доклад из опыта работы
консультация (старшая группа) на тему

Сабитова Галина Васильевна

сообщение на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_kollegi.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Я хочу поделиться с вами своим  опытом , педагогический стаж у меня 24 лет, но в дошкольном учреждение работаю не много, в ДС№9 всего 5 лет.

Темой выступления я выбрала  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество»

Разные нации живут в нашей Республике.  Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью. Изучение родной культуры побуждает уважать культуру других народов и чутко к ней относится.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. 

Целью моей работы является: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм

В процессе работы над темой решаю следующие  задачи:

  1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
  2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
  3. Воспитание у дошкольников патриотизма.
  4. Обогащение словаря, выразительности интонации. .

  Работать начала с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний) разрабатывается перспективный план работы на год, построенный на основе программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры».

В работе использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми.  Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказываем сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Я разыгрываю с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию.

Огромный интерес  вызывают у детей народные праздники: масленица, встреча Весны, праздник осени, сабантуй и другие. Через эти праздники мы решаем задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа.

В  работе мне всегда помогают музыкальный руководитель, педагог татарского языка и конечно моя напарница.  

В группе создана предметно- развивающая среда .  Подобрана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный,  пальчиковый театры, театр на фланелеграфе  по сюжетам русских народных сказок.

Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, видеостудия, изучение семейного опыта.

                   Результатами проведенной работы являются:

  • Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  • Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  • Знание сказок и сказочных героев.
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

И хочется закончить своё выступление такими словами:

        Чем дальше в будущее входим,

        Тем больше прошлым дорожим.

        И в прошлом красоту находим,

        Хоть новому принадлежим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"

    Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является  одним из фактором оценки речевой го...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»

Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...

Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"

Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»

Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....