ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему

Михайлина Любовь Валерьевна
В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_aktsii_i_proekty.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

            На протяжении ряда лет  приоритетным направлением развития МДОУ ЦРОР ДС № 71 «Радость» является экологическое образование дошкольников.         

         Работа по данному направлению осуществляется в рамках внедрения регионального компонента образовательного стандарта «Экология» на основе региональной программы «Экология  для малышей» Е.Гончаровой. Целью,  которой является формирование экологической культуры детей дошкольного возраста на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур ХМАО.

           В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Природоохранные акции являются комплексными мероприятиями, они имеют некоторую протяженность во времени. В процессе подготовки и проведения акций  дети вместе со взрослыми (педагогами и родителями) приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально), участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.

         Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

         Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

- акции – это «игра-всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых;

- обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Природоохранная акция «Поможем городской синичке».

Акция проводится с 10 по 20 ноября, в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края.

В рамках проведения акции организуется экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют  представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края.

Дошкольники создают плакаты, рисунки, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в тяжелый для их жизни зимний период.

Совместно с родителями проектируют и изготавливают кормушки, заготавливают корм.

Одним из центральных моментов  акции является выставка - ярмарка кормушек. Главный итог акции, о котором необходимо сказать дети – сколько людей теперь имеют кормушки и могут вывесить их возле дома, на окнах и тем самым помочь птицам перезимовать.

Еще одним важным событием этой акции является открытие «Птичьей столовой», которое проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней.

Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».

          Акция проводится в преддверии новогодних праздников  с целью формирования элементов экологического сознания, воспитания бережного отношения к природе, сохранения ее богатства.

           В рамках проведения акции организуется выставка поделок с Новогодней тематикой. Дети, совместно с педагогами и родителями создают плакаты, рисунки в защиту живой ели. Сочиняют рассказы о жизни елочки в лесу, листовки с обращениями - призывами к людям о сохранении живых насаждений, об использовании искусственных елок для «украшения» праздника. Развешивают эти листовки  на досках объявлений домов близлежащего микрорайона.

         В процессе проведения акции выпускается стенгазета «Не рубите, люди, елочку в лесу!».

         Результатом работы являются рассказы детей о том, как они сохранили елочку (новогодние композиции и искусственная ель дома).

         Природоохранная акция «Прилетайте птицы» 

         Проводится в апреле аналогично акции «Поможем городской синичке». В рамках проведения акции организуется развлечение «День птиц», выставка домиков для птиц изготовленных родителями, совместно с детьми, торжественное открытие птичьих домиков, наблюдения за «новоселами».

 Природоохранная акция «День Земли»

Акция проводится с 10 по 22 апреля. В рамках акции  проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера «Прекрасное рядом», развлечения «Счастья тебе! Земля моя». Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру. В заключение акции дети оформляют послание Земле, с пожеланиями счастья и благополучия.

Природоохранная акция «Спасти и сохранить»

          Проводится с 20 мая по 6 июня в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» с целью формирования основ экологической культуры, гуманного отношения к природе нашего края. Подготовка к проведению акции начинается заранее. Дети выращивают рассаду для озеленения территории детского сада, собирают информацию о растениях и животных, занесенных в красную книгу Югры. Готовят листовки и стенгазеты. В процессе проведения акции проводятся:

- очистка и озеленение территории детского сада (совместно с родителями);

- конкурс экологических листовок и стенгазет;

- оформление альбомов «Краснокнижные виды Югры»;

- организуются экскурсии в парк и на реку;

- развлечение «Сохраним Землю голубой и зеленой».

              Еще одной интересной  формой работы со старшими дошкольниками является организация и проведение экологических проектов. Эффективность ее состоит в том, что в основе этой формы лежит деятельностный подход. Проектная деятельность – отражение современных мировых тенденций в области образовательных технологий. .Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в дошкольных учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

            В 2005 году мы приступили к долгосрочному эколого-этнографическому проекту «Югра – наш дом». Сущность которого заключается в создании мини-музея в ДОУ и группах, с целью ознакомления дошкольников и их родителей с особенностями края, с жизнью и бытом, культурой коренных народов ХМАО, приобщения к национальным культурам русского народа и коренных народов Севера.

         Кроме этого проекта в ДОУ организуются и проводятся краткосрочные проекты, в которых принимают участие дети, их родители и сотрудники детского сада.

Экологический проект «Школа чистюль»

            Проводится с целью формирования представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах.

             Дети знакомы с поговоркой «Чистота – залог здоровья», имеют культурно-гигиенические навыки ухода за одеждой, своим телом. Им предлагается задуматься о чистоте природы, ее значении для растений, животных, человека, почвы. Делают выводы об источниках загрязнения, об ущербе, наносимом красоте природы, о взаимосвязи: больше выбросов – хуже здоровье человека, меньше растений и животных. Намечается план действий по осуществлению проекта.

         Дети проводят наблюдение: какой мусор, и сколько его остается после прогулки на площадках, в городе. Дети рисуют плакаты в защиту окружающей среды (от загрязнения). Проводится акция «Чистота и здоровье всего живого на земле – родные сестры» в ходе которой организуется трудовой десант по сбору мусора, уборке территории ДОУ. Обсуждается вопрос озеленения с целью улучшения, очищения воздуха от выхлопных газов. Предлагается викторина «Чистюли», где рассматриваются вопросы ухода за домом, одеждой, своим телом, группой, правила поведения в лесу, около реки, в городе.

         Заключительным акцентом проекта является проведение театрализованного представления «Путешествие в страну чистоты и здоровья».

Экологический проект  «Кошкин дом»

          Цель проекта – приобщение дошкольников к миру живой природы, воспитание заботливого, бережного отношения к животным.

         Проект коллективный, достаточно длительный, включает в себя небольшие индивидуальные проекты детей. Суть их заключается в том, чтобы изучить повадки любимца, собрать информацию о семействе кошачьих, придумать и изготовить предметы для домашних обитателей (например: коврик, сооружение для точения когтей, игрушки для любимца и др.), отвечающих инстинктам, любимым занятиям кошек.

         В итоге оформляется выставка детских газет, рисунков, поделок и изобретений, которая проводится в ходе праздника «Кошкин дом».

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является первой ступенью формирования начал экологической культуры населения и имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры личности, одновременно к  процессу приобщается значительная часть взрослого населения - работники сферы дошкольного воспитания и родители, что; безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
    Экологическое воспитание дошкольников происходит в специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности. В последние годы наряду с традиционными формами стали широко применяться новые.
Детские сады включились в проведение IV Международной экологической акции «Спасти и сохранит»? Акция в них не ограничивается официальными сроками проведения, а продолжается весь год. Дети выращивают рассаду для озеленения территории детского сада и разбивки цветников, собирают информацию о животных, занесенных в Красную Книгу Югры, готовят экологические листовки и стенгазеты. В процессе акции проводятся трудовые десанты совместно с родителями по очистке и озеленению территории дошкольных учреждений, конкурсы на лучший сад, цветник, огород.

     В МДОУ 71 «Радость» (И.И. Приходченко), который является городским методическим центром по экологическому образованию детей дошкольного возраста, разработан цикл мероприятий, связанных с экологическими
датами: акции «Поможем городской синичке» (с 10 по 20 ноября), Прилетайте птицы» (апрель). Ребята создают плакаты, поделки, сочиняют стихотворения, рассказы о птицах, о необходимости помогать нашим пернатым друзьям в сложный для их жизни период;
выставка-ярмарка птичьих домиков и кормушек. Вместе с родителями или учащимися дети проектируют и изготавливают птичьи кормушки, заготавливают корм. Важным событием ярмарки является торжественное открытие «птичьей столовой», а далее дети поочередно ведут наблюдение за столовой и дежурят в ней;

акция «День Земли» (с 10 по 22 апреля). В период ее проведения в детских садах проходят; КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера Прекрасное рядом, Удивительное рядом, развлечение «Счастья тебе, Земля моя!» В завершение акции дети оформляют послание Земле с пожеланиями счастья и благополучия;
экологический проект «Школа чистюль».
Эффективность проекта состоит в том, что в его основе лежит деятельностный подход, дети проводят наблюдение за тем, какой мусор и сколько его остается после прогулки на участках детского сада, на дворовых игровых площадках, на улицах города. Рисуют плакаты в защиту окружающей среды от загрязнения и развешивают их в подъездах домов. В рамках проекта проводятся родительские собрания, направленные на воспитание у молодых пап и мам экологической культуры, совместные трудовые десанты по уборке территории набережной Оби, викторина «Чистюли». Заключительным акцентом проекта является театрализованное представление «Путешествие в страну чистоты и здоровья»;
экологический проект «Кошкин дом». Проект коллективный, достаточно длительный, включает в себя небольшие, специальные проекты детей. Суть их заключается в том, чтобы изучить повадки любимца, придумать и изготовить предметы для домашних обитателей (коврик, точилку для когтей, игрушки, отвечающие инстинктам, любимым занятиям кошек). В итоге оформляется выставка детских рисунков, газет, поделок и изобретений, которая проводится в ходе праздника «Кошкин дом».
       В целях формирования у граждан города экологической культуры, подготовки наглядного материала, направленного на защиту окружающей среды, управлением по природопользованию и экологии администрации города (Е.С. Шмойлова) проведен конкурс экологических листовок «Спасти и сохранить»  Его участниками стали воспитанники школьных образовательных учреждений, школьники, студенты граждане города.
Конкурсной комиссии пришлось немало потрудиться, на участие в конкурсе поступило 179 заявок. Из них; дошкольные учреждения - 23, школы - , высшие учебные заведения - 2, профессионально -технические училища - 2, организации - 1. На конкурс прислали работы 86 детей дошкольного возраста, 31 учащийся, 16 студентов и 49 граждан города старше 21 года.

Победителями конкурса единодушно признаны: номинации «Сохраним землю»: категория участников  дошкольного возраста
второе место - коллективная работа детей: Лаптева Елена (5 лет), Шутов Леонид (5 лет), Швецов Илья (5 лет), Марченко Яна (6 лет), МДОУ ЦРР ДС № 71 «Радость»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

В статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошольников через спортивно-массовые мероприятия...

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего пок...

«Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников совместно с семьёй»

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Принципы работы интерактивного музея довольно просты: наглядность, учет возрастных особенностей ребенка, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, дифференцированный подход к каждому ...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Интерактивный музей позволяет внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения столь популярных сегодня инновационных технологий, так как предполагает ряд различных форм работы с детьми: вид...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологической культуры дошкольников

Современное общество до конца не осознает, как пагубно сказывается потребительское отношение к природе. На протяжении долгого времени существовало мнение о том, что природные ресурсы вечны и неисчерпа...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...