из опыта работы
методическая разработка на тему

Рыбникова Ольга Николаевна

развитие звуковой культуры речи посредством дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx59.16 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

«Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Обобщила :

Рыбникова Ольга Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ ИПМ:

ИПМ 1-СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ИПМ 2- УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

       Важным  условием  повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в  группе детского сада является развитие активности дошкольников.

       Настоящий воспитатель никогда не сетовал на стандарты дошкольного  образования, а сейчас тем более, когда каждый педагог получил право на творчество, на свою интерпретацию, свою, проверенную годами методику, а если объединить все это, получится  право на индивидуальность.        

        Для меня очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы  ежедневно помогать малышам познавать мир, развиваться, взрослеть.

Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен  подготовить воспитанника, у которого смог бы  учиться сам.

      В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому  веру в возможность движения вперед. С  этой  целью  я  в  течение  нескольких  лет   работаю  над   темой  «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Данный опыт разрабатывался в МБДОУ №10_ЦРР-Д/С.

На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:

  1. Изучение педагогической, психологической литературы по проблемам развития познавательной сферы детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
  2. Посещение занятий районных методических объединений воспитателей ДОУ.
  3. Изучение опыта коллег
  4. Посещение курсов повышения квалификации.
  5. Творческий поиск

Большое влияние на формирование опыта оказал собственный интерес к обозначенной  проблеме, стремление придать своей деятельности направленный характер.

ИПМ 3- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ОПЫТА

1.Игровая деятельность как фактор развития. Роль дидактической игры в воспитательно - образовательном процессе детского сада.

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.
Д.Б. Эльконин называл игру кладовой настоящей творческой мысли будущего человека. Предмет этой деятельности составляет взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

В игре  ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра — это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить, на этой почве  и возникает игра.

Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

       Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

        Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. [ 8; 10]

      Через дидактическую игру  постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям отношений со сверстниками и  взрослыми, формируются  качества личности - самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

      Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей с окружающим миром, для развития речи, мышления, навыков самообслуживания должны дополнять друг друга. Различные занятия  нужно сочетать с трудом и дидактической игрой.

       Знания, полученные детьми во  время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок,  пополняют и уточняют в дидактических играх и упражнениях, читая произведения художественной литературы, рассказывая, ведя переписку с детьми других детских садов. Дидактическая игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм.

     Таким образом, дидактическая игра выступает как один из основных факторов развития ребенка.

2. Виды дидактических игр.

       Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога в них. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.

       Часто дидактические игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой  и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

  1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
  2. Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной  работы.
  3.  Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. /Л.В. Артемова, Л.А. Абрамян/

     Возможна  и такая группировка дидактических  игр:  игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

  1. Игры-путешествия всегда несколько загадочны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать  содержанию  сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, речь, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
  2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
  3. Игры-предположения. “Что было бы…        ?” или “Что бы я сделал…?” и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача  и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
  4. Игры-загадки используются для проверки знаний, умений, находчивости. Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную и речевую деятельность ребёнка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
  5. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение  педагога с детьми и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.                                                                 /А.Д. Саар, К.Д. Сергеева/

       Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае  ведущая роль принадлежит педагогу, который использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.                                          

         Из понимания  значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
  3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует деятельность, облегчает выполнение задачи.                                                           /по С.Л. Новоселовой/

Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является  и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.

3. Структура дидактических игр.

  От других видов игр и упражнений дидактическую игру отличает определенная структура.

       Как утверждают И.М. Кононова и К.Д. Сергеева, игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Обязательным компонентом дидактической игры являются и  ее правила.

       Рассмотрим подробнее основные компоненты дидактической игры.

Дидактическая задача. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями, представлениями и умениями. Определяя дидактическую задачу, имеется в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно сформировать средствами игры (честность, скромность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность), какие стороны речи развить. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила. Основная цель правил игры- организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать , предписывать что-либо детям в игре, делать игру занимательной и напряженной.

      Факт создания мнимой ситуации, с точки зрения развития, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и учебы, труда, с которым сталкиваются в школьном возрасте как с основным фактом.

      Используя дидактическую игру в педагогическом процессе, через ее правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.

Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Игровые действия могут быть самыми разнообразными: спрятать, искать, закрывать фишкой картинки, подбирать картинки, отвечать на вопросы, выбирать водящего, награждать победителя.

     Таким образом, любая игра становится дидактической игрой, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, которые и являются основными структурными  элементами дидактической игры

      Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

    Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

     Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.   В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

    При распределении детей на группы или при наличии ролей игровые действия различны.

     Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть.

   Правила игры определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

   Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

   Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

   Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

   Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

   Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении программного материала, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

   Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.                    

4. Особенности  использования дидактических игр в обучении и воспитании детей.

       Современные педагоги считают, что организация и руководство дидактическими играми осуществляются в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

      М.М. Алексеева отмечает, что, планируя  занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи, действия и правила игр. В противном случае происходит  процесс разрушения дидактической игры как особого средства  образовательной работы.

     Каждая дидактическая игра содержит одну-две задачи, которые и определяют ход игры. Так, в дидактической игре «Петрушка ошибается» ставится задача: Учить детей внятно произносить звуки и слова. А дидактическая задача игры «Птичка-мама и птенчики» звучит так: Упражнять в различении звуков по высоте, развивать слуховое восприятие.

     Педагог С.Л. Новоселова отмечает, что в подготовку  дидактической игры входит отбор игры в соответствии  задачами воспитания и обучения, определение наиболее удобного времени проведения игры ( в процессе занятия по развитию речи или во время режимных моментов, самостоятельной деятельности детей); выбор места для игры, количества играющих; подготовка дидактического материала, подготовка к игре самого педагога: изучение и осмысление своего места в игре, методов руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

                 Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом (показ предметов, картинок, краткая беседа);
  • объяснение хода и правил игры, при этом обращается  внимание на поведение в соответствии с правилами игры, их четкое выполнение;
  • показ игровых действий;
  • определение роли педагога в игре – участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера участия педагога определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задачи, правил.
  • подведение итогов игры.

Не менее важен и самокритичный анализ проведенной игры, помогающий варьировать игру в дальнейшем, обогащать ее новыми материалами.

      Воспитание и обучение детей посредством дидактических игр возможно во всех видах деятельности. Дидактические игры позволяют детям овладевать наиболее сложным  программным материалом.

       Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

      Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

   Например, дидактическая задача научить детей различать кольца по величине реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.

   Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

   Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам

Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

   Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с  целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.    

     Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1)  предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2)  картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил

   Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

   При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

   Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.  Но необходимо помнить об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

       Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно,  более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Это вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.  

   В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

   Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорят, что в следующий раз будем играть ещё лучше, или новая игра будет ещё интереснее. Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

   Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе.

       Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.              

           Таким образом, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является  и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством речевого развития ребенка.

          В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

         Педагоги и психологи подчёркивают, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

         Дидактическая игра содействует решению задач воспитания, обучения и развития детей.

ИПМ – 4 СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА

       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.

      Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением (Р.И.Левина, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова и др.)

В Концепции дошкольного воспитания обозначен подход к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении, как к процессу личностно-развивающего взаимодействия. В данном документе подчеркивается, что проблема развития речи, как основного средства общения и познания у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением, поскольку от степени ее решения зависит во многом полноценное психическое и социальное развитие детей дошкольного возраста.

Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает новый подход к планированию и организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Игровой деятельности как форме организации детской деятельности отводится особая роль, так как игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается.

В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Поэтому целесообразно выделить противоречие между педагогическими требованиями к процессу развития звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточностью игровых технологий по данному направлению, с  другой.

         Цель  данной программы: развитие звуковой культуры речи у детей  посредством дидактических игр. В соответствии с выдвинутой  целью были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к играм по развитию звуковой культуры речи у детей  дошкольного возраста.
  2. Формировать правильное произношение всех звуков, внятное и четкое произношение слов.
  3. Воспитывать выразительность речи и культуру речевого общения.

Дидактические игры могут стать эффективными в процессе развития звуковой культуры речи, если соблюдать следующие условия:

-  использовать дидактические игры в совместной, самостоятельной и непосредственно – образовательной деятельности детей;

- систематически включать дидактические игры в воспитательно – образовательный  процесс;

- дидактические должны включаться в работу поэтапно, от простого к сложному:  сначала в слогах, словах, предложениях, затем в связной речи и  самостоятельной речи детей.

Дидактические игры в развитии звуковой культуры речи предполагают включение в себя группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных  игр, направленных на развитие речи детей.

Игровые методы и приемы обязательно включаются в воспитательно – образовательный процесс.

Это позволяет решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты .

         Данная программа даст возможность наиболее рационально организовать работу группы, сэкономить время воспитателя  на подготовку к НОД, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей.

Все программы для ДОУ предполагазадач по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников по всем возрастным группам. Подробнее с задачами вы сможете познакомиться в распространяемой в ходе семинара брошюре.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей 2 младшей группы являются:

Учить детей внятно произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности:  [м]; [н]; [п] - [б]; [ф] - [в].

Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей средней группы являются:

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Учить детей внятно произносить в словах гласный [ы] и  согласные звуки в следующей последовательности:  [н]; [т] - [д]; [к] - [г]; [х]. Отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с']; [з] - [з']; [ц].

Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей старшей группы являются:

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков: йотированные (Я), (Е), (Ё), (Ю); шипящие  [ш] - [ж]; [ч'];  [щ']; сонорные [л] - [л'], [р] - [р'].

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Задачами по формированию звуковой культуры речи детей подготовительной группы являются:

Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с] - [ш]; [з] - [ж];                    звонкие – глухие [с] - [з]; [ш] - [ж]; [т] - [д]; сонорные [л] - [р]; твёрдые - мягкие [т] - [т']. 

 Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

ИПМ 5 -РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Формы работы с родителями

    Работа  с семьей   включает  помощь в образовании, психологическую и посредническую помощь, а мы, воспитатели,  должны исполнять одну из трех ролей  наставника, советника и гида. Необходимо  соблюдение  таких  условий, как  взаимное  доверие; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению  к родителям; учет   условий   жизни   каждой  семьи, возраста родителей, уровня   подготовленности  в  вопросах  воспитания; сочетание  индивидуального  подхода  к  каждой  семье с организацией работы со всеми родителями группы;  взаимосвязь  разных  форм работы с родителями.

     Соблюдая необходимые условия,  мы добиваемся  достаточно  спокойных, ровных, доверительных взаимоотношений с родителями воспитанников. А это – залог успешности  проводимой  работы. Система  работы  с  семьей  предполагает  включение родителей   во  все сферы жизни группы  по  всем  направлениям   учебно – воспитательного процесса.

       Согласуя свои действия с семьей, мы старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Особо важно взаимодействие семьи и педагогов для детей из иммигрантских семей, из неполных и неблагополучных семей, так как они наиболее подвержены негативным переменам в обществе. В результате практической деятельности мы пришли к выводу, что только во взаимосвязи детского сада и семьи можно овладеть различными видами деятельности, нормализовать контакты с детьми и родителями, повысить педагогическую культуру родителей.

        Столкнувшись с проблемой  исчезновения в поведении детей их возрастной непосредственности, поняли, что это  ведёт к развитию черт агрессивности. Преодолеть этот кризис опять же стало возможно путем взаимодействия с  семьями наших воспитанников. Проведя ряд бесед, консультаций, родительское собрание в непринужденной обстановке с чаепитием, было достигнуто взаимопонимание в вопросах воспитания детей. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении кардинально не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно-педагогическим, а с пониманием и заботой. Третья проблема - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно было уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями, вовлекая их в совместные игры. Поэтому процесс совместного пребывания взрослого с детьми в стенах детского сада так важен для нас. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. Нашей задачей -педагогов группы и психолога детского сада в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

     Еще одна проблема в работе с младшими дошкольниками и их родителями - научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах  работы с родителями, вся  деятельность специалистов нашего дошкольного учреждения объединяется единой целью - воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их.

        Работу с родителями условно можно распределить на несколько этапов, например, когда дети только приходят новичками в детский сад, начинается адаптационный этап, который для  родителей мы назвали «Давайте познакомимся». Задача этого этапа: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Раскроем несколько периодов, которые позволяют осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия.

  • подготовительный, до прихода ребенка в детский сад. В этот период нами выявлена эффективность проведения консультаций для родителей с целью оказания помощи в приведении в соответствие распорядка дня малыша дома с режимом детского сада, уделения внимания рациону питания, формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании.
  • посещение на дому малыша. В непринужденной обстановке есть возможность познакомиться с ребенком, пригласить его в гости в детский сад, а так же приход малыша в детский сад с мамой, при этом малыш находится в детском саду обязательно с родным для него человеком непродолжительное время.
  • Ребенок посещает детский сад по 2 часа в день, а родители следят за его самочувствием.

          Родителям мы сообщаем, что адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. А мы, педагоги, постоянно поддерживаем личный контакт с родителями, обмениваемся информацией, “привыкаем” друг к другу.

        Задача следующего этапа, который мы условно назвали «Давайте дружить и помогать друг другу» - объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателей на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье. В установлении контактов нам важно исследовать психологическую, педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; особенности детско-родительских отношений; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают.

          Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование, именно в начале учебного года родителей, которые впервые привели малыша в детский сад, и родителей, малыш которых продолжает посещать детский сад. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания одновременно от большого количества родителей. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс. Уровень родительских требований, уровень педагогической культуры семьи. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

        На этом этапе родителям предлагаются нами активные методы взаимодействия с детским садом. Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальный вариант. На первый план содержательной части второго этапа взаимодействия выступает консультационная помощь семье, просветительская направленность. Консультационная помощь семье: “Мы Вам рекомендуем” включает различные формы взаимодействия с семьей:

  • для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям;
  • положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемы, возникающие в общении с ребенком, научиться практическим умениям и навыкам  конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком.

         В организации просветительской направленности во взаимодействии семьи и детского сада наряду с традиционными формами (лекции, конференции, “круглые столы”) положительно зарекомендовал себя родительский клуб. Родительское собрание по созданию клуба отцов, проведенное в нашей группе, способствовало установлению в детском саду домашней атмосферы, отношений искренних и доброжелательных.

       В развитии дружеских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в изготовлении дидактических игр, игрушек для кукольного спектакля. А совместные праздники детей и взрослых вызывают азарт, общие переживания  вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать, защитить.

       Как было выявлено нами в практической деятельности, наиболее доступная форма оказания помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей – это беседы. С целью педагогического просвещения родителей наших воспитанников, мы организуем беседы по вопросам организации дидактических игр детей в условиях семьи, возрастным особенностям игровой деятельности детей и их развития. Несколько  отличаются  от бесед  тематические консультации, отличие которых от бесед  в  получении квалифицированных  советов  от педагога.  Мы практикуем групповые и индивидуальные консультации, запланированные (плановые) и внеплановые,  проводимые в связи с появившейся проблемой. Обычно проводим 3-4 групповых консультации в год.

     Познакомиться с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада, обсудить организационные вопросы по работе на год  родители могут на  групповых собраниях.  В групповые собрания  мы  включаем беседу (доклад), выступление медицинских работников ДОУ, специалистов, сообщения родителей об опыте семейного воспитания. В группах проводим  3-4 собрания. Чтобы в доверительной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы с участием специалистов, организуем заседание  « Круглый стол», куда приходят лишь те родители, кто выразил  желание участвовать в обсуждении  темы. Обсуждение в более интересной форме с проигрыванием ситуаций из жизни педагогами, родителями и специалистами  возможно на родительских  конференциях  с диалогом, прослушиванием записи детских высказываний, просмотром видеозаписи дидактических игр, обыгрыванием ситуаций, мнением специалистов, практических заданий по изготовлению игр для детей.  

       Стали традиционными средства наглядной пропаганды – настенные информационные стенды, уголки  для  родителей, журнал  для  родителей, папки-передвижки.   Незаменимым средством приближения родителей к проблемам воспитания и обучения детей являются  совместные мероприятия  детей  и родителей. Используя данные формы работы с родителями, считаем, что пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей по вопросам организации игр детей дома, изготовления дидактических игр и пособий, составленных педагогами и психологом. Ежедневно оформляем стенд для родителей: “Чем мы занимались”, “Повторите дома вместе с детьми”.

Огромное значение имеют для родителей наглядные формы в приемной:

  1. Стенды: “Я умею”, “Я могу”, “Я люблю” - информация об умениях, достижениях, интересах детей и родителей.
  2. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам, знакам Зодиака.
  3. Достижения каждого ребенка “Вот чему я научился”.
  4. Демонстрационный портфель – персональная папка каждого ребенка, в которую складываются детские работы.
  5. “Устами младенца” - юмористические высказывания детей.
  6.  “Про меня” - персональные листы с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми.
  7. “Мы вас ждем!” - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка и воспитателей на участие в работе группы.

Удачная форма работы с родителями - закрытые ящики и информационные корзины, в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. На основании этих записей мы корректируем свою работу, делаем выводы о вопросах, беспокоящих родителей. Часто для родителей устанавливаем фотомонтажи и чередуем их с рисунками, некоторыми поделками, например “Золотые руки не знают скуки”,  “Осенний букет”, “Елочка – красавица”.

      Все используемые нами формы работы с родителями приносят свои результаты, позволяют поддерживать взаимопонимание в вопросах воспитания детей, сохранять в глазах семьи ценность детского сада как источника взаимодействия детей и взрослых, полноты развития детей.

ИПМ 6 -Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- Москва, 1997.
  2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1998.
  3. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе.- Новосибирск, 2000.
  4. Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры.- Москва, 1999.
  5. Арнаутова Е., Зубова Г. Семейное воспитание детей раннего возраста.// Дошкольное воспитание, - № 7, 2004, , с.66.
  6. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы.- М., 1968.
  7. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду.// Дошкольное воспитание, - № 5, 2007, с.100-103.
  8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
  9. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. – М., 1998.
  10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1998, -241 с.
  11. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов- на- Дону, 2000.
  12. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.- М., 1998.
  13. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает.- СПб., 2002.
  14. Вахнина Н., Степанова А. Подружить всегда нас рад наш любимый детский сад.// Дошкольное воспитание, - № 5, 2007, с.103.
  15. Доронова Т., Доронов С. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек. – М.,2005.
  16. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок.- №11.-2006.-с.164.
  17. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- Москва, 1998 г.
  18. Захарова А.В., Слободчиков В.И. Мир детства. Млдаший дошкольник.-М., 1997.
  19. Згурская Л. Экология – малышам.// Дошкольное воспитание, 2004, - № 7, с.40.
  20. Игры для детей от 2 до 6 лет. -Москва : Росмэн,  2000 г.
  21. Карельская Е.Г. Подбираем свой ключик.// Мой ребёнок.-№2-2007.-с.148.
  22. Комарова Т.С Дети в мире творчества.- М.: Мнемозина, 1998.
  23. Крулехт М. Ребенок познаёт предметный мир.// Дошкольное воспитание, 2007, - № 1, с.45-47.
  24. Кищенко Е.Г., Пошибайло М.В. Гуманизация образовательного процесса в ДОУ через личностно-ориентированные технологии.-М.,2006.
  25. Крынцылова И. Развиваем способности ребенка. // Дошкольное воспитание.-№5-2007.-с.54.
  26. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики.- Новосибирск: изд-во Наука, 1997 г.
  27. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла  к  научной теории. - М., 2005.
  28. Минскин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1998г.
  29. Николенко Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации. - Псков, 1997г.
  30. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда.- М.:Просвещение, 1997.
  31. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2000.
  32. Павлова Л. Раннее детство: воспитание любознательности.// Дошкольное воспитание.-№12, -2006.-с.113.
  33. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М. 1996г.
  34. Прима Е.В.,Филиппова Л.В, Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников.- М., 2002.
  35. Развитие творческого мышления у детей./ Под ред. А. Симановского. -Ярославль: Гринго, 1998г.
  36. Столович Л.Н. Искусство и игра / Эстетика.- Москва: Знание, 1998г.
  37. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1998.
  38. Усова А.П. Игра. - Москва, 1998 г.
  39. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1998г.
  40. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб, 2001.
  41. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1999.
  42. Шипицина Л.М. Азбука общения. – СПб., 2002.
  43. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия и пути её преодоления.// Дошкольное воспитание. - № 12.- 2004.
  44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М., 1999.
  45. Урядницкая Н. Погуляем, поиграем.// Дошкольное воспитание.-2006.- №7, с.108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....