ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья (старшая группа) на тему

Бабенко Анна Сергеевна

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babenko_a.s._nravstvennoe_vospitanie_1.odt11.74 КБ

Предварительный просмотр:


Бабенко Анна Сергеевна, воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 136

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков;  бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках. В устном народном творчестве заключены огромные возможности для нравственного воспитания дошкольников. Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. В силу своих художественных особенностей народное словесное искусство очень близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Целенаправленную работу с детьми по использованию материалов устного народного творчества в качестве средства воспитания дошкольников я начала с детьми 4-5 летнего возраста (в средней группе) со знакомства с потешками, песенками, прибаутками. На первом этапе предлагала детям рассматривание картин, иллюстраций, игрушек. Сопровождала показ рассказом потешки, стихотворения о персонаже, о его особенностях. В процессе беседы объясняла значение новых слов. У детей это вызвало эмоциональный отклик, и постепенно они стали использовать художественное слово в своих играх. На втором этапе я стала подбирать потешки с более сложным смыслом, ставила перед детьми задачу не только запоминать, эмоционально прочитывать её, но и самим обыгрывать.

Включала в работу пословицы и поговорки – проверенную тысячелетиями форму сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Друзья познаются в беде», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»).

Также мною использовались сказки в качестве одного из методов воспитания. Моя практическая деятельность показала, что воспитание детей сказками - довольно сложная задача: надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями ребенка. Для кого-то актуальным является воспитание таких качеств, как храбрость, отвага, доблесть, а для кого-то – гуманное отношение к природе, для кого-то – умение ценить дружбу и другое.

Сказка способствует решению ребенком его собственных проблем. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие.  Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и оттого, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать... Сказка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. С моей точки  зрения, при отборе сказочных произведений для занятий с  детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими и друг другом. После подачи материала надо при помощи специальных вопросов сформировать у детей нравственные качества, которыми он мог руководствоваться в своих поступках. В этом и заключается основная функция педагога – не только подобрать фольклорный материал, но и организовать работу с ним так, чтобы ребенок, используя этот материал как жизненный опыт, смог сам найти выход из подобных ситуаций, в которых он может оказаться в реальной жизни.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Материалы устного народного творчества являются эффективным средством формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста при грамотном и систематическом использовании, то есть если в процессе работы с ними воспитатель способствует переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей.

Список литературы

  1. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009. - №5. – С.24-28.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – Спб: Детство-пресс, 2001. – 400с.
  3. Измайлов А.Б. "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников. Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"

Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...

Презентация "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников"

       Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, ...

Фольклор как средство нравственного воспитания детей

   Малые фольклорные жанры: сказки, колыбельные песни, загадки, пословицы, поговорки имеют большое значение в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Они обучают детей нав...

Консультация для родителей на тему "Фольклор - как средства нравственного воспитания"

Рассказывается о фольклоре как о самобытной культуре наших предков, о жанрах мордовского фольклора и его роли в воспитании детей....

"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"

Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо  так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакоми...

Доклад «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Доклад на педагогическом совете «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» из опыта работы....