Экологическая тропа в ДОУ
статья по теме

Котова Людмила Ивановна

  Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,

    Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_tropa.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа в ДОУ.

  Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,

  А мы знаем, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой.

  Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем  познавательного развития.

   Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев, (аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород, отдельные красивоцветущие растения и др.

Как мы создавали экологическую тропу!

Этапы создания и оформления тропинки:

1)        Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2)        Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.

3)        Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4)        Составление паспорта всех точек тропинки.

5)        Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6)        Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

  Разработали маршрут экологической тропы-это уголок леса, огород, уголок нетронутой природы, грядка с лекарственными растениями, уголок сада, муравейник, цветочные клумбы, искусственный водоем, отдельно растущие различные виды пород деревьев.

    Экологическая тропа проходит по территории детского сада.

    Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

   На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (ива, лиственница, береза, сосна, ель). В ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

   Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.

В летний период на экологической тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1.        Природоведческий труд

-        Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

-        Уход за цветами на экологической тропе.

-        Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

-        Уборка урожая на огороде.

-        Заготовка лекарственных трав.

-        Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2.        Хозяйственно-бытовой труд

-        Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3.        Природоохранный труд

-        Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

-        Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка  (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.

-        Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

-        Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4.        Ручной труд

-        Изготовление поделок из природного материала.

-        Аппликация из природных материалов.

 Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропике детского сада:

-        Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

-        Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

-        Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

-        Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

-        Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

-        Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

-        Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....