ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смекалочка» в подготовительной группе Область «Познание»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смекалочка»
в подготовительной группе
Область «Познание»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 165.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида «Сардана» с.Хатыстыр Алданский улус РС(Я)
ПРОЕКТ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Смекалочка»
в подготовительной группе
Область «Познание»
Срок реализации проекта сентябрь-май 2014-2015 год
Автор проекта: Гермогенова Анастасия Гавриловна
Проект реализации образовательной деятельности «Смекалочка»
«Перед каждым ребенком открыта своя дорога
нормального развития» В.В.Зеньковский
Команда по осуществлению проекта:
Гермогенова Анастасия Гавриловна – 1 кв. категория
Мартынова Наталья Борисовна -2 кв. категория
Участники:
Дети подготовительной к школе группы и их родители.
Тип:
Информационно-практический, познавательный.
Способ реализации проекта:
Совместные игровые занятия детей и их родителей.
Цель:
- Разработка и апробация модели взаимодействия ДОУ и родителей в процессе познавательного развития.
- Развивающая цель – развитие и усовершенствование логического мышления (Внимания, памяти, восприятия)
- Воспитывающая цель – выявление уровня овладения ребенком умений и знаний в соответствии с программой обучения.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
• Создать оптимальные условия для познавательного развития каждого ребенка, учитывая его возрастные особенности.
• Вооружать знаниями детей для психологической подготовки к обучению в школе.
• Привлечение и помощь родителей при реализации данного проекта.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Актуальность:
Проблема подготовленности ребенка к школе была актуальна всегда. Каждый родитель хочет и желает видеть своего ребенка самым умным, самым лучшим, самым успешным. По мнению научных исследований все равно 30-40% детей приходят в среднюю школу неподготовленными. И главной задачей каждого педагога, который готовит детей к школе, это подготовить детей к поступлению в первый класс.
Предполагаемый результат:
Активное участие родителей в реализации проекта по познавательному развитию.
Вступление
О чем мечтают дети? О чем мечтают родители?
Дети, как и мы, мечтают быть самыми лучшими, самыми красивыми, самыми умными. Каждый родитель озабочен главным вопросом: будет ли его ребенок самым- самым? Эти самые лучшие качества надо воспитывать, учить понимать, закреплять, углублять, поощрять. Ребенок зависит от родителей, прежде всего в семье ребенок ищет опору, поддержку, понимание. Семья – это тыл за спиной каждого ребенка.
Но вот ребенок начинает посещать детский сад, и детский сад является первой ступенью для развития познания ребенка. Период дошкольного детства – один из самых наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей. Жизнь каждого ребенка представляет череду новых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Такую активность современная психология относит к познавательной деятельности. Чтобы развить познавательную деятельность ребенка проводится развивающая работа, направленная на развитие умственных и творческих способностей детей. Как известно, развитие человека определяется тремя важными уровнями развития:
- Генетически заданный уровень
- Социально воспитанный уровень
- Самостоятельно достигнутый.
Развитие ребенка идет уже с раннего возраста, когда малыш еще толком не может говорить, но он уже мыслит. Совместная работа ребенка и взрослого может научить ребенка мыслить, рассуждать, анализировать и прогнозировать жизненные ситуации.
Наиболее важным возрастным признаком в развитии познавательных процессов является, как уже говорилось выше, детство ребенка: младенчество (от 0 до 1 года) благоприятно для развития ощущений, ранний возраст (1-3 года) – для развития речи, дошкольный возраст (3-7 лет) - для развития восприятия и памяти, младший школьный возраст (7-11 лет) – мышления. Изменения этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психического и физического развития.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие - это умственные способности и мотивационный фактор.
Интеллект – это умственное развитие, умение разбираться в многообразии окружающей действительности. Интеллект нуждается в развитии и подразделяется на несколько видов:
- Внимание
- Память
- Воображение
- Мышление
- Логика
Внимание – психический процесс, выраженный в направленности и сосредоточенности сознания наопределенномобьекте.
Память – определенный процесс, имеющий свои стадии: запоминание, сохранение или забывание, воспроизведение или узнавание. Память бывает зрительная, тактильная, обонятельная.
Воображение – психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.
Мышление – высший, познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.Логика – нестереотипное мышление, умение оперировать схемами , правилам и абстракциями.
Логика – нестереотипное мышление, умение оперировать схемами , правилам и абстракциями.
Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений.
Подготовка ребенка к школе.
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, зависит его успешное обучение в будущем. Организация подготовки к школьному обучению - задача взрослого окружения ребенка. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте и счету, важно развить навыки мышления, запоминания нужной информации, способность сосредоточиться на выполнении трудного задания. Поэтому важно развивать у ребенка физические и умственные способности, чтобы ребенок был готов к обучению и чувствовал себя комфортно. Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Недостаточная подготовленность отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, нежелании учиться и отрицательном отношении к школе. Чтобы развивать у детей мышление, что немаловажно для будущих школьников, я стала заниматься с детьми дополнительно. Известно, что ребенок любит играть, и я построила свою программу, так, чтобы игровая деятельность служила значимой функцией для развития познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- Мотивационная готовность – это желание ребенка учиться.
- Интеллектуальная готовность - это запас знаний и навыков, богатый кругозор.
- Эмоционально – волевая готовность –это сформированость предпосылок учебной деятельности.
Поэтому, чтобы хорошо подготовить детей к обучению в школе, педагогам надо создать оптимальные условия для развития познавательных способностей детей.
Этапы реализации проекта.
Форма организации | Задачи мероприятия | Срок проведения | Ответственные |
Разработка проекта. Подбор литературы, подготовка метод. материала | Изучение методической литературы | сентябрь | Гермогенова А.Г. |
Приобретение рабочих тетрадей дошкольника «30 занятий для успешной подготовки к школе» | Обеспечить индивидуальными рабочими тетрадями | Сентябрь | Родительский комитет |
Разработка и подбор наглядного материала | Подготовить методический материал и пособия | Сентябрь октябрь | Гермогенова А.Г. |
Родительское собрание на тему «Совместная деятельность взрослого и ребенка | Привлечение родителей на совместные занятия | Конец октября | Гермогенова А.Г. Мартынова Н.Б. |
Совместные игровые занятия | Привлечение и помощь родителей к совместной деятельности | Ноябрь-май | Гермогенова А.Г. Мартынова Н.Б. |
Мониторинг освоения образовательной программы | Определение уровня сформированности познавательных способностей | май | Гермогенова А.Г. Мартынова Н.Б. |
Участие воспитанника на метаолимпиаде г.Алдан | Участие воспитанника | май | Гермогенова А.Г. |
Опираясь на опыт прошлых лет, анализируя достижения и некоторые упущения в работе по подготовке детей к школе, мы со своей коллегой решили систематизировать работу и привлечь родителей. При подготовке к проекту, изучив и собрав методический материал, я подготовила пособия, которые позволили развивать детей в познавательном развитии. А также были приобретены книжки брошюрки «Подготовка детей к школе», с которыми дети занимались с удовольствием. Важную роль и помощь при подготовке детей к обучению в школе оказывают родители. Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания и развития детей. Семья – это тыл за спиной ребенка и от того, как родители будут поддерживать, и помогать ребенку, зависит и всестороннее развитие наших детей. Поэтому в нашей работе мы постарались привлечь родителей к совместной деятельности, основным звеном проекта стал коллектив родителей и детей. Родители приходили в определенные дни, после обеда и занимались практической деятельностью вместе со своими детьми. Также проводились нетрадиционные виды деятельности, такие как КВН, конкурсы – викторины. Роль родителей была в том, чтобы осуществлять контроль выполнения заданий и упражнений детьми и выставлять баллы за правильные ответы. Каждую неделю на совместных занятиях было 6-7 пар, родитель и ребенок. Родители, у которых ребенок набирал больше всех баллов, радовались больше своих детей. Все занятия взаимосвязаны и усложняются, как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности. В начале реализации проекта дети выполняли упражнения на развитие памяти и внимания, затем дети стали выполнять задание по грамоте и умению действовать по правилам, также не забывали проводить графические диктанты и прописи, а особенно детям нравилось решать уравнения. В основе педагогической деятельности, при проведении игровой и обучающей деятельности придерживаюсь следующих принципов:
- Принцип положительного подкрепления, уважительного отношения друг к другу
- Принцип повторения, для формирования у ребенка не просто умениями, но и навыками
- Принцип доверия.
Перспективный план
дата | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | март | апрель | май |
1 неделя | Мониторинг уровня понавательного развития | Игры и упражнения на развитие памяти | Корректурная проба | Развитие зрительного восприятия | Фонематическая память, мышление | Логические игры и упражнения | Игры и упражнения на развитие внимания | Игры и упражнения на развитие внимания |
2 неделя | Игры и упражнения на развитие памяти | Графический диктант | Игры и упражнения на развитие внимания | Игры на ориентировку по предложенному плану | Игры и упражнения на развитие внимания | Графический диктант | Графический диктант | Игры и упражнения на развитие памяти |
3 неделя | Игры «Монтессори» | Игры на развитие внимания | Графический диктант | Игры и упражнения на развитие внимания | Игры на ориентировку по предложенному плану | Игры и упражнения на развитие внимания | Игры «Монтессори» | Игры на ориентировку по предложенному плану |
4 неделя | Разрезные картинки «Сложи рисунок» | Игры «Монтессори» | Игры на развитие логического мышления | Графический диктант | Логические игры и упражнения | Игры на ориентировку по предложенному плану | Игры и упражнения на развитие внимания | Мониторинг уровня понавательного развития |
Итоги реализации проекта:
Таким образом, согласованная работа педагогов и родителей по данному направлению способствует решению многих образовательных и коррекционно-развивающих задач в детском саду, и, прежде всего – в познавательном развитии детей.
Результатом проекта стала активная познавательная деятельность детей и родителей заинтересовала совместная деятельность со своим ребенком, они активно принимали участие в работе проекта.
А также участие воспитанника подготовительной группы конкурсантом логических игр на метаолимпиаде, и наш воспитанник Гермогенов Савелий занял 1 место на этом конкурсе в г.Алдане. За что мы благодарим наших родителей, что оказали нам посильную помощь в совместной работе в воспитании детей в подготовительной группе.
Cj=
Использованная литература:
1. С.А.Белолипецкий «Метод врожденной успеваемости» Москва «Эксмо» 2009 г.
2. Т.В. Голубь «Графические диктанты» Москва «Вако» 2009 г.
3. М.Р.Григорьева «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» Волгоград 2009 г.
4. Т.В.Иванова «Диагностика готовности ребенка к школе» Волгоград «Корифей» 2006 г
5. И.В.Стародубцева, Т.П.Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания. Воображения и мышления у дошкольников» Москва «Аркти» 2009 г.
6..О.А.Степанова «Подготовка детей к школе» Москва «Сфера» 2009 г. 5. Тесты «Вся дошкольная программа – внимание, память» Москва «Росмэн» 2013 г.
7. Е.В.Колесникова Тесты «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва «Ювента» 2005 г.
8.. Е.В.Колесникова Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе» Москва «Ювента» 2005 г.
9. Т.В. Матюгин «Как развить внимание, память вашего ребенка» Москва «Сфера» 2005 г.
10. Программа воспитания и обучения под редакцией Васильевой
11. Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л. Рабочая тетрадь дошкольника «30 занятий для успешной подготовки к школе» Киров ОАО «Дом печати – ВЯТКА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна
Программное содержание:Образовательная область «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": формирование элементарных математических представлений. Тема "Путешествие Лунтика"
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области "Познание": Формирование элементарных математических представленийТема ...
Проект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме : «Как паучок домой спешил»
Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов у детей. Задачи:Обучающие:-Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о диких животных, насекомых.-Соверше...
ПРОЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Вовка в Тридевятом царстве» (обучение грамоте).
Возраст: 6-7 летЦель: знакомство с буквой А, звуком [а].Задачи:ü Развитие навыков балансировки и координации движений;ü Развитие тактильной чувствительности и тактильной памяти;ü Развитие зрительно-мо...
Проект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «Морское путешествие»
Проект разработан как зачетная работа по модулю «Образовательные технологии деятельности типа в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта ДО»воспитателем ГБДОУ д/с № 4...
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей подготовительной группы по познанию «Путешествие с котом Мурром»
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что город Калининград славен своей историей, традициями, достопримечательностями, знаменитыми людь...
Проект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Будьте здоровы»
Проект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Будьте здоровы»...