школу неподготовленными.  И главной задачей каждого педагога, который готовит детей к школе, это  подготовить  детей к поступлению в первый класс.

Предполагаемый результат:

Активное участие родителей  в реализации проекта по познавательному развитию.

Вступление

О чем мечтают дети? О чем мечтают родители?

Дети, как и мы, мечтают быть самыми лучшими, самыми красивыми, самыми умными. Каждый родитель  озабочен главным вопросом: будет ли его ребенок самым- самым? Эти самые лучшие качества надо воспитывать, учить  понимать, закреплять, углублять, поощрять. Ребенок зависит от родителей, прежде всего  в семье ребенок ищет опору, поддержку, понимание. Семья – это тыл за спиной каждого ребенка.

      Но вот ребенок начинает посещать детский сад, и детский сад является первой ступенью для развития познания ребенка. Период дошкольного детства – один из самых наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Жизнь каждого  ребенка  представляет череду новых открытий, связанных с получением, обработкой  и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Такую активность  современная психология относит к познавательной деятельности. Чтобы развить познавательную деятельность ребенка  проводится  развивающая работа, направленная на развитие умственных и творческих способностей детей. Как известно, развитие человека определяется тремя важными уровнями развития:

  • Генетически заданный уровень
  • Социально воспитанный уровень
  • Самостоятельно достигнутый.

Развитие ребенка идет уже с раннего возраста, когда малыш еще толком не может говорить, но он уже мыслит. Совместная работа ребенка и взрослого может научить ребенка мыслить, рассуждать, анализировать и прогнозировать жизненные ситуации.

   Наиболее важным возрастным признаком в развитии познавательных процессов является, как уже говорилось выше, детство ребенка: младенчество (от 0 до 1 года)  благоприятно для развития ощущений,  ранний возраст (1-3 года) – для развития речи, дошкольный возраст (3-7 лет) - для развития восприятия и памяти, младший школьный  возраст (7-11 лет) – мышления. Изменения этих  психических особенностей ребенка происходит под влиянием той  деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психического и физического развития.

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие - это умственные способности и мотивационный фактор.

Интеллект – это умственное развитие, умение разбираться в многообразии  окружающей действительности. Интеллект нуждается в развитии и подразделяется на несколько видов:

  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Мышление
  • Логика

Внимание – психический процесс, выраженный в направленности и сосредоточенности сознания наопределенномобьекте.

Память – определенный процесс, имеющий свои стадии: запоминание, сохранение или забывание, воспроизведение или узнавание. Память бывает зрительная, тактильная, обонятельная.

Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.

Мышление – высший, познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.Логика – нестереотипное мышление, умение оперировать схемами , правилам и абстракциями.

Логика – нестереотипное мышление, умение оперировать схемами , правилам и абстракциями.

Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений.

 Подготовка ребенка к школе.

       Готовность ребенка к школе – это сложный  комплекс умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, зависит его успешное обучение в будущем. Организация подготовки к школьному обучению  - задача  взрослого окружения ребенка. Подготовка к школе – это не только обучение  грамоте и счету, важно развить навыки мышления, запоминания нужной информации, способность сосредоточиться на выполнении трудного задания. Поэтому важно развивать у ребенка  физические и умственные  способности, чтобы ребенок был готов к обучению и чувствовал себя комфортно. Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Недостаточная подготовленность отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, нежелании учиться и отрицательном отношении к школе. Чтобы развивать у  детей  мышление, что немаловажно для будущих школьников, я  стала  заниматься с детьми  дополнительно. Известно, что ребенок  любит играть, и я построила  свою программу, так, чтобы игровая деятельность служила значимой функцией для развития познавательных и интеллектуальных способностей детей.

Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:

  • Мотивационная  готовность – это желание ребенка учиться.
  • Интеллектуальная  готовность -  это запас знаний и навыков, богатый кругозор.
  • Эмоционально – волевая готовность –это сформированость предпосылок учебной деятельности.

Поэтому, чтобы  хорошо подготовить детей к обучению в школе, педагогам надо  создать оптимальные условия для развития познавательных способностей детей.

Этапы реализации проекта.

Форма организации

Задачи мероприятия

Срок проведения

Ответственные

Разработка проекта. Подбор литературы, подготовка метод. материала

Изучение методической литературы

сентябрь

Гермогенова А.Г.

Приобретение  рабочих тетрадей дошкольника «30 занятий для успешной подготовки к школе»

Обеспечить индивидуальными  рабочими тетрадями

Сентябрь

Родительский

комитет

Разработка и подбор  наглядного материала

Подготовить методический материал и пособия

Сентябрь

октябрь

Гермогенова А.Г.

Родительское собрание на тему «Совместная деятельность взрослого и ребенка

Привлечение родителей на совместные занятия

Конец октября

Гермогенова А.Г.

Мартынова Н.Б.

Совместные игровые занятия

Привлечение и помощь  родителей  к совместной деятельности

Ноябрь-май

Гермогенова А.Г.

Мартынова Н.Б.

Мониторинг освоения образовательной программы

Определение уровня сформированности  познавательных способностей

май

Гермогенова А.Г.

Мартынова Н.Б.

Участие воспитанника  на  метаолимпиаде г.Алдан

Участие воспитанника

май

Гермогенова А.Г.

Опираясь на опыт прошлых лет, анализируя достижения и некоторые  упущения в работе по подготовке детей к школе,  мы со своей коллегой   решили систематизировать работу и привлечь родителей.  При подготовке к  проекту, изучив и собрав методический материал, я  подготовила пособия, которые позволили развивать детей в познавательном развитии.  А также были приобретены книжки брошюрки «Подготовка детей к школе», с которыми дети занимались с удовольствием. Важную роль  и помощь  при подготовке детей к обучению в школе оказывают родители.  Модернизация российского образования  предполагает  отведение семье исключительной  роли в решении задач воспитания и развития детей. Семья – это тыл  за спиной ребенка и  от того, как родители будут поддерживать, и помогать ребенку, зависит и  всестороннее развитие   наших детей. Поэтому в нашей работе мы постарались привлечь родителей к совместной деятельности,  основным звеном проекта стал коллектив родителей и детей.  Родители  приходили в определенные дни, после обеда   и занимались практической деятельностью вместе со своими детьми. Также проводились нетрадиционные  виды деятельности, такие как КВН,  конкурсы – викторины. Роль родителей была в том, чтобы осуществлять контроль  выполнения заданий  и упражнений  детьми и выставлять баллы за правильные ответы. Каждую неделю на совместных  занятиях  было  6-7 пар, родитель и ребенок. Родители,  у которых ребенок набирал больше всех баллов,  радовались больше своих  детей. Все занятия взаимосвязаны и усложняются, как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности.  В начале реализации проекта  дети выполняли  упражнения на развитие памяти и внимания, затем дети стали выполнять задание по грамоте  и умению действовать по правилам, также не забывали проводить графические диктанты и прописи, а особенно детям нравилось решать уравнения. В  основе педагогической деятельности, при проведении    игровой и обучающей деятельности придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип положительного подкрепления, уважительного  отношения друг к другу
  • Принцип повторения, для формирования у ребенка не просто умениями, но и навыками
  • Принцип доверия.

                          Перспективный план

дата

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

март

апрель

май

1 неделя

Мониторинг уровня понавательного развития

Игры и упражнения на развитие памяти

Корректурная проба

Развитие зрительного восприятия

Фонематическая память, мышление

Логические игры и упражнения

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры и упражнения на развитие внимания

2 неделя

Игры и упражнения на развитие памяти

Графический  диктант

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры на ориентировку по предложенному плану

Игры и упражнения на развитие внимания

Графический  диктант

Графический  диктант

Игры и упражнения на развитие памяти

3 неделя

Игры «Монтессори»

Игры на развитие  внимания

Графический  диктант

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры на ориентировку по предложенному плану

Игры и упражнения на развитие внимания

Игры «Монтессори»

Игры на ориентировку по предложенному плану

4 неделя

Разрезные картинки «Сложи рисунок»

Игры «Монтессори»

Игры на развитие логического мышления

Графический  диктант

Логические игры и упражнения

Игры на ориентировку по предложенному плану

Игры и упражнения на развитие внимания

Мониторинг уровня понавательного развития

Итоги реализации   проекта:

        Таким образом, согласованная работа педагогов и  родителей по данному  направлению способствует решению многих образовательных и коррекционно-развивающих задач в детском саду, и, прежде всего –  в  познавательном развитии  детей.

Результатом проекта стала  активная познавательная деятельность детей и  родителей заинтересовала  совместная деятельность со своим ребенком,   они активно принимали участие в работе проекта.

А также участие воспитанника  подготовительной группы     конкурсантом  логических игр на метаолимпиаде,  и   наш воспитанник Гермогенов Савелий  занял 1 место  на этом конкурсе   в  г.Алдане.  За что мы благодарим  наших родителей, что оказали нам посильную помощь в совместной работе в воспитании детей в подготовительной группе.

D:\Новая папка\img235.jpg         D:\Анастаа2015\фото1614.jpg

C:\Users\1\Desktop\Производственная практика 2015 год\Инна 2015\фото и видео 2015\IMG_9872.JPG

Cj=D:\Новая папка\DSCF0329.JPG

Использованная литература:

1. С.А.Белолипецкий «Метод врожденной успеваемости» Москва «Эксмо» 2009 г.

2.  Т.В. Голубь «Графические диктанты» Москва «Вако» 2009 г.

3. М.Р.Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими  дошкольниками» Волгоград 2009 г.

4. Т.В.Иванова «Диагностика готовности ребенка к школе» Волгоград «Корифей» 2006 г

5. И.В.Стародубцева, Т.П.Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания. Воображения и мышления у дошкольников» Москва «Аркти» 2009 г.

6..О.А.Степанова «Подготовка детей к школе» Москва «Сфера» 2009 г. 5. Тесты «Вся дошкольная программа – внимание, память» Москва  «Росмэн» 2013 г.

7. Е.В.Колесникова Тесты «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва «Ювента» 2005 г.

8.. Е.В.Колесникова Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе» Москва «Ювента» 2005 г.

 9. Т.В. Матюгин «Как развить внимание, память вашего ребенка» Москва «Сфера» 2005 г.

10. Программа воспитания и обучения под редакцией Васильевой

11.  Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л. Рабочая тетрадь дошкольника «30 занятий для успешной подготовки к школе» Киров ОАО «Дом печати – ВЯТКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...

Проект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме : «Как паучок домой спешил»

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов у детей. Задачи:Обучающие:-Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о диких животных, насекомых.-Соверше...

ПРОЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Вовка в Тридевятом царстве» (обучение грамоте).

Возраст: 6-7 летЦель: знакомство с буквой А, звуком [а].Задачи:ü Развитие навыков балансировки и координации движений;ü Развитие тактильной чувствительности и тактильной памяти;ü Развитие зрительно-мо...

Проект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Морское путешествие»

Проект разработан как зачетная работа по модулю «Образовательные технологии деятельности типа в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта ДО»воспитателем ГБДОУ д/с № 4...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы по познанию «Путешествие с котом Мурром»

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что город Калининград славен своей историей, традициями, достопримечательностями, знаменитыми людь...

Проект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Будьте здоровы»

Проект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Будьте здоровы»...