Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников
материал по физкультуре по теме

Колесникова Светлана Валерьевна

В статье представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошольников через спортивно-массовые мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_prezentatsiya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

                                     Колесникова Светлана Валерьевна

                                        инструктор по физической культуре

                                                       МКДОУ д/с «Подснежник» пгт Подосиновец

Начну с того, что в настоящее время во внутренней политике идёт большая работа по воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и популяризации спорта.

Важность патриотического воспитания отмечена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», и в проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации (с 2000 по 2025 гг).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, патриотизм провозглашён как одна из базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации.

Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования основ личности, высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования перед педагогами ставятся цели по патриотическому воспитанию детей.

На мой взгляд одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Цель моей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры. 

Следуя этой цели я решаю следующие задачи:

1. Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.

2. Воспитывать нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.

3. Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.

4. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Формировать у воспитанников чувство патриотизма на основе развития чувства гордости за свою семью, группу, детский сад, посёлок, область, страну.

6. Воспитывать личность гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому России, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.

7. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

Патриотическое воспитание дошкольников реализую при комплексном подходе, т.е. решаю задачи не только непосредственно нравственного, физического, но и умственного, трудового, эстетического воспитания. При отборе материала руководствуюсь принципом интеграции различных видов детской деятельности, учитываю возраст детей, уровень физического развития, мышления, умственные способности, социально-личностную зрелость.

Реализация содержания патриотического воспитания через физкультурно-массовые мероприятия невозможна без предметно-развивающих условий организации - среды. Поэтому при подготовке к каждому мероприятию особое внимание уделяю созданию предметно-пространственного окружения, учебно-наглядных пособий и материалов.

Для более полного и углублённого формирования патриотического самосознания, познавательной, социальной мотивации воспитанников к саморазвитию, самореализации средствами физической культуры привлекаю наших партнёров – спортивную школу, дом детского творчества, районную детскую библиотеку, администрацию посёлка.

«Любовь к родине начинается с семьи», утверждал Френсис Бэкон. Вся моя деятельность не будет иметь смысла без поддержки в семьях воспитанников. Участие родителей в спортивно-массовых мероприятиях обладает огромным потенциалом для активизации дошколят и способствует повышению заинтересованности в нравственно-патриотическом воспитании.

Очень важно, чтобы жизнь ребенка в детском саду была интересной, запоминающейся, наполнена радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Наибольший эффект в создании положительного психологического климата в детском коллективе оказывают спортивные праздники и развлечения.

Работа с детьми ведётся мной систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.

Для более доступного восприятия и осмысления моей деятельности все проводимые спортивно-массовые мероприятия я разделила на несколько групп по своей направленности:

  1. Физкультурно-развлекательные,
  2. Физкультурно-спортивные,
  3. Военно-патриотические.

Каждая группа решает свои задачи в нравственно-патриотическом воспитании. 

1. Физкультурно-развлекательные 

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и взрослых способствует проведение в д/с «Дня Здоровья». Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

В процессе организации, проведении спортивных досугов - «Весёлые старты», «Вместе с мамой», «Папа, мама, я спортивная семья» совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка, укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух, формируется чувство коллективизма, воспитывается стремление к ЗОЖ.

Ознакомление дошкольников с народной культурой осуществляется в детском саду в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». В качестве обобщения знаний, организую музыкально – спортивный праздник «Масленица» с использованием русских народных забав, игр, русского фольклора. Тем самым мной решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и происходит позитивная социализация детей, приобщение к социокультурным нормам, повышается интерес к национальным традициям русского народа, семейным обычаям.

2. Физкультурно-спортивные

Сегодня спорт молодеет. Участвуя в олимпийских играх, спартакиадах, соревнованиях на первенство поселка по лыжным гонкам, легкоатлетическому четырёхборью мои юные воспитанники познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнёров по команде, преподавателя. Каждодневные тренировки формируют у них волю, характер, устойчивость к негативным факторам, настойчивость в достижении цели.

Олимпийские игры в нашем детском саду провожу накануне Всемирных летних и зимних Олимпийских игр. Программа Олимпийских игр в детском саду длится несколько дней и включает спортивные состязания не только среди детей, но и между родителями и педагогами.

Команды придумывают для себя названия, девизы, готовят атрибуты, символику. В качестве независимых судей приглашаются тренеры из спортивной школы.  На церемонию открытия и закрытия включаются красочные музыкальные номера, с болельщиками проводятся весёлые эстафеты. При подготовке к играм специалисты Подосиновской детской библиотеки организуют с дошколятами познавательные беседы, викторины, просмотр презентаций на спортивную тематику.

Семьи воспитанников в каждой группе с энтузиазмом участвуют в конкурсах рисунков и фотографий. Поощрение родителей за участие в Олимпийских играх, награждение особо отличившихся детей, перед большой аудиторией своих сверстников дает положительный настрой всем собравшимся и желание быть лучше, стремление повышать свое спортивное мастерство.

В ходе подготовки и проведении Игр я создаю условия для приобщения воспитанников к традициям большого спорта, в том числе олимпийского движения; стимулирую родителей к проявлению инициативы в воспитании у детей привычки к ЗОЖ и активному отдыху.

Спартакиады - это очень яркие, шумные, наполненные позитивом и радостью мероприятия, которые проходят ежегодно осенью и весной.  В этот период во время тренировочного процесса, провожу индивидуальные и коллективные беседы с детьми, обсуждаю вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований, освящаю славные события из спортивной жизни страны, формирую мотивацию к занятиям спортом, нравственную и гражданскую позицию о социально значимых ценностях.

Через спорт, личный контакт с воспитанниками происходит воспитание в широком смысле слова. Нашим детям есть с кого брать пример.

Участие в традиционных ежегодных соревнованиях на первенство поселка по лыжным гонкам, легкоатлетическому четырёхборью среди детей дошкольного возраста дают мне возможность показать результаты моей работы как тренера, а детям – продемонстрировать собственный талант, спортивные достижения.

Кроме того, соревнуясь, ребята дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и педагогов это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.

По Указу Президента РФ с 1 сентября 2014 года в нашей стране вновь был введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Во всех образовательных организациях возрождается добрая традиция советского времени – сдача норм ГТО в том числе и в нашем детском саду. Думаю, что в скором времени у нас появятся счастливые обладатели значков ГТО среди воспитанников.

3. Военно-патриотические

Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Такие качества, как сила и ловкость, выносливость, смекалка необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Проведение в д/с праздников с участием пап к Дню защитников Отечества, «Смотра строя и песни», «Зарницы» оказывает наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться.

Например в 2015 году, накануне праздника Дня защитника Отечества, дети старших и подготовительных групп пригласили пап на военно-спортивную игру "Большие маневры". Они помогли пройти полосу препятствий и проявили сообразительность на этапе теоретической подготовки. Такие встречи очень важны. Они создают определенный эмоциональный настрой, дарят огромную радость от взаимного общения. Чувства детей переполняются чувствами уважения и гордости за своих отцов.

«Смотр строя и песни» - крупное мероприятие в детском саду, наша гордостью и традиция, посвящено празднованию Дня Победы проводится в виде конкурса. Мероприятие проходит в торжественной обстановке, на красочно оформленной площадке во дворе детского сада.

В процессе подготовки к «Смотру строя и песни», на физкультурных занятиях особое внимание уделяю строевой подготовке детей. Они учатся чётко выполнять строевые упражнения и команды, сдавать рапорт, девиз, исполнять песню. Родители и педагоги помогают в изготовлении единой формы, атрибутов. Общие старания принесли нам победу в 2015 году на районном конкурсе «Смотр строя и песни», посвящённом 70-летию со Дня победы. Ребята выступили с огромным удовольствием, чувством ответственности и гордости.

Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики является военно-спортивная игра «Зарница». Она проводилась с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях ребята показали умение оказывать товарищескую поддержку, выручать друг друга, проявили волю к победе, смекалку и находчивость.

Подводя итог, хочу сказать, что патриотическое воспитание средствами физкультуры и спорта занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. По данному направлению у меня уже сложилась система работы и достигнуты определенные результаты, что подтверждается грамотами воспитанников за спортивные достижения, активным участием семей в физкультурно-спортивных мероприятиях, районных и областных конкурсах, акциях на патриотическую, спортивную тематику, здоровый образ жизни.     

В настоящее время издается достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Использование спортивно-массовых мероприятий позволило мне оптимизировать условия патриотического воспитания дошкольников и дополнить содержательную базу системы физического воспитания детей в нашем детском саду.

Мой опыт работы доступен в практическом применении и может использоваться в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей:

  – воспитателями, старшими воспитателями, специалистами дошкольной педагогики в плане методических разработок по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий;

   – родителями, в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Я закладываю основу патриотического воспитания, прививаю любовь к Отечеству, приобщаю детей к общественно – нравственным ценностям, развиваю их физические качества, любознательность, творческие навыки, воспитываю потребность быть здоровым. Благодаря целенаправленной работе, с применением разнообразных форм и методов, у меня как педагога есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возрас...

"ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС"

Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни....

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников

Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников Одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего пок...

«Спортивно-массовые мероприятия как эффективная форма патриотического воспитания дошкольников совместно с семьёй»

Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе...

Экскурсия как эффективная форма патриотического воспитания в рамках создания модели развивающего инновационного пространства

из опыта работы воспитателя МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка» Гнесюк Ирины Тимофеевны...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Принципы работы интерактивного музея довольно просты: наглядность, учет возрастных особенностей ребенка, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, дифференцированный подход к каждому ...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Интерактивный музей позволяет внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения столь популярных сегодня инновационных технологий, так как предполагает ряд различных форм работы с детьми: вид...