Главные вкладки

    Сочинение сказок с детьми как средство развития творческих способностей и социально коммуникативных качеств
    статья (младшая группа) на тему

    Кильпеляйнен Елена Васильевна

    Современная сказка отражает всю полноту современной жизни. Поэтому я и выбрала такую форму работы, что бы обучение детей проходило через театрализованную деятельность. Мне очень хотелось подойти к использованию сказочного материала не традиционно- то есть научить детей оригинально, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить не предвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

    У меня в группе 23 дошкольника -  совершенно разных и неповторимых. И сразу же выявляется проблема: большинство из них оказываются замкнутыми на своих переживаниях и не хотят принимать индивидуальность другого. Но в то же время каждому хочется быть принятым и понятым сверстниками. Возникновение подобной проблемы напрямую связанно с особенностью развития детей. Для них характерны низкий уровень самоконтроля и эмоциональная возбудимость. Взаимодействия со сверстниками носят зачастую агрессивный характер.  Отсюда возникает неблагоприятный психологический климат в группе. И у меня возник вопрос: Как научить детей общаться друг с другом, быть внимательными и терпеливыми к тем, кто рядом, и в то же время жить в ладу с самим собой?  Мне очень помогли сказки - Малютки. Именно сочинение сказок - малюток стало одной из эффективных форм работы для развития у детей навыков взаимодействия.

    Как это происходило?

    Я брала всего лишь для записи сказки небольшой листок и ставила перед ребенком задачу: "Попробуй сочинить такую сказку, что бы она поместилась на этом маленьком листе бумаги" . Сначала каждый ребенок рисовал картину на свободную тему, а я обязательно поддерживала ребенка, принимала любой результат его творческой деятельности независимо от содержания, формы, качества выполненной работы.  Затем по рисунку вместе с ребенком сочиняли сказку. При этом говорливого ребенка я старалась научить излагать мысли более кратко и лаконично, а перед малоречивым ребенком я ставила следующую задачу: придумай такую сказку, что бы она заполнила весь листок. На этом этапе работы я старалась подтолкнуть ребенка к тому, что бы он выразил в сказке не только событийный ряд, но и чувства, которые испытывают герои, которых он нарисовал. Чаще всего дети делали это самостоятельно, в если испытывали затруднения, то я им помогала наводящими вопросами: " Что он (она) почувствовал?" "Что он (она) увидел?"

    Сказка - творчество ребенка, но, говоря о вымышленных героях он открыто и бесхитростно наделяет их теми чувствами, которые переживает на данный момент в своей жизни сам, и тогда сказка помогает ребенку проговорить и осознать те чувства, которые его волнуют: "Я хочу дружить", "Я хочу радоваться", "Я хочу, что бы вокруг меня было красиво".

    И так, события в сказке идут своим чередом, и в конце, когда должно звучать символическое: " Я там был, мед пил" воспитатель говорит: "А чем ты хотел закончить сказку?". Я старалась, что бы итогом придуманной сказки становился некий нравственный урок, который вытекал бы из всего сказанного. Самый волнующий момент - это прочтение или пересказ сочиненной сказки в группе и беседа с детьми по её содержанию.

    Ведь восприятия сказки, это не только знакомство с её текстом, но и открытие слушателями её автора: его мыслей, чувств, стремлений пусть выраженных робко, кратко, сдержанно, но своих собственных, не похожих на другие. При чтении сказок я старалась создать у детей атмосферу искреннего интереса и внимания, обязательно отмечала оригинальность, выразительность и доброе начало той или иной сказки. После проделанной работы я проводила выставку для детей и их родителей.

    В дальнейшем, когда дети подрастут, рисунки  и тексты можно оформить в книжечки и создать вместе с детьми свою сказочную библиотеку из книг, которые смогут читать не только сами авторы, но и их друзья и дети из других групп.

    С уверенностью могу сказать, что проделанная работа дала зримые результаты. Дети в группе любознательны, наблюдательны, дружны, им свойственны такие качества, как сочувствие, взаимовыручка, помощь товарищу. Речь детей стала эмоциональной, интонационно окрашенной, дети умело пользуются силой и тембром голоса.

    У детей наблюдается устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Ребята сами придумывают и ставят кукольные спектакли

    Учитывая важность и актуальность темы, я планирую продолжать работу с детьми в дальнейшем, потому, что занятия, связанные с театрализованной деятельностью очень сближали меня с ребятами и их родителями. Я лучше понимаю их, а они меня, и это помогает решать все проблемы нашей группы.

      

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Сочинение сказок с детьми как средство развития творческих способностей и социально коммуникативных качеств.

    Современная сказка отражает всю полноту современной жизни. Поэтому я и выбрала такую форму работы, что бы обучение детей проходило через театрализованную деятельность. Мне очень хотелось подойти к использованию сказочного материала не традиционно- то есть научить детей оригинально, по своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить не предвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

    У меня в группе 23 дошкольника -  совершенно разных и неповторимых. И сразу же выявляется проблема: большинство из них оказываются замкнутыми на своих переживаниях и не хотят принимать индивидуальность другого. Но в то же время каждому хочется быть принятым и понятым сверстниками. Возникновение подобной проблемы напрямую связанно с особенностью развития детей. Для них характерны низкий уровень самоконтроля и эмоциональная возбудимость. Взаимодействия со сверстниками носят зачастую агрессивный характер.  Отсюда возникает неблагоприятный психологический климат в группе. И у меня возник вопрос: Как научить детей общаться друг с другом, быть внимательными и терпеливыми к тем, кто рядом, и в то же время жить в ладу с самим собой?  Мне очень помогли сказки - Малютки. Именно сочинение сказок - малюток стало одной из эффективных форм работы для развития у детей навыков взаимодействия.

    Как это происходило?

    Я брала всего лишь для записи сказки небольшой листок и ставила перед ребенком задачу: "Попробуй сочинить такую сказку, что бы она поместилась на этом маленьком листе бумаги" . Сначала каждый ребенок рисовал картину на свободную тему, а я обязательно поддерживала ребенка, принимала любой результат его творческой деятельности независимо от содержания, формы, качества выполненной работы.  Затем по рисунку вместе с ребенком сочиняли сказку. При этом говорливого ребенка я старалась научить излагать мысли более кратко и лаконично, а перед малоречивым ребенком я ставила следующую задачу: придумай такую сказку, что бы она заполнила весь листок. На этом этапе работы я старалась подтолкнуть ребенка к тому, что бы он выразил в сказке не только событийный ряд, но и чувства, которые испытывают герои, которых он нарисовал. Чаще всего дети делали это самостоятельно, в если испытывали затруднения, то я им помогала наводящими вопросами: " Что он (она) почувствовал?" "Что он (она) увидел?"

    Сказка - творчество ребенка, но, говоря о вымышленных героях он открыто и бесхитростно наделяет их теми чувствами, которые переживает на данный момент в своей жизни сам, и тогда сказка помогает ребенку проговорить и осознать те чувства, которые его волнуют: "Я хочу дружить", "Я хочу радоваться", "Я хочу, что бы вокруг меня было красиво".

    И так, события в сказке идут своим чередом, и в конце, когда должно звучать символическое: " Я там был, мед пил" воспитатель говорит: "А чем ты хотел закончить сказку?". Я старалась, что бы итогом придуманной сказки становился некий нравственный урок, который вытекал бы из всего сказанного. Самый волнующий момент - это прочтение или пересказ сочиненной сказки в группе и беседа с детьми по её содержанию.

    Ведь восприятия сказки, это не только знакомство с её текстом, но и открытие слушателями её автора: его мыслей, чувств, стремлений пусть выраженных робко, кратко, сдержанно, но своих собственных, не похожих на другие. При чтении сказок я старалась создать у детей атмосферу искреннего интереса и внимания, обязательно отмечала оригинальность, выразительность и доброе начало той или иной сказки. После проделанной работы я проводила выставку для детей и их родителей.

    В дальнейшем, когда дети подрастут, рисунки  и тексты можно оформить в книжечки и создать вместе с детьми свою сказочную библиотеку из книг, которые смогут читать не только сами авторы, но и их друзья и дети из других групп.

    С уверенностью могу сказать, что проделанная работа дала зримые результаты. Дети в группе любознательны, наблюдательны, дружны, им свойственны такие качества, как сочувствие, взаимовыручка, помощь товарищу. Речь детей стала эмоциональной, интонационно окрашенной, дети умело пользуются силой и тембром голоса.

    У детей наблюдается устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Ребята сами придумывают и ставят кукольные спектакли

    Учитывая важность и актуальность темы, я планирую продолжать работу с детьми в дальнейшем, потому, что занятия, связанные с театрализованной деятельностью очень сближали меня с ребятами и их родителями. Я лучше понимаю их, а они меня, и это помогает решать все проблемы нашей группы.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство развития творческих способностей»

    Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей....

    Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

    laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

    Материал на городской Фестиваль методических идей и проектов молодых педагогов "Разбуди талант!" по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

    Материал на конкурс в номинации: «Моя методическая идея» по теме: «Песочная терапия как средство развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста...

    Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...